Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

Файлы: 1 файл

оарпоаврповапавпр.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

В целом оптимум сочетания  общеобразовательной и профессиональной  подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей  многие  пороки,  уже  не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее  и  профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было  до  сих  пор.  Но его роль и ответственность в  подготовке  квалифицированных  работников  еще далеки от необходимого уровня.

   Профессиональное  образование —  важный  этап  в  гражданском  становлении личности, в ее гармоническом развитии.  непонимание  объективно  необходимой связи развитости  и  профессионализма  порождает  не  только  схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и  серьезные  ошибки  в практике работы с молодежью, когда овладение  профессиональными  знаниями  и навыками  в  той  или  иной   форме   противопоставляется   общегуманитарной культуре.  В  результате  возникают   либо   пресловутые   «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в  отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

   Особое место в  обогащении интеллектуального потенциала  страны принадлежит высшей школе. Однако изменения  и  в  содержании,  и  в  направлениях,  и  в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные  социологических исследований свидетельствуют,  что  студенты  и  педагоги  высоко  оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение  доли  самостоятельной  работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении  вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех  кадров.  Вместе  с тем к середине 90-х годов  высшая  школа  вошла  в  жесточайший  кризис,  из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

   Школа сейчас стоит  перед  непростым  выбором   —  найти  оптимальные   пути своего дальнейшего развития.  Оценка  происходящих  изменений  неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые  различные, в  том  числе  и  диаметрально   противоположные,   точки   зрения.   Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они  ни  были, отражают  глубокую  заинтересованность  людей  в  обеспечении  и  дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

   Наряду с воспитанием  уважения  к  труду  и   профессиональной  ориентацией существенную роль в становлении  личности  играют  гуманизация  образования, развитие  самоуправления,  выработка  у  молодежи  практических  навыков   к организаторской и общественной работе.

   На сознание и  поведение молодых людей большое  влияние оказывает  механизм управления  учебным  заведением.  Строгое  соблюдение   норм   и   принципов демократии,  законности,  справедливости,  гласности  еще  в   годы   учения становится для  них  своеобразным  эталоном,  с  которым  они  в  дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

   Однако стиль работы  директора (ректора), педагогических  и ученых советов, классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию  и закреплению   позитивного   социального   опыта    молодежи,    недостаточно противостоит   проявлениям   нигилизма,   индифферентности,   равнодушия   к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

   Велика роль и  различных форм связи  учащихся  со  своими  сверстниками  в зарубежных  странах.  Встречи  на  международных  конференциях,   переписка, туристские  поездки  способствуют  формированию  у  молодежи   солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.

   Рост  национального   самосознания  с  большой   остротой   ставит   вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров  в  такой  важной  сфере,  как межэтническое   общение.   Отсутствие   активного    противостояния    любым проявлениям   национализма   и   шовинизма,   национальной   ограниченности, высокомерия и чванства, недооценка воспитательной  работы  делают  некоторые группы молодежи  доступным  объектом  националистической  пропаганды.  Более того,  национальный  экстремизм  в  основном   паразитирует   на   искренних заблуждениях молодых людей.[12.67-93]

Система  образования  еще  плохо  формирует  высокие  духовные   запросы   и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре».

Роль обществоведческих  дисциплин, литературы, уроков по  искусству  остается незначительной.  Изучение  исторического   прошлого,   правдивое   освещение сложных и противоречивых этапов отечественной  истории  слабо  сочетаются  с самостоятельным поиском собственных ответов на  вопросы,  которые  выдвигает жизнь. Но  несомненно, что историческое сознание в сочетании с  национальным самосознанием приобретает решающую роль  в  гражданском  поведении  учащейся молодежи.        Информационная   революция   побуждает    к    непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной  структуры.  Всегда  есть ядро— те знания, что ложатся в основу  наук, и периферия, где идет  процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для  всех эффективно  работающих  специалистов,  ученых,  добившихся  успехов,   как показывает  их  жизненный  опыт,  главными   были   два   условия:   прочная фундаментальная база знаний и потребность учиться, уважение общества к  тем, кто жаждет знаний.

    Совершенствование  народного  образования  немыслимо   без  измерения  той ситуации,   в   которой   находится    учительство,    значительная    часть педагогического корпуса.

Если   придерживаться   формальных   критериев   —   наличия    специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов  отвечают  своему назначению. Но если оценивать их деятельность по  существу,  надо  признать, что многие из них отстали от требований времени.

   Основная группа педагогов — женщины. Хотя давно стало очевидным,  что в воспитании  мальчиков,  юношей  (да  и  девочек)  школа  испытывает   острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее  время  существенно  повышена зарплата  учителей,  средние  размеры  заработка  у   работников   народного образования все еще намного ниже,  чем  у  рабочих  и  инженерно-технических работников промышленности и строительства,  да  и  в  сравнении  со  средней заработной платой в стране.

   Как показали специальные  обследования сельских учителей,  большинство  из них в  материально-бытовом  отношении  обеспечены  значительно  хуже  других сельских   специалистов.   Учителя   нередко   отвлекаются   от   выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не  связанных  с  ними заданий.  В   результате   бюджет   времени   учителя   оказывается   крайне напряженным, и очень мало его остается на самообразование.

   Многие  педагоги  слабо  представляют  себе  процессы,   происходящие   в обществе, и в частности в молодежной  среде.  Поэтому  их  работа  идет  без должного   «прицела».   Не   избавлены   они   от   нравственного   падения, перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных  заведений  уличают в поборах с учащихся и их  родителей,  в  различных  незаконных  махинациях, пьянстве.

   Формирование педагогических  кадров связано со спецификой  их  труда.  Оно органически не  приемлет  ущемления  их  прав  и  авторитета,  не  терпит  и отвергает барски высокомерное отношение к ним. Упорядочение режима  труда  и отдыха  педагогов  —  тоже  необходимая  предпосылка   их   гражданского   и профессионального   роста.   Улучшения   требуют   жилищно-бытовые   условия преподавателей.  Несмотря  на  предоставленные  им  льготы,  обеспечение  их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

   И если в заключение  этой темы упомянуть некоторые   проблемы  материально- технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что  господство остаточного принципа свело на нет  всякие  возможности  сделать  действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования.  Очевидно, что  в  ситуации,  когда  финансирование  народного  образования  отстало  в несколько десятков раз от финансирования в индустриально  развитых  странах, надо решительно  менять  позиции.  Школа  серьезно  отстает  в  насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым  ставит  своих  воспитанников  в  положение,  когда  они  не  могут  выступать  полноценными участниками соревнования на информационном поле.

   Одна из функций  народного образования —  стимулирование  самообразования, самоподготовки, постоянной жажды  знаний.  Самообразование,  самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь  не  исчерпывается  школьной  системой.

Конечно, школа может и  должна давать человеку навыки самостоятельной  работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится  на  базе  общего  и профессионального  образования,  а  не  взамен  его.  Новые  технические   и информационные возможности  учебного  телевидения,  кассетной  видеотехники, персональных  компьютеров,  дистанционного  обучения  предстоит  еще  широко использовать для нужд самообразования. Судьба  новых  поколений  все  больше определяется общей культурой  человека:  развитостью  логического  мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

   Актуальным продолжает  оставаться соединение обучения  с  производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка  к труду, открываются возможности применения  в  трудовой  деятельности  знаний основ  наук,  но  и  осознается  общественная  значимость  производительного труда.  Вне  такого  осознания   выполнение   учащимися   трудовых   функций оказывается, по словам А. С. Макаренко,  «педагогически  нейтральным».  Люди трудились  и  трудятся  во  все  времена,  но  только  тогда,   когда   труд приобретает новое общественное  качество,  он  становится  одним  из  мощных факторов формирования духовного богатства личности.

   В условиях рыночных  отношений возрастает роль  непосредственного   участия старшеклассников, учащихся  ПТУ,  студентов  в  решении  конкретных  научно- производственных  задач.  Опыт  многих  школ  свидетельствует,  например,  о плодотворных  результатах  участия  подростков  в   опытно-экспериментальном производстве (особенно в сельском  хозяйстве),  проверке  новых  технологий, материалов, приемов труда и т.п. В  средних  специальных  и  высших  учебных заведениях  поощряется  участие  молодежи   в   научно-исследовательской   и проектно-конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

   В  последнее   время  общественность  совместно   с  работниками  народного образования живо обсуждает возможности и  перспективы  организации  школьных кооперативов. И не столько ради укрепления материальной  и  финансовой  базы (хотя и это важно), сколько ради быстрейшего вхождения ребенка в реальную жизнь, в повседневные заботы старшего поколения.

   В этой связи  хотелось бы напомнить некоторые   факты  из  истории.  Первые школьные кооперативы появились в России в 1910—1912  годах.  Именно  в  1912 году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева  и  Могилева.

Революция  детскую  кооперацию  не  отменила.  В  1924   году,   по   данным Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более  50  тыс. мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых.  В  1925  году  в некоторых областях детские кооперативы объединяли по 10—11% школьников.

  Цели   тогдашней   кооперации   были   в   основном,   что    называется, «снабженческими»: обеспечить ребят учебной литературой,  дешевыми  тетрадями и ручками. Причем иногда удавалось снизить цену учебника  сразу  наполовину.

Дети  бедняков  вообще  получали  их  бесплатно.  Мало   того,   в   больших кооперативах продавали  ребятам  горячие  завтраки,  булки,  чай,  создавали буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня  отнюдь  не  все  школы  этим могут похвастаться.

   В  целом   существующая  система  образования,  ее  многообразные   звенья представляют собой  весьма  противоречивую  картину,  в  которой  позитивные сдвиги  еще  нередко  перемежаются   с   негативными   или   неопределенными тенденциями.

   По-прежнему остро  стоит вопрос о  концепции   народного  образования,  его дальнейшем  функционировании.   Основной   упор   делается   на   содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как  единое  целое.  Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество  часов  на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы  как можно больше прямых, личностных  связей  с  мировоззрением.  Именно  в  этом подлинное богатство, целостность и  единство  личности,  залог  ее  истинной свободы.  И  напротив,  чтобы  управлять   человеком,   манипулировать   им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить  личное —  общественному,   политическое   —   нравственному,   профессиональное   — человеческому. Это с успехом делала  авторитарная  школа,  меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

   Преодоление  инерции   общественного  сознания   в   оценке   образования, возникающих в нем «перекосов» — дело  непростое.  Успех  здесь  определяется прежде  всего  сдвигами  в  социально-экономических  условиях  общества.  Но воспитательные усилия школы  могут  дать  значительный  опережающий  эффект, если в пропаганде профессий, их  общественной  значимости  социальный  идеал органически увязывается с интересами  людей,  социальных  и  демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте  с родителями, с общественными организациями.[11.45-88]

Информация о работе Образование как социальный институт