Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

Файлы: 1 файл

оарпоаврповапавпр.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

Традиционно на высоком уровне проведены мероприятия, направленные на поднятие статуса и общественное признание интеллектуально одаренных  детей - торжественные церемонии  награждения победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады  школьников «Пять колец интеллекта»  и чествования выпускников, награжденных золотой медалью «За особые успехи в учении».

В 2010 году действовали 13 городских  экспериментальных площадок.

В соответствии с постановлением администрации города Рязани от 11.12.2009 № 8793 «Об организации и проведении в городе Рязани мероприятий в  рамках Года Учителя» все запланированные  мероприятия выполнены в указанные  сроки. Среди них можно особо выделить торжественное открытие Года учителя, проведение ИНТЕРНЕТ - премии «Признание», круглый стол с участием учителей, руководителей школ, представителей общественности на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Рязани, форум молодых педагогов города Рязани на базе МОУ «Лицей № 52», в котором приняли участие 110 молодых педагогов города Рязани и районов Рязанской области. В марте 2010 г. был проведен в Рязани межрегиональный форум молодых педагогов ЦФО.

В 2010 году работали органы общественного  управления в сфере образования - городское родительское собрание и городской родительский комитет  при управлении образования..

Дополнительное образование

Большое внимание уделяется  развитию учреждений дополнительного  образования детей (далее - УДОД).

Специалистами управления образования  в 2010 году для директоров и заместителей директоров УДОД проведено 7 совещаний - семинаров по актуальным вопросам жизнедеятельности учреждений, вопросам комплектования, наполняемости, сохранности  контингента в детских объединениях. Ежегодно проводится мониторинг количественного  состава объединений, обучающихся.

Наиболее активно в 2010 году управлением образования решалась проблема по увеличению площадей, предоставлению помещений, соответствующим нормам СанПиН, учреждениям дополнительного  образования детей для работы отделений (клубов) по месту жительства. Предоставлены дополнительные площади  Центру детского творчества «Южный», детско-юношескому Центру «Спорттур». И теперь при восьми УДОД действует 32 отделения (подростковых клуба) по месту жительства (в 2009 году их было 27). Именно работа отделений по месту жительства способствуют решению проблемы социальной адаптации, организации досуга, занятости подростков, в том числе детей с асоциальным поведением.

С целью повышения уровня образовательной деятельности в  отделениях (клубах), обмена опытом работы педагогов - организаторов, работающих в них, совершенствования их профессионального  мастерства, практической реализации программ и проектов, в апреле - мае 2010 года проводился городской смотр-конкурс  «Дом, в котором мы живем». В смотре - конкурсе приняли участие 9 отделений (клубов) по месту жительства. Призерами  и победителями признаны отделения (клубы) «Чароит» (ЦДТ «Южный»), «Парус» (ЦДТ «Феникс»), «Прометей» (ЦДТ «Приокский»).

В 2010 году на базе МОУ ДОД  «Центр детского и юношеского туризма  и экскурсий» создан городской школьный экскурсионный центр «Клуб путешественников». Открытие Центра позволит систематизировать  накопленный опыт по организации экскурсий, будет способствовать взаимодействию и консолидации заинтересованных организаций и учреждений в развитии экскурсионной деятельности. (На базе УДОД уже работают два городских центра: Центр патриотического воспитания детей и подростков «Возрождение» на базе МОУ ДОД ДЮЦ «Звезда» и Центр детского экологического образования на базе МОУ ДОД ЦДТ «Приокский»).

Управлением образования  в течение учебного года учреждалось  более 70 городских смотров, конкурсов  по различным видам творчества, что  позволяло выявить результаты обучения воспитанников, поддержать и поощрить талантливых, одаренных детей, повысить профессиональное мастерство педагогов, стимулировать их деятельность.

Учреждения дополнительного  образования детей принимают  участие в организации летнего  отдыха детей и подростков.

В июне 2010 года традиционно  работал городской детский оздоровительный  лагерь с дневным пребыванием  «Пионер» РГДДТ для детей в  основном из малообеспеченных, социально - незащищенных семей.

Центры детского творчества являются связующим звеном между  учреждениями, организующими и проводящими  физкультурно-оздоровительную работу с детьми по месту жительства. В  учреждениях дополнительного образования  детей образовательный процесс  и массовую физкультурно-оздоровительную  работу проводят 84 педагога, из них 40 педагогов  имеют высшее специальное образование, 9 - средне - специальное.

В учреждениях дополнительного  образования детей системы образования  занималось 5335 воспитанника по 32 видам  спорта, что на 103 человека больше, чем  в прошлом году. В отличие от школьных спортивных секций, данные учреждения предоставляют для занятий более широкий спектр видов спорта. Воспитанники УДОД имеют возможность заниматься айкидо, альпинизмом, бодибилдингом, каратэ, стрельбой из лука, фигурным катанием на коньках.

Большую работу по организации  городских физкультурно-оздоровительных  и спортивно-массовых мероприятий  проводят общеобразовательные школы  №№ 1, 2, 3, 9, 17, 19, 36, 53, 54, 55, 56, 59, 60, 64, 65, 68, 71, 72, Центры детского творчества «Южный», «Октябрьский», ДЮЦ «Надежда», ЦДТ  «Приокский», ДЮЦ «Спорттур».

В феврале 2010 года впервые  был проведен на безвозмездной основе «Неофициальный открытый картинг-турнир»  среди школьников г. Рязани. Картинги, призы и место для проведения турнира предоставил картинг-клуб «OZON». В соревнованиях приняло  участие около 76 человек из 30 школ города.[7,37-62]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2.

Итак, в настоящее время в области сформирована развитая инфраструктура системы образования, включающая в себя 872 образовательных учреждения всех видов и форм собственности.

В общеобразовательных учреждениях  обучаются 94068 человек, работают 9440 педагогических работников.

Дополнительное образование  детей организовано в 85 образовательных  учреждениях Рязанской области.

В сфере высшего профессионального  образования Рязанской области  действуют 26 вузов, в том числе 5 государственных, 4 негосударственных вуза.

Проанализировав образовательные  учреждения города Рязани можно говорить о том, что в настоящее время  существует множество учреждений для организации досуга детей. И с каждым годом таких учреждений становится все больше и больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

Образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

В настоящее время существует множество проблем образования  в обществе.

Глобальные социокультурные  перемены в мире, так  называемые  цивилизационные сдвиги, все резче  обнаруживают  несоответствие  между  сложившейся  системой школьного  образования  и  формирующимися  общественными   потребностями   в преддверии новой антропогенной  реальности. Это несоответствие и  вызывает  в нашей  стране  время   от   времени   возникающие   попытки   реформирования общеобразовательной школы. Несмотря  на  эти  попытки,  состояние  школьного образования  многие  исследователи  склонны   оценивать   как   критическое.

Проанализировав систему  образования Рязанской области можно говорить о том, что она построена наилучшим образом. Система профессионального образования Рязанской области представлена 70 образовательными учреждениями. Общее образование в Рязанской области обеспечивают 310 общеобразовательных учреждений. В сфере высшего профессионального образования Рязанской области действуют 26 вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования. СОЦИС. 2003. № 9.

2.Андреева В.В. Образовательное право. М., 2003.

3. Андреев Ю.П. Категория <социальный институт>. Философские науки.1984. № 1.

4.Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы. М., 2004.

5.Бреева Е.Б. Гуманизация российского образования. М., 1992.

6.Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ. М., 2004.

7. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников .СОЦИС. 1996. № 8. С.68.

8.  Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений. М., 2006.

9. Доброньков В.И. Общество и образование. М., 1996.

10. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.

11. Наумова Н.Ф. Образование как системный процесс.  М., 1982.

12. Нечаев В.Я. Проблемы в образовании. М., 1999.

13. Панферова В.В. Социология образования . СПЖ . 1996. №4

14. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1998.

15. Статистический сборник: «Образование Рязанской области», Рязань, 2005. – 232 с.

16. Тощенко Т. Социология. Общий курс. М.: 2003. -512

17. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки. СОЦИС. 1996. № 6.

18.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002

19. Хомутова В.И. Образование в России. М., 1998.

20. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы. СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.

 

 


Информация о работе Образование как социальный институт