Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:09, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически изучить и опытно – эксперементальным путем проверить влияние экскурсии на обогощение словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников, если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ.
Обогащение словаря как задача речевого развития дошкольного возраст………………………………………………………………………..6
1.2 Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВИПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ
2.1 Выявление первоначального уровня развития словаря и восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста…………………………....16
2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей посредством ознакомления с окружающей природой……………………………………….23
2.3 Динамика уровня развития словаря, детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра дошкольного и специального образования
Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: « Дошкольная педагогика »
На тему: « Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий »
Студентка группы 5-В, специальность ДПП
Овсиенко Дарья Васильевна
Проверил: преподаватель
Золотухина Ирина Петровна
Абакан 2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ.
1.2 Природа как средство
развития словаря детей
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВИПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ
2.1 Выявление первоначального
уровня развития словаря и
восприятия природы у детей
старшего дошкольного возраста…
2.2 Разработка и
2.3 Динамика уровня развития
словаря, детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Знакомство с окружающим - одно из средств обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности словарной работы, ее планирования и проведения.
В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Объект исследования: Процесс обогощения словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: обогощение словаря с помощью экскурсий у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Теоретически изучить и опытно – эксперементальным путем проверить влияние экскурсии на обогощение словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников, если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
Методологической основой работы являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы и природного окружения в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей Н.Ф. Виноградова, О.С. Ушакова, Н.А. Стародубова, Т.А. Маркова и др., Сформулированные в трудах Л.С Выготского, М.Р. Львова, Ф.А. Сохина и других.
Методы исследования:
Теоритические : анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме.
Эмпирические: опытно – экспериментальная работа.
Интерпритационные: Качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное изображение.
Теоретическое значение работы заключается в том, что проведенное исследование позволит выявить роль экскурсии на обогащении словаря в старшем дошкольном возрасте.
Практическая значимость заключается в том, что выявленные педагогические условия теперь могут применяться воспитателем в процессе обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная организация « Верхнеусинский детский сад»
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ.
Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляя из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы – слова.
Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е.И.Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.П.Иваненко, В.В.Гербовой, В.И.Яшиной, Е.М.Струниной, А.А.Смаги, А.И.Лаврентьевой и др. Нет такого явления, подчёркивают авторы, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.
Реальное употребление слова в речи – это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных[2].
Выясняя сущность работы по обогащению словаря с детьми дошкольного возраста очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трёх сторон:[11]
1. соотнесённости слова с предметом;
2. связи слова с определённым понятием;
3. соотнесённости слова
с другими лексическими
Таким образом, словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности.
Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.
Словарная работа в дошкольном общеобразовательном учреждении направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнений представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение.
Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребёнка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Таким образом, процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структуру познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания), обеспечивает развитие речевого общения (Л.В. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская и др.)
Проводя словарную работу, педагоги одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
1.2 Природа как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.
Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему.
Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого фактора всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина [42].
Продолжая мысль о ценности природы в воспитании ребенка, В.А. Сухомлинский писал: Природа — «клад», общаясь с ней, дети обогащаются духовно, нравственно, заряжаются энергией добра. Общение с природой - воспитание сердца. Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить, понимать и беречь природу - задача взрослых»
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение (О.И.Соловьева, А. М.Бородич). Авторы подчёркивают, что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.).
Авторы доказывают, что в процессе экскурсий в природе у детей обогащается словарь, а так же осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому, прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений:
1) овладение словами, обозначающими
предметы и явления
2) углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, освоение содержания слова на уровне его значения;
3) формирование родовых и видовых обобщений, а также усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Первое направление словарной работы - овладение словами представлено в работах Е. И.Тихеевой, А. М. Бородич, В.В.Гербовой, Ю.С.Ляховской и др. Исследователи уделяли большое внимание выделению предмета из среды, формированию его отчетливого образа (представления) и соединению образа и слова. На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных, типичных атмосферных явлений - дождь, снегопад, ветер, иней.
Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий