Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

Файлы: 1 файл

оарпоаврповапавпр.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  исследования:

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в  мире систем среднего, профессионального  и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности  студентов на 10000 человек населения.

     Благодаря  созданному интеллектуальному потенциалу  в России был  достигнут высокий уровень фундаментальной науки. Можно привести такие цифры: в 1917 г. уровень образования населения России равнялся одному году обучения;  к началу Второй мировой войны - 4 года; в начале  60-х гг. - 7 лет обучения;  в настоящее время - 10,5 лет.

     Доля расходов  на образование в процентах  к расходам государственного  бюджета СССР установилась к  концу 20-х гг. на уровне 12,5 процента, в период 1965-1980 гг. увеличилась до 15-17 процентов. После 1980 г. эти  расходы составляли 12 процентов,  затем произошел резкий спад: в 1992 г.- до 5,8 процента, в 1993 г. - 4,4 процента, а сегодня расходы на  образование из средств консолидированного  бюджета РФ увеличились. В 2000г.  расходы составляли 7,2 процента, в  2005г. 7,9 процента, а в 2010г. 8,6 процента.

     Были допущены  серьезные просчеты в стратегии  образования. В 60-80 гг. в нашей  стране резко увеличилась подготовка  рабочих в профтехучилищах - в  2,5 раза, а рост специалистов с  высшим образованием только - в  1,3 раза. Однако весь мировой опыт  свидетельствует: наибольший вклад  в прирост производительности  труда, темпов экономического  развития вносят специалисты,  получившие высшее образование.  Тем не менее, сегодня обратная  ситуация. Увеличивается подготовка  специалистов в высших учебных  заведениях, а профтехучилища остаются  на втором месте.

     При всей  очевидности реформирования образования  к нему надо подходить весьма  осторожно. Результаты образовательной  политики, внедрения инноваций часто  сказываются только через 10-15 лет. Этим и пользуются некоторые реформаторы и "новаторы" от образования, отлично понимая, что им вряд ли придется отвечать за непродуманные эксперименты.

     Система образования  должна осторожно включать в  свои программы новации, новые  формы организации. Известно, что  любая крупная научная идея  в своей эволюции проходит  три этапа. Сначала: "этого не  может быть", затем: "в этом  что-то есть" и, наконец, третий  этап: "как этого можно было  не понимать и не принимать?". Массовое образование должно  ориентироваться в основном на  него.

     Система образования  отличается позитивным консерватизмом  гораздо в большей степени,  чем экономика или политика. В  России коренным образом поменялись  экономический уклад и политическая  система, а учебные заведения  продолжают действовать в значительной  мере в прежней системе координат.  В последние годы разрушительные  тенденции менее всего коснулись  системы образования, именно здесь  сохранился значительный интеллектуальный  потенциал, все лучшее, что было  накоплено отечественной системой  образования.

Объект исследования: институты образования.

Предмет исследования: образование как социальный институт.

Цель работы: заключается в анализе образования социально-политической, культурной, производственно-экономической точек зрения и изучении проблем образования в современном обществе.

Задачи, поставленные в работе, вытекают из ее цели и является следующими:

 1.Изучить теоретические аспекты образования как социального института.

2.Рассмотреть основные  проблемы образования в обществе.

3.Проанализировать систему  образования Рязанской области.

  4.Проанализировать деятельность специализированных служб, занимающихся образованием.

Гипотеза:

Методологические  основы:

Теоретическая значимость: Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. В образовании существует ряд проблем, таких как: получение образования, стоимость образования, трудоустройство и другие.

Эмпирическая  база:

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования образования, как социального института.

§1. Понятие, функции, виды социальных институтов, характеристика института образования.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых  условий появления социальных  институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную  деятельность людей в целях  удовлетворения тех или иных  социальных потребностей. Так институт  семьи удовлетворяет потребность  в воспроизводстве человеческого  рода и воспитании детей, реализует  отношения между полами, поколениями  и т. д. Институт высшего  образования обеспечивает подготовку  рабочей силы, дает возможность  человеку развить свои способности  для того, чтобы реализовать их  в последующей деятельности и  обеспечивать свое существование  и т.д. Возникновение определенных  общественных потребностей, а также  условия для их удовлетворения  являются первыми необходимыми  моментами институционализации. 

2) Социальный институт  образуется на основе социальных  связей, взаимодействия и отношений  конкретных лиц индивидов, социальных  групп и иных общностей. Но  он, как и другие социальные  системы, не может быть сведен  к сумме этих лиц и их  взаимодействий. Социальные институты  носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным  качеством. Следовательно, социальный  институт представляет собой  самостоятельное общественное образование,  которое имеет свою логику  развития. С этой точки зрения  социальные институты могут быть  рассмотрены как организованные  социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью  их элементов и определенной  изменчивостью их функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

3) Третьим важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института.  Внешне социальный институт представляет  собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и выполняющими определенную  социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой  цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение  социального института. Социальные институты - это организованные объединения  людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.[2,48-54 ]

Функции социальных институтов

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить  в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов  общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья,  но к ней причастны и другие  социальные институты, такие,  как государство. 

2) Социализация - передача  индивидам установленных в данном  обществе образцов поведения  и способов деятельности - институты  семьи, образования, религии и  др.

3) Производство и распределение.  Обеспечиваются экономическо-социальными  институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления  и контроля осуществляются через  систему социальных норм и  предписаний, реализующих соответствующие  типы поведения: моральные и  правовые нормы, обычаи, административные  решения и т. д. Социальные  институты управляют поведением  индивида через систему поощрений  и санкций.[2,62-64]

Виды социальных институтов

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры. 

3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию  индивидов через усвоение устойчивых  социокультурных стандартов поведения  и, наконец, защиту определенных  ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения. 

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства  и системой соответствующих санкций. 

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные 

контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент  собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

В рамках нашего исследования мы более детально рассмотрели такой  социальный институт как образование.

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Признаками института  образования являются:

1. Установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. Символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. Утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. Кодекс устный и письменный - правила учащихся

5. Идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении[2, 87-91]

Основные виды образования 

Система образования структурирована  и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного  воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование  по интересам.

Информация о работе Образование как социальный институт