Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

Файлы: 1 файл

оарпоаврповапавпр.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

   Понятно, что поиск  наиболее рациональных путей  обновления  всех  ступеней народного  образования  потребует  от  социологии  еще  больших  усилий   по всестороннему  анализу  реального  положения,  определения   тенденций   его развития,  а  также  участия  в  решении  назревших   проблем   формирования интеллектуального потенциала страны.

Вместе с уже известным  переосмыслением школьного образования  представляется необходимым проанализировать с мировоззренческой  точки  зрения  современные проблемы  школы.  Большинство  серьёзных  ученых,  философов  и  социологов, приверженцев различных теоретических  взглядов,  совпадают  во  мнении,  что сегодня человечество находится в  переходном  периоде,  в  преддверии  новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и  деятельности  старой, так  называемой  техногенной  цивилизации,  фундаментальную  основу  которой составляет  принцип  рациональности  и  построенная  в  соответствии  с  ним характерная картина мира.  Глобальные  цивилизационные сдвиги,  которые мы сейчас  наблюдаем,  ставят  под  сомнение  не  только   само   биологическое существование    человеческой  особи,  но  и  правомерность   следования   в развитии    человечества    рационалистическому     мировоззрению.     Резко увеличивается  биосоциальная  нагрузка  на  личность.  Образование   являясь "культурным орудием", без которого  "наша  сознательная  жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы  собой хаос  и беспорядок", имеет  неадаптивный  характер,  приобщая  молодое поколение   к   культуре вчерашнего и  сегодняшнего  дня,  формируя  мировоззрение  дня  завтрашнего.

Поэтому понятие существования  не только имеет  биологическое  значение,  оно подразумевает   весь   понятийный   аппарат   человека,   способ   мышления, воплощающийся в его деятельности, в  способах  взаимодействия  с  окружающей действительностью и в определении своего  места  в  ней.  Существование  как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань  образовательного процесса школы. "мы должны не только учить  молодое  поколение  выживанию  в экстремальных социально-экономических  условиях,  но  и  воспитывать  в  нем своеобразную культуру  существования  в  мире,  в  обществе,  включенном  не только в глобальные "земные", но  и  космические,  вселенские  процессы...".

Понятие социализации как  функции  образования,  понимаемое  как  "процесс  и результат включения растущего человека  в  общество,  благодаря  усвоению  и более или  менее  активному  воспроизводству  личностью  социального  опыта, исторически накопленной культуры...",   сегодня  должно  быть  расширено  до уровня    усвоения    и    включения    личности    в    обще цивилизационное мировоззренческое  пространство,  где   образование   является   ведущим   и определяющим фактором.

Глобальные социокультурные  перемены в мире, так  называемые  цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают  несоответствие  между  сложившейся  системой школьного  образования  и  формирующимися  общественными   потребностями   в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и  вызывает  в нашей  стране  время   от   времени   возникающие   попытки   реформирования общеобразовательной школы. Несмотря  на  эти  попытки,  состояние  школьного образования  многие  исследователи  склонны   оценивать   как   критическое.

Школьный  кризис  закономерно  является  отражением  социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

- утрате привычных целей  школьного образования;

- остром недостатке финансирования;

- инертности, присущей всем  образовательным системам и обществу  в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду  проблем,  его  преодоление было  бы  лишь  делом  времени  и  успешности   реформирования   российского общественного  устройства.  Однако  пристальное  внимание  отечественных   и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в  центр  научной  картины  мира  ставит человека как  части  макрокосма.  И  тогда  проблемы  школьного  образования выходят   на   первый   план,    поскольку    затрагивают    фундаментальные общечеловеческие  ценности,  требующие   цивилизационного   подхода   к   их рассмотрению.

К таким проблемам относятся:

- проблема оптимизации  взаимодействия личности и социума  как  поиск  баланса между социально-нормативным давлением и стремлением  личности  к  социально- психологической  автономии,  преодоление   противоречивости   "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

-   проблема   преодоления   дезинтегрированного    содержания    школьного образования   в   процессе   создания   и   реализации   новой    социально- образовательной  парадигмы,  способной  стать  отправной   точкой   в   деле формирования у ученика целостной картины мира;

- проблемы согласования  и интеграции педагогических  технологий;

- проблема развития проблемного  мышления у учащихся через постепенный  отход от монологического общения к идеологическому на уроке;

- проблема преодоления  несводимости результатов обучения  в  различных  типах образовательных   учреждений   через   разработку    и    введение    единых образовательных стандартов на основе комплексного  систематического  анализа образовательного процесса.[9.107-135]

Поиск причин критического состояния школьного образования  заставляет  многих исследователей обращаться  не  только  к  социально-экономическим  проблемам конкретного  общества,   но   и   к   анализу   цивилизационного   развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных  институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь  в  преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель  смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре  которых он находится.  Поэтому  необходимо  еще  раз  обратиться  к  самому  понятию цивилизации  и  определить  значение  цивилизационных  процессов  в  природе проблем школьного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

 Таким образом, можно  сделать вывод о том, что  социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, учебный процесс как вид социокультурной деятельности.  

Школа сейчас стоит перед  непростым  выбором  —  найти  оптимальные  пути своего дальнейшего  развития.  Оценка  происходящих  изменений  неоднозначна, ибо в  общественном настроении, общественном мнении имеются самые  различные, в  том  числе  и  диаметрально   противоположные,   точки   зрения.

    Совершенствование  народного  образования  немыслимо   без  измерения  той ситуации,   в   которой   находится    учительство,    значительная    часть педагогического корпуса.

Школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной  работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование  строится  на  базе  общего  и профессионального  образования,  а  не  взамен  его.  Новые  технические   и информационные возможности  учебного  телевидения,  кассетной  видеотехники, персональных  компьютеров,  дистанционного  обучения  предстоит  еще  широко использовать для нужд самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирический анализ образования, как социального института.

§1. Эмпирический характеристика системы образования Рязанской области.

В настоящее время в  области сформирована развитая инфраструктура системы образования, включающая в  себя 872 образовательных учреждения всех видов и форм собственности.

408 дошкольных образовательных  учреждений всех форм собственности  и 118 дошкольных групп в общеобразовательных  школах и учреждениях дополнительного  образования обеспечивают общедоступное  дошкольное образование 39136 детям  (76% от общего числа детей в  возрасте от 2 до 7 лет).

Общее образование в Рязанской  области обеспечивают 310 общеобразовательных  учреждений, в том числе:

280 муниципальных дневных  общеобразовательных учреждений (32 опорные школы, 97 базовых, 151 самостоятельная  общеобразовательная школа, 205 филиалов  базовых и опорных школ);

23 областных государственных общеобразовательных учреждения;

7 негосударственных общеобразовательных  учреждений.

В общеобразовательных учреждениях  обучаются 94068 человек, работают 9440 педагогических работников.

Дополнительное образование  детей организовано в 85 образовательных  учреждениях Рязанской области. Из них 78 учреждений являются муниципальными, 7 – областными государственными. В  целом охват детей системой дополнительного  образования составляет 67,5% от общего количества обучающихся в Рязанской  области. В учреждениях дополнительного  образования занимаются 63023 ребенка.

Система профессионального  образования Рязанской области  представлена 70 образовательными учреждениями трех уровней: начальным (9 учреждений), средним (35) и высшим (26). Учреждения имеют различную подчиненность: федеральную – 24 учреждения; региональную – 33 учреждения, а также функционируют 13 негосударственных учреждений профессионального  образования.

В сфере высшего профессионального  образования Рязанской области  действуют 26 вузов, в том числе 5 государственных, 4 негосударственных вуза, 9 филиалов государственных и 8 филиалов негосударственных  вузов. Общее количество студентов  по всем формам обучения в высших учебных  заведениях составляет более 57,5 тысяч  человек. Подготовка осуществляется по 155 специальностям физико-математического, гуманитарного, естественного, социального, педагогического, медицинского, технического, сельскохозяйственного, строительного, экономического и культурологического направлений.

В 4 негосударственных вузах  обучаются 2,4 тыс. студентов по 12 специальностям гуманитарного, социального, строительного  и экономического направлений.

В 7 филиалах государственных  вузов (гг. Москвы, Иванова) обучаются 8,3 тыс. студентов по 21 специальности  гуманитарного, социального, строительного, культурологического, технического и  экономического направлений.

В 8 филиалах негосударственных  вузов (гг. Москвы, Санкт-Петербурга) обучаются 7,4 тысяч студентов по 10 специальностям гуманитарного, социального, культурологического  и экономического направлений.

По программам НПО обучаются 4,9 тысяч обучающихся, по программам СПО – 19,5 тыс. человек. Преимущественно  индустриальный характер промышленности области определяет отраслевую структуру  НПО и СПО. Подготовка специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования ведется по 34 профессиям НПО и 74 специальностям СПО. Образовательные учреждения региона готовят специалистов для промышленности и строительства, сельского хозяйства, также ведется подготовка специалистов для здравоохранения, культуры, образования и транспорта.[15. 109-134]

§2. Анализ образовательных  учреждений города Рязани.

Общее и дополнительное образование

Общее образование

По состоянию на 2010 год  в Рязани сеть учреждений общего образования  учитывает различные потребности  обучающихся и их родителей в  образовательных услугах и включает в себя 72 общеобразовательных учреждения, из них: начальных - 1 (школа № 12); средних - 68, из них гимназии №№ 2, 5, лицеи  №№ 4, 52, школы с углубленным изучением  иностранного языка №№ 6, 14, 22; школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления №№ 11, 25, 40, школа - Центр развития образования № 69; вечерних (сменных) - 2 (О(С)ОШ №№ 3, 6); основных - 1 (школа № 27); школы-интернаты (2). Все учреждения лицензированы и аккредитованы.

В результате проведенной  оптимизации сети общеобразовательных  учреждений в 2010 году произошла реорганизация  открытой (сменной) школы № 8 путем  присоединения ее к открытой (сменной) общеобразовательной школе № 6.

В 2010 гг. успешно действовала  муниципальная программа «Одаренные дети», предусматривающая ежегодное  проведение различных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований. 96 учащихся школ города Рязани стали в этом году победителями (25) и призерами  регионального этапа всероссийской  олимпиады школьников. В 2010 году учащиеся города Рязани завоевали 8 дипломов победителей и призёров на заключительном этапе олимпиады, в 2009 - 7.

Информация о работе Образование как социальный институт