Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:09, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически изучить и опытно – эксперементальным путем проверить влияние экскурсии на обогощение словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников, если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ.
Обогащение словаря как задача речевого развития дошкольного возраст………………………………………………………………………..6
1.2 Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВИПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ
2.1 Выявление первоначального уровня развития словаря и восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста…………………………....16
2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей посредством ознакомления с окружающей природой……………………………………….23
2.3 Динамика уровня развития словаря, детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………
По мнению В.В.Гербовой, слово должно опираться на представление о предмете. Она подчеркивает, что появление слова в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено, и работа над ним завершена. При этом немаловажное значение имеет эстетическое отношение к предметам и явлениям природного окружения, которое рассматривается в настоящее время в двух смыслах:
Полноценные проявления детей в речевом творчестве, отмечает Ю.С.Ляховская, обнаруживаются в условиях систематического чуткого руководства со стороны педагога. В интеллектуально-речевой деятельности, по мнению автора, вычленяется красота искусства слова, умственного труда, объективных сторон действительности, художественной речи. В трудовой деятельности подчеркивается красота целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой коллективной деятельности.
Отечественная педагогика и методика развития речи исходят из положений материалистической философии о том, что каждый человек «присваивает» опыт материальной и духовной культуры. В результате происходит не просто накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе и художественных, качеств и способностей личности. Ребенок учится воспринимать эстетические явления. У него формируется способность сопереживать и чувствовать.
Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и переживают в связи с этим эстетические чувства. Мы убеждены, что природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством языка в своей речевой деятельности.
Реализация второго направления, разработанного Н.Ф.Виноградовой, А.А. Смага, А.П.Иваненко, В.И.Яшиной и др., - углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, так же может быть эффективна решена в процессе ознакомления с природой. Так, у детей формируются представления о свойствах и состоянии воды и их зависимости от температуры воздуха:
Детей знакомят с такими объектами неживой природы как глина и песок. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.
Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Условием для уточнения представлений дошкольников о песке, камнях, глине, почве, о значение этих материалов для жизни используются различного вида деятельности: посадка и пересадка растений и т.д.
Правильно определить величину, форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цветов при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. ребёнок может только при хорошей эстетической восприимчивости, которую у него надо систематически развивать как образы прекрасного, при этом составными частями эстетического отношения являются:
«Отношение к природе — сложный феномен, интегрирующий в себе познавательный процесс, эмоциональные проявления и волевую деятельность, отмечает Н.Ф. Виноградова. Результативность процесса воспитания нравственного отношения к природе во многом определяется сроком начала целенаправленного и систематического влияния на детей» [ 8 ]
На основе проведённого анализа были выделены познавательные и эмоциональные процессы.
Познавательные - включают: восприятие объектов и явлений природы и выделение их свойств и качеств (формы, цвета, строения, динамики и других); сравнение объектов природы, установление их сходства и различия по названным свойствам, выделение общего и индивидуального, обобщение. Данный процесс связан с умственными операциями анализа, синтеза, абстрагирования и требует достаточно богатого словарного запаса и высокого уровня связной речи, которые между собой взаимосвязаны.
Эмоциональные - включают эстетические чувства, чувство радости от общения с прекрасными явлениями и объектами природы, удовольствие от удавшегося рисунка, лепки на темы природы. Данные процессы, как подчёркивают исследователи, осуществляются в разных видах деятельности: в интеллектуально-речевой, в изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Многие авторы указывают на огромную роль природы, однако специальных исследований, посвященных данной проблеме, мне не встретилось, что и обусловило тему исследования.
Необходимо согласиться с мнением отдельных ученых, что воспитатели больше внимания обращают на эстетическую сторону природы, что становится доминирующим в формировании детского отношения к ней. Действительно, в природе заложена истинная красота, но задача педагога состоит не только в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, но и научить ценить, высказывать суждения, общаться и действовать в природе по законам красоты - справедливо отмечают в своих исследованиях Н.Ф. Виноградова, Н.А.Стародубова, В.А.Яшина, Г.Н.Бавыкина. Для этого авторы рекомендуют использовать длительные наблюдения за животными и растениями, проводить игры по обогащению и закреплению знаний о природе, организовывать труд в природе, деятельность по уходу за животными и растениями. Действенными методами, по мнению Н.А.Стародубовой являются задания на все проявления отношения к природе: работа детей с иллюстративным материалом, решение проблемных ситуаций, постановка детей в ситуацию выбора отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Вместе с тем, отмечает автор, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется интерес к объектам природы, особенностям их жизни, поведения. Об этом свидетельствуют и реакция детей на вносимых животных и растений. Существующая методика представляет для нас особый интерес, и была использована нами в ходе констатирующего эксперимента. Н.Ф. Виноградова, рассматривая ознакомление с природой дошкольников, как одно из важнейших направлений в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений, предлагает глубже давать знания о человеке, о его связи с природой.
Итак, заключённые в природе и в окружающей действительности эстетические ценности должны усваиваться в полной мере, и в этом смысле сформированное эстетическое отношение является показателем его усвоения. В процессе формирования словаря учитывается сила воздействия природы на чувственно-эмоциональную сферу личности и способность живой природы вызывать живой отклик и вырабатывать в человеке глубокие нравственно-эстетические ценности. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря и эстетических переживаний ребёнка. Правильно определить величину, форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цветов при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. ребёнок может только при хорошей эстетической восприимчивости, которую у него надо систематически развивать как образы прекрасного.
Таким образом, умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь родителям и педагогам (Н.Ф.Виноградова).
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ
2.1 Выявление первоначального уровня развития словаря и восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе исследования мною была поставлена цель: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования.
На данном этапе исследования использовались методики:
Задание № 1.
Цель: изучение процесса обобщения
Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: транспорт, цветы, деревья, посуда, головные уборы, одежда.
Методика проведения:
1 этап. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
2.этап. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт - водный, воздушный, наземный; одежда - весенняя, зимняя, осенняя, летняя; посуда - чайная, столовая, кухонная.
Оценка результатов:
3 балла – правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова;
2 балла - допускает 3-4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки;
1 балл – допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова.
Анализ результатов первого задания показал следующее: (таблица.1)
Таблица 1 - Результаты выполнения первого задания
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Иван Б. |
1 |
1 |
Даша С. |
2 |
2 |
Дима Н. |
2 |
2 |
Никита Д. |
1 |
3 |
Настя Б. |
1 |
3 |
Саша У. |
2 |
4 |
Марина Ц. |
2 |
4 |
Алина М. |
1 |
5 |
Настя Д. |
1 |
5 |
Андрей Ш. |
1 |
6 |
Никита С. |
1 |
6 |
Виталя Р. |
2 |
7 |
Андрей К. |
2 |
7 |
Павел К. |
1 |
8 |
Максим М. |
1 |
8 |
Настя А. |
1 |
9 |
Вика С. |
2 |
9 |
Евгения К. |
2 |
10 |
Регина С. |
1 |
10 |
Стас С. |
1 |
По данным, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что у детей довольно слабо развито обобщение. Кроме того, полученные результаты показали, что дети испытывали трудности в самостоятельном составлении картинок. У большинства детей отмечались 3-4 ошибки в раскладывании картинок, нарушающие связь, длительные паузы с поиском нужной картинки и обобщающего слова. У 6 испытуемых из 10 в экспериментальной и контрольной группах наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и обобщающего характера.
Задание № 2. «Что лишнее»
Цель: изучение умения детей обосновать свой выбор.
Материал: 10 карточек, на каждой изображено по 4 предмета. Три предмета относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой. Например: на 1-й карточке – машина, автобус, мотоцикл, дом; на второй- береза, ель, дуб, роза; на 3-й карточке – тетрадь, альбом, кукла и т.д.
Методика проведения: ребенку последовательно показывают карточку и просят назвать, какой предмет лишний и почему.
Оценка результатов:
3 балла – правильно определяет
лишний предмет на всех
2 балла – допускает 3-4 ошибки
в определении лишнего
1 балл - допускает 5 и более ошибок
в определении лишнего
Анализ результатов выполнения задания «Что лишнее» показал следующее (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты выполнения второго задания
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Иван Б. |
2 |
1 |
Даша С. |
2 |
2 |
Дима Н. |
3 |
2 |
Никита Д. |
2 |
3 |
Настя Б. |
1 |
3 |
Саша У. |
3 |
4 |
Марина Ц. |
2 |
4 |
Алина М. |
2 |
5 |
Настя Д. |
1 |
5 |
Андрей Ш. |
1 |
6 |
Никита С. |
2 |
6 |
Виталя Р. |
3 |
7 |
Андрей К. |
2 |
7 |
Павел К. |
2 |
8 |
Максим М. |
1 |
8 |
Настя А. |
1 |
9 |
Вика С. |
2 |
9 |
Евгения К. |
3 |
10 |
Регина С. |
2 |
10 |
Стас С. |
1 |
Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий