Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить степень влияния школы на развитие нравственных норм и ценностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• На основе изученной литературы определить проблему исследования.
• Выделить подходы к изучению нравственного воспитания
• Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Сущность нравственного воспитания, как вида воспитания.
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,
понятие нравственного воспитания в педагогике………………………..7
1.2. Особенности и условия нравственного воспитания……………………..11
1.3. Содержание нравственного воспитания…………………………………..17

ГЛАВА 2. Особенности детей младшего школьного возраста.
2.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...21
2.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. Воспитательный потенциал школы
3.1. Воспитательный потенциал школы в формировании и развитии нравственного воспитания………………………………………………………26
3.2. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности…………………36
Список литературы…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

Важнейшим средством  нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

 

 

 

 

 

1.2.Особенности  и условия нравственного воспитания.

    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».(7, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (7, с. 558).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется  человек, этические нормы, правила  поведения, определяемые этими качествами». (8, с. 414).

      Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека». (9, с. 360).

     А Ницше  считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение  издревле установленному закону или обычаю» (10, с. 289).  «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (10, с .735).     В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

      А что  же говорить о детях? Еще  В.А. Сухомлинский говорил о  том, что необходимо заниматься  нравственным воспитанием ребенка,  учить «умению чувствовать человека».  (11, с. 120)

      Василий  Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям,  ломай деревья, попирай красоту,  выше всего ставь свое личное».  Все дело в одной, в очень  важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

     Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа  нравственного убеждения закладывается  в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь  и бесчестье, справедливость и  несправедливость доступны пониманию  ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (11, с. 170).

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего  поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона  воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам (12, с.352).

Н.И. Болдырев отмечает, что  специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий (3, с.102).

Рассматривая систему  нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают  несколько аспектов:

Во-первых, осуществление  согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование  приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние  воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему  нравственного воспитания следует  усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств  личности по мере роста и умственного созревания детей. (13, с.198).

          В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок  не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева(14), Л.А. Регуш (15) и многих других.

В своих исследованиях  они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий (16), в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. (17).

В результате регламентированного  характера процесса, обязательного  систематического выполнения учебных  поручений у младшего школьника  складываются нравственные  знания, характерные для учебной деятельности, нравственные  отношения, указывает И.Ф. Харламов. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит  приоритетная роль в воспитании и  обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. (18, с.541).

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком  процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается  более высоким. Для достижения целей  используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (2, с.386).

Процесс нравственного  воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его  совершенствование.

 Все факторы, обусловливающие  нравственное становление и развитие  личности школьника, И.С. Марьенко  разделяет на три группы: природные  (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой  и целенаправленными влияниями  школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются  нравственные качества, а возникающие  отношения могут влиять на изменение  целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через  восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в  процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.(19, с.8-14)

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного  воспитания школьников позволяет сделать  вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному  вопросу, которые можно взять  на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

1.3. Содержание нравственного воспитания.

 

Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к  содержанию нравственного воспитания не существует. Но тем не менее возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.

 

В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и  др.) нравственное воспитание рассматривается как:

  • процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
  • процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

 

Основным структурным  компонентом их концепции нравственного  воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного  сознания и мышления. Архангельский  Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении. [23]

 

Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем  более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе