Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить степень влияния школы на развитие нравственных норм и ценностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• На основе изученной литературы определить проблему исследования.
• Выделить подходы к изучению нравственного воспитания
• Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Сущность нравственного воспитания, как вида воспитания.
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,
понятие нравственного воспитания в педагогике………………………..7
1.2. Особенности и условия нравственного воспитания……………………..11
1.3. Содержание нравственного воспитания…………………………………..17

ГЛАВА 2. Особенности детей младшего школьного возраста.
2.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...21
2.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. Воспитательный потенциал школы
3.1. Воспитательный потенциал школы в формировании и развитии нравственного воспитания………………………………………………………26
3.2. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности…………………36
Список литературы…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

Сторонники интегративной  позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин  Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс  формирования целостного нравственного  представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.

 

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, по нашему мнению, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

 

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев  Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и  др.) рассматривает нравственное воспитание как:

  • процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
  • процесс стремления человека к нравственному идеалу.

 

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

  • формирование навыков и привычек поведения;
  • формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми. [24]

 

Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных  ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека. [25]

 

В рамках целостного подхода  к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой). [24]

 

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности нравственного воспитания, органического единства нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

 

Если вернуться к  определению понятия нравственного  воспитания, то необходимо обратить внимание на то, что это процесс целенаправленный. То есть педагог – воспитатель должен очень четко представлять, какие конкретно нравственные качества он хочет сформировать у воспитуемых и какова ценность личности, обладающей данной совокупностью нравственных качеств.

 

ГЛАВА 2. Особенности  детей младшего школьного возраста.

 

2.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

После периода первого  физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего - около 25 кг, 11-летнего - 37 кг.

 

  • Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

 

  • Мышечная система: сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа - письмо, лепка.

 

  • Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя - на уроках в школе, при выполнении домашних заданий - делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

 

  • Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

 

  • Сердечно-сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

 

  • Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

 

  • Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-11 лет - 850 мл.

 

  • Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

 

  • Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет - набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.

 

  • Нервная система: расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

2.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

(Возрастные границы: 7-11 лет.)

 

Ведущая психическая функция - логическое мышление.

Основные новообразования—перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической) , внутреннее планирование действий, самоконтроль, рефлексия.

 

Ребенок сохраняет много  детских качеств: легкомыслие, наивность,

 

Взгляд на взрослого  снизу вверх. Школьник уже утрачивает детскую непосредственность в поведении. Появляется другая логика мышления.

 

В школе получает ЗУН  и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности, весь уклад жизни.

 

  • Мышление - доминирующая функция. Интенсивно развивается, перестраиваются все психические процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Развивается словесно- логическое мышление, использует операции – конкретные, т.к. применяются на наглядном материале.

 

Формируются начальные  понятия. Учатся обобщать, делать выводы -- отсюда, понятийное, теоретическое  мышление. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, от типа обучения. Эффективная форма обучения — кооперация.

 

  • Внимание - преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Школьник сам может планировать свою деятельность - этим он организовывает внимание. Отключение внимания спасает от переутомления. Небольшой объем, малая устойчивость - 10-20 минут.

 

  • Память  - Ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их. Может пользоваться приемами запоминания сознательно. Повторяет то, что надо запомнить, осмысливает, осознает в заданной последовательности. Непроизвольное внимание остается более продуктивным, определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. Учебная деятельность требует произвольного запоминания. Понимание—необходимое условие запоминания. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, неинтересный способны целенаправленно произвольно запомнить. Хорошая механическая память. Когда материал понимается, связывается со старым, включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка, такой материал легко «извлекается» из системы связей и воспроизводится.

 

  • Воображение - в своем воображении ребенок в этом возрасте может создавать разнообразные ситуации. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок. Дети делятся на реалистов и фантазеров.

 

  • Общение - Ребенок попадает в новую систему отношений с окружающими его людьми. Школа предъявляет свои требования: речь должна быть грамотной, четкой, краткой, выразительной. Ребенок должен взять на себя ответственность за свою речь, правильно ее организовывать. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя.

 

  • Физическая активность—Выступает как психическое развитие ребенка.

 

  • Речь - Социальное пространство личности определяется значениями и смыслами обязанностей, прав, которые он по-прежнему усваивает в обыденной жизни. В процессе воспитания у ребенка вырабатывается эмоциональное отношение к нравственным нормам. Ребенок может быть вежливым, при этом он испытывает удовлетворение от своего поведения. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок умеет сопереживать другому. Состраданию ребенок учится через механизм подражания.

 

Семья по-новому начинает контролировать ребенка. Необходима организация  рабочего дня дома, в семье, в учебной  деятельности. Самое главное, что  может дать семья—воздерживаться от развлечений в урочное время, брать ответственность на себя, научить  управлять своей волей. Семья помогает усвоить предъявляемые к нему требования в уч. деятельности, принять их как необходимые. В семье ребенок приобретает новое место: он ученик, ответственный человек, с ним советуются.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Воспитательный потенциал школы.

 

3.1 .Воспитательный потенциал школы в формировании и развитии нравственного воспитания.

 

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего  поколения. Перед школой стоят ответственные  задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В школе нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействии с трудовым. На каждом возрастном этапе развития ребенка доминирует своя сторона воспитания (что ни в коем случае не означает единственная). В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс, производственная практика тесно связаны с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Изучение отечественной  и зарубежной научной литературы дает возможность формировать представление  о нравственном идеале, о гуманизме  и нравственной активности личности.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные  наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе