Введение
Актуальность
исследования:
К концу 50-х гг. наша страна
располагала одной из лучших в
мире систем среднего, профессионального
и высшего образования. Она занимала
второе место в мире по численности
студентов на 10000 человек населения.
Благодаря
созданному интеллектуальному потенциалу
в России был достигнут высокий
уровень фундаментальной науки. Можно
привести такие цифры: в 1917 г. уровень образования
населения России равнялся одному году
обучения; к началу Второй мировой
войны - 4 года; в начале 60-х гг. - 7 лет
обучения; в настоящее время - 10,5 лет.
Доля расходов
на образование в процентах
к расходам государственного
бюджета СССР установилась к
концу 20-х гг. на уровне 12,5 процента,
в период 1965-1980 гг. увеличилась до
15-17 процентов. После 1980 г. эти
расходы составляли 12 процентов,
затем произошел резкий спад:
в 1992 г.- до 5,8 процента, в 1993 г. - 4,4
процента, а сегодня расходы на
образование из средств консолидированного
бюджета РФ увеличились. В 2000г.
расходы составляли 7,2 процента, в
2005г. 7,9 процента, а в 2010г. 8,6 процента.
Были допущены
серьезные просчеты в стратегии
образования. В 60-80 гг. в нашей
стране резко увеличилась подготовка
рабочих в профтехучилищах - в
2,5 раза, а рост специалистов с
высшим образованием только - в
1,3 раза. Однако весь мировой опыт
свидетельствует: наибольший вклад
в прирост производительности
труда, темпов экономического
развития вносят специалисты,
получившие высшее образование.
Тем не менее, сегодня обратная
ситуация. Увеличивается подготовка
специалистов в высших учебных
заведениях, а профтехучилища остаются
на втором месте.
При всей
очевидности реформирования образования
к нему надо подходить весьма
осторожно. Результаты образовательной
политики, внедрения инноваций часто
сказываются только через 10-15
лет. Этим и пользуются некоторые
реформаторы и "новаторы" от образования,
отлично понимая, что им вряд ли придется
отвечать за непродуманные эксперименты.
Система образования
должна осторожно включать в
свои программы новации, новые
формы организации. Известно, что
любая крупная научная идея
в своей эволюции проходит
три этапа. Сначала: "этого не
может быть", затем: "в этом
что-то есть" и, наконец, третий
этап: "как этого можно было
не понимать и не принимать?".
Массовое образование должно
ориентироваться в основном на
него.
Система образования
отличается позитивным консерватизмом
гораздо в большей степени,
чем экономика или политика. В
России коренным образом поменялись
экономический уклад и политическая
система, а учебные заведения
продолжают действовать в значительной
мере в прежней системе координат.
В последние годы разрушительные
тенденции менее всего коснулись
системы образования, именно здесь
сохранился значительный интеллектуальный
потенциал, все лучшее, что было
накоплено отечественной системой
образования.
Объект исследования: институты образования.
Предмет исследования: образование как социальный
институт.
Цель работы: заключается в анализе образования
социально-политической, культурной, производственно-экономической
точек зрения и изучении проблем образования
в современном обществе.
Задачи, поставленные в работе, вытекают
из ее цели и является следующими:
1.Изучить теоретические
аспекты образования как социального
института.
2.Рассмотреть основные
проблемы образования в обществе.
3.Проанализировать систему
образования Рязанской области.
4.Проанализировать деятельность
специализированных служб, занимающихся
образованием.
Гипотеза:
Методологические
основы:
Теоретическая значимость: Социальные институты - это
исторически сложившиеся устойчивые формы
организации совместной деятельности
людей. Каждый институт выполняет свою,
характерную для него социальную функцию.
В образовании существует ряд проблем,
таких как: получение образования, стоимость
образования, трудоустройство и другие.
Эмпирическая
база:
Структура исследования: состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические
основы исследования образования, как
социального института.
§1. Понятие, функции,
виды социальных институтов, характеристика
института образования.
Социальные институты (от
лат. institutum - установление, учреждение)
- это исторически сложившиеся устойчивые
формы организации совместной деятельности
людей. Термин "социальный институт"
употребляется в самых разнообразных
значениях. Говорят об институте семьи,
институте образования, здравоохранения,
институт государства и т. д. Первое, чаще
всего употребляемое значение термина
"социальный институт" связано с
характеристикой всякого рода упорядочения,
формализации и стандартизации общественных
связей и отношений. А сам процесс упорядочения,
формализации и стандартизации называется
институционализацией.
Процесс институционализации
включает в себя ряд моментов:
1) Одним из необходимых
условий появления социальных
институтов служит соответствующая
социальная потребность. Институты
призваны организовывать совместную
деятельность людей в целях
удовлетворения тех или иных
социальных потребностей. Так институт
семьи удовлетворяет потребность
в воспроизводстве человеческого
рода и воспитании детей, реализует
отношения между полами, поколениями
и т. д. Институт высшего
образования обеспечивает подготовку
рабочей силы, дает возможность
человеку развить свои способности
для того, чтобы реализовать их
в последующей деятельности и
обеспечивать свое существование
и т.д. Возникновение определенных
общественных потребностей, а также
условия для их удовлетворения
являются первыми необходимыми
моментами институционализации.
2) Социальный институт
образуется на основе социальных
связей, взаимодействия и отношений
конкретных лиц индивидов, социальных
групп и иных общностей. Но
он, как и другие социальные
системы, не может быть сведен
к сумме этих лиц и их
взаимодействий. Социальные институты
носят надындивидуальный характер,
обладают своим собственным системным
качеством. Следовательно, социальный
институт представляет собой
самостоятельное общественное образование,
которое имеет свою логику
развития. С этой точки зрения
социальные институты могут быть
рассмотрены как организованные
социальные системы, характеризующиеся
устойчивостью структуры, интегрированностью
их элементов и определенной
изменчивостью их функций. Прежде
всего, это система ценностей, норм, идеалов,
а также образцов деятельности и поведения
людей и других элементов социокультурного
процесса. Эта система гарантирует сходное
поведение людей, согласовывает и направляет
в русло их определенные стремления, устанавливает
способы удовлетворения их потребностей,
разрешает конфликты, возникающие в процессе
повседневной жизни, обеспечивает состояние
равновесия и стабильности в рамках той
или иной социальной общности и общества
в целом. Само по себе наличие этих социокультурных
элементов еще не обеспечивает функционирование
социального института. Для того, чтобы
он работал, необходимо, чтобы они стали
достоянием внутреннего мира личности,
были интернализованы ими в процессе социализации,
воплотились в форму социальных ролей
и статусов. Интернализация индивидами
всех социокультурных элементов, формирования
на их основе системы потребностей личности,
ценностных ориентаций и ожиданий является
вторым важнейшим элементом институционализации.
3) Третьим важнейшим элементом
институционализации является организационное
оформление социального института.
Внешне социальный институт представляет
собой совокупность лиц, учреждений,
снабженных определенными материальными
средствами и выполняющими определенную
социальную функцию. Так, институт высшего
образования состоит из определенной
совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего
персонала, чиновников, которые действуют
в рамках таких учреждений, как вузы, министерство
или Госкомитет по высшей школе и т. д.,
которые для своей деятельности располагают
определенными материальными ценностями
(зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт
характеризуется наличием цели своей
деятельности, конкретными функциями,
обеспечивающими достижение такой
цели, набором социальных позиций
и ролей, типичных для данного
института. На основе всего вышеизложенного,
можно дать следующее определение
социального института. Социальные
институты - это организованные объединения
людей выполняющих определенные
социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе
выполняемого членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями,
нормами и образцами поведения.[2,48-54
]
Функции социальных
институтов
Каждый институт выполняет
свою, характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных
функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов
как определенных видов социальной
системы. Эти функции очень многообразны.
Социологи разных направлений стремились
как-то классифицировать их, представить
в виде определенной упорядоченной
системы. Наиболее полную классификацию
представила так называемая "институциональная
школа". Представители институциональной
школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг
и др.) выделили четыре основных функции
социальных институтов:
1) Воспроизводство членов
общества. Главным институтом, выполняющим
эту функцию, является семья,
но к ней причастны и другие
социальные институты, такие,
как государство.
2) Социализация - передача
индивидам установленных в данном
обществе образцов поведения
и способов деятельности - институты
семьи, образования, религии и
др.
3) Производство и распределение.
Обеспечиваются экономическо-социальными
институтами управления и контроля
- органы власти.
4) Функции управления
и контроля осуществляются через
систему социальных норм и
предписаний, реализующих соответствующие
типы поведения: моральные и
правовые нормы, обычаи, административные
решения и т. д. Социальные
институты управляют поведением
индивида через систему поощрений
и санкций.[2,62-64]
Виды социальных
институтов
1) Экономическо-социальные
институты - собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные объединения
различном типа - обеспечивают всю совокупность
производства и распределения общественного
богатства соединяя, вместе с тем, экономическую
жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты
- государство, партии, профсоюзы
и другого рода общественные
организации, преследующие политические
цели, направленные на установление
и поддержание определенной формы
политической власти. Их совокупность
составляет политическую систему
данного общества. Политические
институты обеспечивают воспроизводство
и устойчивое сохранение идеологических
ценностей, стабилизируют доминирующие
в обществе социально-классовые
структуры.
3) Социокультурные и воспитательные
институты ставят целью освоение
и последующее воспроизводство
культурных и социальных ценностей,
включение индивидов в определенную
субкультуру, а также социализацию
индивидов через усвоение устойчивых
социокультурных стандартов поведения
и, наконец, защиту определенных
ценностей и норм.
4) Нормативно-ориентирующие
- механизмы морально-этической ориентации
и регуляции поведения индивидов.
Их цель - придать поведению и
мотивации нравственную аргументацию,
этическую основу. Эти институты
утверждают в сообществе императивные
общечеловеческие ценности, специальные
кодексы и этику поведения.
5) Нормативно-санкционирующие
- общественно-социальную регуляцию
поведения на основе норм, правил
и предписаний, закрепленных в
юридических и административных
актах. Обязательность норм обеспечивается
принудительной силой государства
и системой соответствующих санкций.
6) Церемониально-символические
и ситуационно-конвенциональные
институты. Эти институты основаны
на более или менее длительном
принятии конвенциональных (по договору)
норм, их официальном и неофициальном
закреплении. Эти нормы регулируют
повседневные
контакты, разнообразные
акты группового и межгруппового
поведения. Они определяют порядок
и способ взаимного поведения, регламентируют
методы передачи и обмена информацией,
приветствия, обращения и т.д., регламент
собраний, заседаний, деятельность каких-то
объединений.
В рамках нашего исследования
мы более детально рассмотрели такой
социальный институт как образование.
Образование представляет собой
социальную подсистему, имеющую свою
структуру. В качестве ее основных элементов
можно выделить учебно-воспитательные
учреждения как социальные организации,
социальные общности (педагоги и учащиеся),
учебный процесс как вид социокультурной
деятельности.
Признаками института
образования являются:
1. Установки и образцы поведения
- любовь к знаниям, посещаемость
2. Символические культурные
признаки - школьная эмблема, школьные
песни
3. Утилитарные культурные черты
- классы, библиотеки, стадионы
4. Кодекс устный и письменный
- правила учащихся
5. Идеология - академическая
свобода, прогрессивное образование, равенство
при обучении[2, 87-91]
Основные виды
образования
Система образования структурирована
и по иным принципам, она включает
ряд звеньев: систему дошкольного
воспитания, общеобразовательную школу,
профессионально-техническое образование,
среднее специальное образование,
высшее образование, послевузовское образование,
систему повышения квалификации
и переподготовки кадров, образование
по интересам.