Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически изучить и опытно – эксперементальным путем проверить влияние экскурсии на обогощение словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников, если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ.
Обогащение словаря как задача речевого развития дошкольного возраст………………………………………………………………………..6
1.2 Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВИПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ
2.1 Выявление первоначального уровня развития словаря и восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста…………………………....16

2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей посредством ознакомления с окружающей природой……………………………………….23

2.3 Динамика уровня развития словаря, детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 207.31 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6 - Результаты контрольной диагностики в контрольной группе

П/П

Имя, фамилия ребенка

Задание

Общее кол-во баллов

1

2

3

1

Даша С.

3

2

2

7

2

Никита Д.

1

2

1

4

3

Саша У.

2

3

3

8

4

Алина М.

1

2

2

5

5

Андрей Ш.

2

1

1

4

6

Виталя Р.

3

3

3

9

7

Павел К.

1

2

1

4

8

Настя А.

1

2

2

5

9

Евгения К.

2

3

3

8

10

Стас С.

2

2

2

6


 

По общему количеству баллов дети экспериментальной и контрольной групп были распределены по уровням развития словаря (Таблица 7)

Таблица 7 - Сравнительные результаты контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах исследования

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Кол-во баллов

Уровень

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Кол-во баллов

Уровень

1

Иван Б.

8

В

1

Даша С.

7

С

2

Дима Н.

9

В

2

Никита Д.

4

Н

3

Настя Б.

5

С

3

Саша У.

8

В

4

Марина Ц.

8

В

4

Алина М.

5

С

5

Настя Д.

4

Н

5

Андрей Ш.

4

Н

6

Никита С.

7

С

6

Виталя Р.

9

В

7

Андрей К.

7

С

7

Павел К.

4

С

8

Максим М.

4

Н

8

Настя А.

5

С

9

Вика С.

7

С

9

Евгения К.

8

В

10

Регина С.

7

С

10

Стас С.

6

С


 

Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, была построена гистограмма, на которой можно проследить изменения количества детей контрольной и экспериментальной групп по уровням (рис.2)

 

Рис. 2 - Изменения количества детей контрольной и экспериментальной групп по уровням развития словаря

          Из гистограммы можно увидеть, что в экспериментальной группе  произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей  с высоким уровнем до 3-х человек, со средним уровнем количество  детей уменьшилось за счет  перемещения 2-х испытуемых на  высокий уровень развития, количество  детей с низким уровнем также  уменьшилось.

В контрольной группе произошли изменения лишь у двух детей - они переместился на средний уровень, поэтому с низким уровнем количество детей уменьшилось. У остальных детей изменений в уровнях не произошло, но у них улучшились результаты по выполнению отдельных заданий.

Индивидуальная динамика развития уровня развития словаря у детей экспериментальной и контрольной групп выглядит следующим образом (Рис. 3 и рис. 4)

 

Рис. 3 - Индивидуальная динамика уровня развития словаря у детей экспериментальной группы исследования

 

Рис. 4 - Индивидуальная динамика уровня развития словаря у детей контрольной группы исследования.

Контрольная диагностика показала, что у детей экспериментальной группы стала более развита возрастная ориентировка на смысловое содержание. Поиск нужного слова у детей с высоким уровнем развития словаря основывался на его значении, и правильность высказывания зависела от того, насколько точно передавался смысл выбранного слова. Речь детей приобрела такие качества, как точность, правильность, выразительность. У детей выработалось умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.

У детей со средним уровнем при подборе слов пауз и повторений стало меньше или они отсутствовали. Ответы детей экспериментальной группы отличались большей образностью, дети используют сравнения, легче, свободнее оперируют своим словарем

Характеризуя ответы детей с низким уровнем развития словаря, следует отметить следующее: испытуемые в обеих группах часто «уходили» от ответов. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях. Трудности, которые испытывали дети с низким уровнем развития, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством формирования словаря дошкольников.

 

                                      Анализ полученных результатов

 

Анализ теоретических положений и методических выводов в опыте работы позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной группе был выше, чем в экспериментальной. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 30%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, все рассмотренные выше данные показывают, что дошкольники могут вычленять в слове смысловую сторону, значение как особое свойство слова, могут разграничивать значение слова и обозначаемый им объект, но это будет проходить успешнее, если с детьми будет вестись целенаправленная работа по обогащению и активизации словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список  

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях.- М, 2003. - с.27-43.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
  5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в общении детей. – М., 2001
  6. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38.
  7. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 1984. – №3. – с. 24–32.
  8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
  10. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  12. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н.Ф.Виноградов. - М., 1984
  13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.
  14. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
  15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
  16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.
  17. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.
  18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  19. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.
  20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
  21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур., 2006. – 320 с.
  22. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
  23. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.
  24. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.С.3-5.
  25. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975.
  26. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.
  27. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  28. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
  29. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240с.
  30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
  32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

      33.Программа 2100. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ОСЕНЬ

 

 

Наблюдение № 1

 

     Наблюдение  за изменениями в природе. Предложить  детям самостоятельно найти признаки  осени в окружающей природе.

 

Загадка: Несу я урожаи,

             Поля вновь засеваю,

              Птиц к югу отправляю,

              Деревья раздеваю,

             Но не касаюсь сосен

             И елочек. Я - …     (осень)

               

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

 

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

 

Наблюдение № 2

 

Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду.

 

 

Наблюдение № 3

 

Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

 

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

                                                     Приятна мне твоя прощальная  краса –

                                                     Люблю я пышное природы увяданье,

                                                     В багрец и золото одетые леса.

                                                     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                                                     И мглой волнистою покрыты небеса,

                                                     И редкий солнца луч, и первые морозы,

                                                     И отдаленные седой зимы угрозы

Наблюдение № 4

 

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий