Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить значение познавательного интереса у
старших дошкольников и условия его развития в процессе непосредственно-
образовательной деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической
литературе.
2) Выявить особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……6
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников
как психолого-педагогическая проблема………………………….6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..9
Глава II Методика развития познавательного интереса у
старших дошкольников в процессе обучения……….…………………….15
2.1.Методика организации и проведения непосредственно-
образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного по развитию познавательного интереса……………15
2.2.Занимательный аспект формирования математических
представлений, как средство развития познавательного
интереса у старших дошкольников………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР Булычёва.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования было установлено, что познавательная деятельность у старших дошкольников развита на таком уровне, который позволяет использовать её возможности для повышения успешности дальнейшего обучения. При этом у детей сформирована и способность к активной познавательной деятельности. Используя рекомендуемые в психолого-педагогической литературе методы, приемы и формы работы для активизации познавательного интереса (занятия в сюжетно-образной форме, проблемные ситуации, проблемные вопросы и пр.) можно плодотворно воздействовать на ребенка в сфере активизации познавательной деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011. -№4. - с.58-60.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К.Бондаренко - М.: Просвещение, 2003.
  3. Буре Р.С. Готовим детей к школе/ Р.С.Буре - М.: Просвещение, 2007.
  4. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология/ Л.А.Венгер - М.: Просвещение, 1988.
  5. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1
  6. Гришина Г.Н. Любимые детские игры./ Г.Н.Гришина - М: Просвещение, 1999.
  7. Логинова В.И., Саморукова П.Г., Лейкина Б.С. Дошкольная педагогика // Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.
  8. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание №4,2009.
  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова - М.: «Академия», 1998.
  10. Косенко Ю.А. Формирование активности в игре. // Дошкольное воспитание. - 2000.
  11. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание №4,2009.
  12. Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников/ М.И.Лисина - М.: Просвещение, 2000.
  13. Михайленко Н.Я., Пантина Н.Т. Значение игры для развития детей. // Дошкольное воспитание - 2010. - №9.
  14. Молева И. Познаем окружающий мир через игру // Дошкольное воспитание — 2009. -№7.-6.
  15. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности. //Ребенок в детском саду №4,2011.
  16. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.- Балашов: Изд-во БФ СГУ 2011. - с. 27-30.
  17. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание №1, 2010. - с.21.
  18. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду/ А.И.Сорокина - М.: Просвещение, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ВЕЛИКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Сценарий обучающей игры для старших дошкольников

 

Цель. Создать бодрый, радостный, эмоционально положительный настрой, активизировать игровую деятельность, развивать художественные и творческие способности, любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему, способствовать формированию игровых умений, социального партнерства, умения вести игровой диалог, а также желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной игры.

Предварительная работа. Занятия по  всем линиям развития в соответствии с основной программой, выбранной детским  садом, изготовление необходимых атрибутов, составление графика проведения игры.

Ход игры-путешествия

Игра начинается в физкультурном зале  или на спортивной площадке. Под песню Шаинского «Вместе весело шагать» дети входят в зал, встают по его периметру.

Ведущий. Дорогие дети, сегодня мы отправляемся в Великое путешествие. Вы пройдетесь по улицам Музыкального и  Цветочного городов. Побываете в городе Чувств, узнаете много нового, посетив город Веселого язычка. Разрешите представить вам мэров городов. Мэр Музыкального города - музыкальный руководитель, мэр города Веселого язычка – логопед, психолог возглавляет  город Чувств, инструктор по физической  культуре - мэр Спортивного города, в Цветочном городе вас встретит старший воспитатель. В каждом  городе вы будете получать по одной букве.  По окончании путешествия мы вновь соберемся здесь и составим из собранных  букв слово. Итак, Великое путешествие начинается. (Звучит музыка, дети расходятся по городам.)

Музыкальный город

Цель. Закрепить умения двигаться в соответствии с характером музыки, различать жанры музыкальных произведений,  координировать движения рук и ног, формировать умение импровизировать танцевальные движения, соответствующие характеру музыки и словам песни, развивать музыкально-ритмическое воображение, учить узнавать знакомые песни по мелодии, воспитывать эмоционально положительное отношение к музыке, пробуждать интерес к совместному выполнению заданий, развивать навыки совместной деятельности.

Материал. Обруч с ноткой, карточки с нотами, на обратной стороне которых написаны буквы к, л, ю, ч, скрипичный ключ, буква К, куклы (девочка, неваляшка, клоун, Хрюша и Степашка), шкатулка.

Ход путешествия

Мэр. Сегодня мы с вами совершим прогулку по улицам Музыкального города. Вас встретят гостеприимные жители столицы музыкальной страны. Они будут предлагать различные задания, выполнив которые вы сумеете найти дорогу к самой главной площади Музыкального города и узнаете, какое сокровище  хранится на ней. Но прежде чем отправиться в путь, выберем капитана. Он проведет нас по улицам города. (Дети выбирают капитана, который надевает на голову обруч с ноткой.)

Вперед! За капитаном! (Звучит марш, дети обходят зал и подходят к табличке с названием улицы.)

Улица Песенная

Кукла. Я девочка-припевочка,

Люблю я песни петь.

Какую песню я пою?

Попробуй-ка ответь.

(Дети отгадывают  песни.) Правильно! Вот вам волшебная нотка (дает карточку с нарисованной на ней нотой).

Дети. Спасибо, девочка-припевочка.

Мэр. Садимся на лошадок и едем дальше. (Звучит пьеса Р. Шумана «Смелый наездник», дети имитируют верховую езду.)

Улица Танцевальная Неваляшка.

Я куколка нарядная,

Красивая и ладная.

Если тронешь ты меня,

Закачаюсь я, звеня.

Отгадайте-ка, ребята,

Что за музыка звучит?

Делать что она велит?

(Дети выполняют  танцевальные движения под «Марш» Э.Павлова, «Колыбельную» В.А.Моцарта, русскую народную мелодию «Полянка».) Молодцы! Вот вам волшебная нотка. Берегите ее!

Мэр. А теперь садимся на машины и едем дальше. (Звучит аудиозапись песни «Веселые путешественники»- (сл. С.Михалкова, муз. М.Старокадомского), дети имитируют езду на машинах.)

Улица Веселых ритмов

Клоун. Развеселый клоун я,

Всех вас в гости жду, друзья!

Очень я люблю играть:

В бубен, в ложки ударять.

Даю вам задание на внимание: под громкую музыку девочки громко стучат ложками, под тихую - мальчики тихо ударяют в бубны. (Дети берут ложки и бубны и исполняют ритмический рисунок пьесы Д. Шостаковича «Шарманка».) Молодцы! Получите волшебную нотку.

Мэр. Скорее в путь, нас зовет веселый поезд. (Звучит песня В. Шаинского «Голубой вагон», дети «объезжают» зал.)

Улица Музыкальных игр

Мэр. На этой улице живут Хрюша и Степашка, они очень любят играть. Давайте с ними поиграем в игру «Чей кружок быстрее соберется?». (Игра проводится под русскую народную мелодию «Как под яблонъкой». Степашка вручает детям волшебную нотку.)

Теперь сядем на саночки и поедем на главную площадь. (Звучит музыка, дети парами передвигаются по залу.)

Площадь Музыки

Мэр. Ну вот и приехали. Здесь, в самом центре города, на площади Музыки, хранится волшебная шкатулка. Чтобы ее открыть, капитан должен составить слово из волшебных нот. Посмотрим, сумеет ли он это сделать. (Капитан составляет слово «ключ» из полученных карточек с нотами.)

Правильно, открываем шкатулку. Смотрите, это скрипичный ключ. Он самый главный в Музыкальном городе. И теперь по праву принадлежит вам: ведь вы отлично справились со всеми заданиями. Этот скрипичный ключ откроет для вас двери в волшебный мир музыки. (Надевает ключ на шею капитану, снимает с его головы обруч с ноткой.)

Попрощайтесь с Музыкальным городом, вас ждут другие города. А я вручаю вам букву К. В добрый путь! (Звучит музыкальное произведение С. Прокофьева «Марш», дети покидают зал.)

Город Веселого язычка

Цель. Закреплять артикуляционные навыки, развивать чувство ритма, координацию движений, фонематический слух, произносительные навыки посредством фонетической ритмики, слуховое восприятие на материале неречевых и речевых звуков, формировать навыки звукослогового анализа и синтеза, совершенствовать память, внимание, логическое мышление, воспитывать любовь к родному языку.

Оформление помещения. Аллея Знаний - зона развивающих игр и логопедический уголок, площадь Зазеркалья - столы с индивидуальными зеркалами, набережная Развлечений - игровая зона вдоль корабля, построенного из напольного строительного материала.

Материал. Маска Веселого язычка,  идивидуальные зеркала (по количеству детей), карточки с индивидуальными заданиями («Составь слово по первым звукам», «Подбери букве свое слово», «Найди слог в слове», «Каждой букве свое место» и т.п.), наглядный материал для формирования звукослогового анализа, музыкальная шкатулка, мячик, поросенок с книгой,  буква З, магнитофон, аудиозапись «Элегии» Ж.Массне.

Ход путешествия

Дети подходят к кабинету логопеда. Звучит тихая музыка. Входит мэр города.

Мэр. Здравствуйте, дорогие гости! Я рада приветствовать вас в городе Веселого, язычка и приглашаю совершить экскурсию по нашему городу. Обратите внимание на герб города (показывает маску Веселого  язычка). Как вы думаете, почему у нашего города такой герб? (Ответы.)

Жители города Веселого язычка любознательны и трудолюбивы. Они очень хотят научиться красиво и правильно говорить, поэтому любят играть в умные, увлекательные игры на аллее Знаний. (Показывает зону развивающих игр и логопедический уголок.) На площади Зазеркалья (столы с индивидуальными зеркалами) жители любят слушать сказки о Веселом язычке и тренировать свои язычки перед волшебными зеркалами.

Мы приближаемся к набережной Развлечений. Обратите внимание на корабль. Ой, что это? (Находит волшебный мешочек, достает музыкальную шкатулку.) Это музыкальная шкатулка. Внутри что-то спрятано. Подойди, Валера, посмотри и скажи: что это? (Поросенок с книгой.) Правильно. Давайте придумаем ему имя. (Хрюша.) Поросенок Хрюша очень хочет научиться правильно говорить. Поможем ему? (Да!) Не печалься, Хрюша. Хочешь путешествовать вместе с нами по городу Веселого язычка?

Хрюша. Очень хочу.

Мэр. Тогда вернемся на площадь Зазеркалья и послушаем сказку о Веселом язычке. Садитесь поудобнее. Сказка начинается. (Дети слушают рассказ логопеда и выполняют упражнения «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Часики», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Чашечка», наблюдая за собой в индивидуальные зеркала.) Ну что, Хрюша, теперь сможешь сам делать гимнастику для язычка?

Хрюша. Да. Дома я обязательно буду заниматься вместе с мамой.

Мэр. Молодец! А сейчас задание еще труднее. Нужно без ошибки произнести скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». (Дети по очереди выполняют задание.) Хрюша, тебе понравилось, как ребята произносят скороговорку?

Хрюша. Да, очень. Я тоже так могу. (Пытается, но ничего не получается; расстраивается.)

Мэр. Не огорчайся, Хрюша, попробуй повторить скороговорку дома с мамой, и у тебя обязательно получится. Не всегда все получается сразу. Для того чтобы правильно и красиво говорить, нужно много заниматься. А сейчас нас ждут на аллее Ребусов и загадок. (Раздает карточки «Составь слово по первым звукам», «Подбери букве свое слово», «Найди слог в слове», «Каждой букве - свое место» и т.п. Дети выполняют индивидуальные задания.)

А теперь узнаем, кто самый внимательный. (Дети выполняют задания, воспринимая инструкции на слух.) Внимание! Следующая игра еще труднее. Готовы? (Дети вместе с логопедом и Хрюшей принимают участие в речевой игре «Испорченный телефон».)

Дети, поросята очень любят фрукты, поэтому следующую игру - «Назови фрукты» - будет оценивать Хрюша. (Дети передают друг другу мяч, произнося название какого-нибудь фрукта.)

Хрюша. Аи да ребята, аи да молодцы! Много названий фруктов знаете.

Мэр. Да, дети многому научились в детском саду. Да и в городе Веселого язычка они не напрасно время провели. Но на этом путешествие не заканчивается: вас ждут в следующем городе. Возьмите букву З, и до новых встреч в городе Веселого язычка.

Город Чувств

Цель. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, дать основы самоанализа, саморегуляции, закрепить знания об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), развивать творческие способности, познавательный интерес.

Материал. Свеча, аудиозапись спокойной музыки, картина с летним пейзажем, морская раковина, мешочек с самшитовыми шариками, две коробочки из шоколадного яйца киндер-сюрприз - с чесноком и с ваткой, смоченной духами (ландыш), игрушечный мишка, мыло, зубочистки с наколотыми на них кусочками моркови, соленого огурца, банана, непрозрачная банка, буква Н.

Ход путешествия

Мэр. Здравствуйте, дети! Мы в аэропорту Тридевятого царства. И сейчас полетим на ковре-самолете в сказочную страну, в которой находится город Чувств. Скажите, какие чувства есть у человека? (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.) Правильно. В сказочной стране правит королева Эмоция. Ее верные подданные - чувства - в трудных ситуациях всегда приходят на помощь жителям этой страны.

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников