Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:09, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически изучить и опытно – эксперементальным путем проверить влияние экскурсии на обогощение словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников, если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ.
Обогащение словаря как задача речевого развития дошкольного возраст………………………………………………………………………..6
1.2 Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВИПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ
2.1 Выявление первоначального уровня развития словаря и восприятия природы у детей старшего дошкольного возраста…………………………....16
2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей посредством ознакомления с окружающей природой……………………………………….23
2.3 Динамика уровня развития словаря, детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………
Выполнение второго задания у детей в обеих группах не вызвало больших затруднений. 6 детей из 10 в экспериментальной и 4 детей в контрольной группах допустили 3 ошибки в определении лишнего предмета. Наибольшее затруднение вызвало нахождение лишнего предмета среди группы деревьев. Дети не смогли выделить розу, как лишний предмет. Но есть и положительные моменты: в экспериментальной группе 1 ребенок (Дима Н.) и в контрольной 3 детей (Евгения К., Виталий Р. и Никита Д.) правильно определили все лишние предметы во всех представленных группах и называли обобщающие слова. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно, но и после этого они не смогли правильно выполнить задание и допустили по 5 более ошибок в определении лишнего предмета, следовательно, эти испытуемые не смогли подобрать подходящие обобщающие слова для этих групп. Детей, не справившихся с данным заданием в экспериментальной и контрольной группах по три человека.
Задание № 3. «Кто что делает?»
Цель: изучение использования детьми в речи глаголов.
Материал: картинки.
Методика проведения: детям показывают картинки и просят назвать, кто что умеет делать. За каждый названный глагол ребенок получает фишку.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок набрал 20 и более фишек;
2 балла - ребенок набрал с 12-20 фишек;
1 балл – ребенок набрал менее 12 фишек.
Анализ результатов задания следующий (Таблица 3)
Таблица 3 - Результаты выполнения третьего задания
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во фишек |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во фишек |
Кол-во баллов |
1 |
Иван Б. |
17 |
2 |
1 |
Даша С. |
15 |
2 |
2 |
Дима Н. |
22 |
3 |
2 |
Никита Д. |
11 |
1 |
3 |
Настя Б. |
15 |
2 |
3 |
Саша У. |
24 |
3 |
4 |
Марина Ц. |
13 |
2 |
4 |
Алина М. |
22 |
2 |
5 |
Настя Д. |
10 |
1 |
5 |
Андрей Ш. |
10 |
1 |
6 |
Никита С. |
21 |
3 |
6 |
Виталя Р. |
22 |
3 |
7 |
Андрей К. |
17 |
2 |
7 |
Павел К. |
19 |
2 |
8 |
Максим М. |
11 |
1 |
8 |
Настя А. |
15 |
2 |
9 |
Вика С. |
18 |
2 |
9 |
Евгения К. |
21 |
3 |
10 |
Регина С. |
20 |
2 |
10 |
Стас С. |
10 |
1 |
Результаты данных в таблице свидетельствуют о том, что большинство детей в обеих группах, в активном словаре имеют достаточный для выполнения данного задания запас глаголов. Положительным моментом в результатах данного задания является то, что лишь 2 детей в экспериментальной и 3 детей в контрольной группах затруднились в подборе соответствующих глаголов. Некоторым детям вопрос задавался неоднократно, педагог задавал наводящие вопросы, но дети все равно не смогли ответить на заданный вопрос.
По результатам трех заданий был определен уровень развития словаря детей 5-6 лет.
Высокий уровень (8-9 баллов)
Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово. Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень (7-5 баллов)
Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.
Низкий уровень (менее 5 баллов).
У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.
Таким образом, подсчитав общее количество баллов, которые набрали дети в трех заданиях, они были распределены по уровням развития словаря. (Таблица 4)
Таблица 4 - Уровни развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Иван Б. |
5 |
С |
1 |
Даша С. |
6 |
С |
2 |
Дима Н. |
8 |
В |
2 |
Никита Д. |
4 |
Н |
3 |
Настя Б. |
4 |
Н |
3 |
Саша У. |
8 |
В |
4 |
Марина Ц. |
6 |
С |
4 |
Алина М. |
5 |
С |
5 |
Настя Д. |
3 |
Н |
5 |
Андрей Ш. |
3 |
Н |
6 |
Никита С. |
6 |
С |
6 |
Виталя Р. |
8 |
В |
7 |
Андрей К. |
6 |
С |
7 |
Павел К. |
5 |
С |
8 |
Максим М. |
3 |
Н |
8 |
Настя А. |
4 |
Н |
9 |
Вика С. |
6 |
С |
9 |
Евгения К. |
8 |
В |
10 |
Регина С. |
5 |
С |
10 |
Стас С. |
3 |
Н |
Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диагностирующих методик показал, что в экспериментальной группе 6 испытуемых находятся на среднем уровне, 3 детей на низком уровне и 1 ребенок на высоком уровне развития словаря. В контрольной группе детей с низким уровнем развития немного больше, чем экспериментальной (4 детей), а детей в высоким уровнем больше (3 испытуемых).
Результаты всей диагностики отражены в сравнительной диаграмме уровней развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп (Рис.1).
Рис. 1 - Сравнительная диаграмма уровней развития словаря на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, необходимо обращать внимание на обогащение словаря детей вне занятий, что поставило перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально организованной деятельности, направленной на обогащение и активизацию словаря у детей.
2.2 Разработка и
Исходя из данных констатирующего эксперимента, была сформулирована цель формирующего эксперимента: разработка комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим и экспериментальная апробация разработанной комплексной системы с детьми экспериментальной группы.
Так как обучение в детском саду ведется по комплексной программе дошкольного образования «Радуга» под ред. Дороновой Т.Н., то дети контрольной группы занимались только по этой программе, а детям экспериментальной группы в процессе проведения занятий по этой программе внедрялись разработанные задания.
Для реализации намеченной цели была спланирована работа по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря на
2. Ознакомление с окружающим
миром и обогащение словаря
в дидактических играх и
Работа по направлениям была включена в комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. (Приложение 1).
Комплексная система состоит из 13интегрированных занятий, включающих задания, разработанные на основе различных методических источников: авторских книг, материалов периодической печати.
Особое место в комплексной системе уделено дидактически играм и упражнениям, т.к. дидактические игры, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированные и разнообразные, сложнее само содержание.
Иногда детям трудно объяснить слова, которых нет в окружении ребенка. Поэтому были использованы показ кинофильмов и компьютерных презентаций. Был организован показ презентаций на тему «Профессии», «Птицы», «Транспорт», «Еда», «Правила поведения». Все презентации вызвали огромный интерес у детей. Все презентации сопровождаются веселыми детскими песенками и загадками, ответы на которые дают дети. По желанию родителей данные презентации были размножены для просмотра дома совместно с родителями.
В настоящее время издается огромное количество познавательных журналов, таких как «Твои веселые зверята», «Мурзилка», «Животные нашей планеты», «Звери» и т.д. В свободное от занятий время дети знакомились с материалами журналов. Дети узнали об образе жизни некоторых животных, которых нет в нашей полосе. Например, об образе жизни пингвинов, львов, об таких экзотических животных как игуана, коала и т.д.
Дети, принимавшие участие в эксперименте, с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.
Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции при выполнении условий игры, невнимательностью.
В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.
Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.
На начальных занятиях некоторые дети в силу особенностей своего характера иногда баловались, громко кричали, слабо реагировали на замечания. Позже дети привыкли к регулярным занятиям, сами просили поиграть с ними еще.
В целом было замечено, что дети экспериментальной группы делились полученным опытом с детьми контрольной группы в процессе самостоятельной деятельности. Дети экспериментальной группы делились полученными впечатлениями с детьми, которые не приняли участие в эксперименте. При рассказе о прочитанном или увиденном испытуемые в своей речи использовали вновь услышанные слова, тем самым закрепляли их в своем словаре.
Стоит отметить тот факт, что при употреблении нового слова дети из контрольной группы просили объяснить ребенка из экспериментальной группы значение данного слова и дошкольники с удовольствием выполняли просьбу.
Таким образом, испытуемые дети обогащали свой словарь в живом речевом общении с взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых ими в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа велась практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или картинку.
2.3 Динамика уровня развития словаря, детей старшего дошкольного возраста.
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития словаря детей 5-6 лет. Для этого был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной группой исследования.
В ходе контрольной диагностики были получены следующие результаты. (Таблицы 5 и 6)
Таблица 5 - Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе
№ П/П |
Имя, фамилия ребенка |
Задание |
Общее кол-во баллов | ||
1 |
2 |
3 | |||
1 |
Иван Б. |
2 |
3 |
3 |
8 |
2 |
Дима Н. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Настя Б. |
2 |
1 |
2 |
5 |
4 |
Марина Ц. |
2 |
3 |
3 |
8 |
5 |
Настя Д. |
2 |
1 |
1 |
4 |
6 |
Никита С. |
2 |
3 |
2 |
7 |
7 |
Андрей К. |
3 |
2 |
2 |
7 |
8 |
Максим М. |
1 |
1 |
2 |
4 |
9 |
Вика С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
10 |
Регина С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий