Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить степень влияния школы на развитие нравственных норм и ценностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• На основе изученной литературы определить проблему исследования.
• Выделить подходы к изучению нравственного воспитания
• Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Сущность нравственного воспитания, как вида воспитания.
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,
понятие нравственного воспитания в педагогике………………………..7
1.2. Особенности и условия нравственного воспитания……………………..11
1.3. Содержание нравственного воспитания…………………………………..17

ГЛАВА 2. Особенности детей младшего школьного возраста.
2.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...21
2.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. Воспитательный потенциал школы
3.1. Воспитательный потенциал школы в формировании и развитии нравственного воспитания………………………………………………………26
3.2. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности…………………36
Список литературы…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Приемы  воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности.

 

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается  его жизненный опыт. Переживания  младших школьников, их радости и  огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Л.Р. Болотина отмечает, что  в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

     Экскурсии  с учащимися проводятся в течение  всего учебного года и имеют различные цели. Для того чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

 Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. (26, с.251-252).

Знания школьников о  нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и  неполными. Поэтому требуется специальная  работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической  беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив  в отдельных  случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» (27).

 Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует  от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше  всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных  классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (26, с.248-250).

Важное значение для  идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно (28, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития (29, с.52).

Формирование нравственного  опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие  в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. (30.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс  строится таким образом, что в  нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед  необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного  воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (31с.168).

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных  книг помогают детям понять и оценить  нравственные поступки людей, указывает  Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно  возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой (32 с.52).

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. (32 с.53).

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств  школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
  4. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
  5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Краткий словарь по философии - М: 1982
  7. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка - М: 1979,

т. 11.

8. Ожегов С.И. , Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 1995.

9.  Аристотель. Сочинения  в 4-х томах - М: 1984 , т.4.

10. Ницше. Сочинение  в 2-х томах - М: 1990, т. 1 НИИОП  АПНСССР, 1988.

11. Сухомлинский В.А.  Избранные педагогические сочинения  -М: 1980, т.2.

12. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

13. Ковалев Н.Е., Райский  Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в  педагогику: Учебное пособие для  педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

14. Матвеева Л. И  Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

15. Регуш Л.А. Развитие  способностей прогнозирования в  познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ  им. А.И. Герцена, 1983.

16. Дробницкий О.Г. Проблемы  нравственности. - М.: Просвещение,1977.

17. Божович Л.И. О  нравственном развитии и воспитании  детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

18. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

19. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

20. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.

21.Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.

22. И.С. Марьенко “Нравственное становление личности школьника”

23. Архангельский Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания // Коллектив как фактор нравственного воспитания. – М.: «Знание», 1983. С. 14.

24. Старченко Л. В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 23-25.

25. Лихачёв Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1987. С. 78.

26. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических  институтов. - М.: Просвещение, 1987.

27. Макаренко А.С. Проблемы  школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

28. Крупская Н.К. Задачи  школы I ступени: Пед.соч., в шести  томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

29. Васильева З.Н. Нравственное  воспитание учащихся в учебной  деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

30. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. -  Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

31. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.

32. Матвеева Л. И Развитие младшего  школьника как субъекта учебной  деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.




Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе