Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить степень влияния школы на развитие нравственных норм и ценностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• На основе изученной литературы определить проблему исследования.
• Выделить подходы к изучению нравственного воспитания
• Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Сущность нравственного воспитания, как вида воспитания.
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,
понятие нравственного воспитания в педагогике………………………..7
1.2. Особенности и условия нравственного воспитания……………………..11
1.3. Содержание нравственного воспитания…………………………………..17

ГЛАВА 2. Особенности детей младшего школьного возраста.
2.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...21
2.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. Воспитательный потенциал школы
3.1. Воспитательный потенциал школы в формировании и развитии нравственного воспитания………………………………………………………26
3.2. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности…………………36
Список литературы…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ 
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 
Институт педагогики, психологии и социальных технологий 
Кафедра педагогики и педагогической психологии 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 
 
 
 
 
 

Выполнила: 
Студент группы 2008-031300-13  
специальности «Социальная педагогика» 
Ермина А.И. 
 
Проверила: 
к.п.н.  
Белокрылова Н.В 

 

 

Ижевск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.   Сущность нравственного воспитания, как вида воспитания.

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,

понятие нравственного  воспитания в педагогике………………………..7

1.2. Особенности и условия нравственного воспитания……………………..11

1.3. Содержание нравственного воспитания…………………………………..17

 

ГЛАВА 2. Особенности  детей младшего школьного возраста.

2.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...21

2.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника………………………………………………………………………..23

 

ГЛАВА 3. Воспитательный потенциал  школы 

3.1. Воспитательный потенциал школы в формировании и развитии нравственного воспитания………………………………………………………26

3.2. Приемы  воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности…………………36

 

Список литературы…………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Тема: Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Научный руководитель: Белокрылова Наталья Владимировна.

 

Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смещены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

       Во-первых, наше общество нуждается в  подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

       Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается,  окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия  на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих,  само по себе образование не  гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (1, с.431).

      В-четвертых,  вооружение нравственными знаниями  важно и потому, что они не  только информируют младшего  школьника о нормах поведения,  утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о  последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

      Перед  общеобразовательной школой ставится  задача подготовки ответственного  гражданина, способного самостоятельно  оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция  начальной школы в системе  непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании  обновления содержания образования  начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского (2), Н.М.Болдырева (3), Н.К.Крупской (4), А.С.Макаренко (5) и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

 

Исходя из этого, Объект нашего исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

 

Предмет: роль школьного воспитания в нравственном становлении детей младшего школьного возраста.

 

Цель исследования: определить степень влияния школы на развитие нравственных норм и ценностей детей младшего школьного возраста.

 

Задачи:

  • На основе изученной литературы определить проблему исследования.
  • Выделить подходы к изучению нравственного воспитания
  • Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста

 

Методология вопроса:

  • В.А. Сухомлинский: понятие "нравственность"
  • И.С. Марьенко “Нравственное становление личности школьника”
  • И.А. Каирова Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания
  • О.Г. Дробницкий  Проблемы нравственности.

 

В теоретической части  нами проанализирован материал по теории нравственного воспитания. Рассмотрели  ряд определений, концепций, подходов, ряд авторов, которые писали об этом, начиная с классиков и до наших дней. Например, Л.А. Григорович дала следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

 

Перспективы исследования: нравственная воспитанность детей, их эмпатия, сформированность пользованием нравственных норм и ценностей.

На основе базы: Гимназии им. Кузебая Герда, проанализировать программу воспитания в гимназии, что бы посмотреть как программа влияет на сформированность нравственных качеств младших школьников. Далее провести формирующий эксперимент, создать педагогические условия для нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.   Сущность нравственного воспитания, как вида воспитания.

1.1. Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (6 , с.191-192).

     Л.А. Григорович  дала следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». (20. c.104)

     И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.». (21. c.7)

      «Нравственные  нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен  поступить в той или иной  конкретной ситуации.

       Нравственная  норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и  действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

      «Воспитание»  – процесс целенаправленного  формирования личности. Это специально  организованное, управляемое и контролируемое  взаимодействие воспитателей и  воспитанников, конечной своей  целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное  воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает  все стороны жизнедеятельности  человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему  о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

«Нравственное воспитание»  – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Результатом  целостного процесса является  формирование нравственно цельной  личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

 

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи  с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

 

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и  социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

 

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного  сознания;

2. воспитание и развитие  нравственных чувств;

3. выработка умений  и привычек нравственного поведения.

 

Нравственное сознание – активный процесс отражения  нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного  сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

    Нравственность личности  складывается из субъективно  освоенных моральных принципов,  которыми она руководствуется  в системе отношений и постоянно  пульсирующего нравственного мышления.

   Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

 

Источник моральных  привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной  оценки явлений, взаимоотношений между  людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

 

Нравственное поведение  личности имеет следующую последовательность:

- жизненная ситуация  – порождаемое ею нравственно  – чувственное переживание –  нравственное осмысление ситуации  и мотивов поведения, 

- выбор и принятие  решений - волевой стимул –  поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе