Рассмотрим эти звенья
более внимательно. Основы воспитанности
человека, его трудолюбия, многие другие
нравственные качества закладываются
еще в раннем детстве. В целом значение
дошкольного воспитания недооценивается.
Слишком часто упускается из виду, что
это чрезвычайно важная ступень в жизни
человека, на которой закладывается первооснова
личностных качеств человека. И суть не
в количественных показателях «охвата»
детей или удовлетворения желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты — не просто
средство «присмотра» за детьми, здесь
происходит их умственное, нравственное
и физическое развитие. С переходом к обучению
детей с 6 лет детские сады столкнулись
с новыми для себя проблемами — организацией
деятельности подготовительных групп,
чтобы дети могли нормально входить в
школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения, социологии
особую значимость приобретает анализ
ориентированности общества на поддержку
дошкольных форм образования, на готовность
родителей прибегать к их помощи для подготовки
детей к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни. Для
познания специфики этой формы образования
особо значима позиция и ценностные ориентации
тех людей, которые занимаются с детьми
— воспитателей, обслуживающего персонала,
— а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности
и надежды.[5,56-69]
В отличие от дошкольного
образования и воспитания, которое
охватывает не каждого, средняя общеобразовательная
школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего
поколения. В условиях советского периода,
начиная с 60-х годов, осуществилась
реализация принципа всеобщности полного
среднего образования с целью
обеспечения молодежи «равного старта»
при вступлении в самостоятельную
трудовую жизнь. В новой Конституции
РФ такое положение отсутствует.
И если в советской школе из-за
требования дать каждому молодому человеку
среднее образование процветали
процентомания, приписки, искусственное
завышение успеваемости, то в российской
школе растет число бросивших школу,
что со временем скажется на интеллектуальном
потенциале общества.
Но и в этой ситуации
социология образования по-прежнему
нацелена на изучение ценностей общего
образования, на ориентиры родителей
и детей, на их реакцию на внедрение
новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается
для молодого человека одновременно
и моментом выбора будущего жизненного
пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь
на одном из вариантов, выпускник
школы тем самым отдает предпочтение
тому или иному виду профессионального
образования. Но что движет им в выборе
траектории своего будущего жизненного
пути, что влияет на этот выбор и
как он изменяется в течение жизни
— это одна из важнейших проблем педагогики.
Особое место занимает исследование профессионального
образования — профессионально-технического,
средне специального и высшего.
Профессионально-техническое
образование самым непосредственным
образом связано с потребностями
производства, с оперативной и
сравнительно быстрой формой включения
молодых людей в жизнь. Оно
непосредственно осуществляется в
рамках крупных производственных организаций
или государственной системой образования.
Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское
ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое
образование прошло сложный и
извилистый путь развития. И, несмотря
на различные издержки (попытки перевести
всю систему на сочетание полного и специального
образования в подготовке необходимых
профессий, слабый учет региональных и
национальных особенностей), профессионально-техническая
подготовка остается важнейшим каналом
получения профессии. Для педагогики образования
важны знание мотивов учащихся, эффективность
обучения, его роли в повышении квалификации
и реального участия в решении народнохозяйственных
проблем.
Особо остро стоит вопрос
о профессионализме будущих специалистов,
о том, чтобы качество и уровень
современной их подготовки отвечали
реалиям сегодняшнего дня. Однако и
исследования 80-х, и исследования 90-х
годов показывают, что в этом отношении
накопилось немало проблем. Продолжает
оставаться, как свидетельствуют
результаты социологических исследований,
невысокой устойчивость профессиональных
интересов молодых людей. По исследованиям
социологов до 60% выпускников
вузов меняют свою профессию.[8, 125-139]
Функции образования
1 Социальные
функции системы образования
Ранее говорилось о том, что
образование связано со всеми
сферами общественной жизни. Реализуется
эта связь непосредственно через
личность, включенную в экономические,
политические, духовные, иные социальные
связи. Образование является единственной
специализированной подсистемой общества,
целевая функция которой совпадает
с целью общества. Если различные
сферы и отрасли хозяйства
производят определенную материальную
и духовную продукцию, а также
услуги для человека, то система
образования «производит» самого человека,
воздействуя на его интеллектуальное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие. Это определяет ведущую
социальную функцию образования
— гуманистическую.
- Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидам как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую
функцию, следует сказать о том,
что это понятие наполняется
новым содержанием. Гуманизм в его
классическом, антропоцентристском
понимании в современных условиях
ограничен и недостаточен, не соответствует
концепции устойчивого развития,
выживания человечества. Сегодня
человек рассматривается как
открытая система с позиций ведущей
идеи конца второго тысячелетия
— идеи коэволюции. Человек не центр
Вселенной, но частица Социума, Природы,
Космоса. Поэтому правомерно говорить
о неогуманизме. Если обратиться к различным
звеньям системы образования, то с наибольшей
полнотой неогуманистическая функция
призвана реализовываться в системе дошкольного
воспитания и в общеобразовательной школе,
причем в наибольшей степени — в младших
классах. Именно здесь закладываются основы
интеллектуального, нравственного, физического
потенциала личности. Как показывают последние
исследования психологов и генетиков,
интеллект человека на 90% сформирован
уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся
с явлением «перевернутой пирамиды». Как
раз эти звенья в самой системе образования
рассматриваются как неосновные, а на
первый план (по значимости, финансированию
и т. д.) выходят профессиональное, среднее
и высшее образование. В результате социальные
потери общества велики и невосполнимы.
Для решения проблемы необходимы: преодоление
предметоцентристского подхода в образовании,
прежде всего в общеобразовательной школе;
гуманитаризация и гуманизация образования,
включающие наряду с изменением содержания
образования и изменение отношений в системе
учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).
- Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.
Гомогенизация общества
через организованную социализацию индивидов
— привитие сходных социальных
характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в
обществе все большее количество
достижимых статусов обусловлено образованием,
все более зримой становится
и такая функция образования,
как активизация социальных перемещений.
Образование во всем мире закономерно
становится главным каналом социальных
перемещений, как правило восходящих,
ведущих индивидов к более сложным видам
труда, большим доходам и престижу. Благодаря
им классовая структура становится более
открытой, социальная жизнь — более
эгалитарной, а неблагоприятные различия
в развитии разных социальных групп реально
смягчаются.
- Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.
Воспроизводство тех социальных
классов, групп и слоев, принадлежность
к которым обусловлена образовательными
сертификатами. Школа дает индивидам
неодинаковое образование, неравное развитие
способностей и навыков, что подтверждается,
как правило, сертификатами установленных
образцов и является условием занятия
соответствующих мест в системах разделения
труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей, социальная
поддержка учащихся на период пребывания
их в стенах образовательного учреждения.
Ради нее создаются специализированные
организационные и ролевые структуры,
напоминающие семейную обстановку. В
выполнении этой функции образование
и особенно допрофессиональная школа
воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие семье.
2 Функции образования
в сфере культуры
- Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.
- Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.
- Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Ряд исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования — средство геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанные для других стран. Так, в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.
Таким образом мы проанализировали
основные понятия, виды и функции, которые
касаются образования.[8,141-153]
§2. Проблемы образования
в современной России.
Молодежь вступает в жизнь
— трудовую, общественно-политическую,
имея, как правило, среднее образование.
Однако оно очень серьезно
различается по качеству. Значительные
различия зависят от социальных
факторов: в специализированных
школах с углубленным изучением отдельных
предметов оно выше, чем в обычных массовых;
в городских школах выше, чем в
сельских; в дневных выше, чем в вечерних
(сменных). Эти различия углубились
в связи с переходом страны к рыночным
отношениям. Появились элитные
школы (лицеи, гимназии). Система получения
образования явно становится одним
из показателей социальной
дифференциации. Желаемое разнообразие
в образовании оборачивается социальной
селекцией с помощью образования.
Общество переходит
от сравнительно демократической
системы образования, доступной
представителям всех социальных групп,
открытой для контроля и воздействия
со стороны общества, к селективной, элитарной
модели, исходящей из идеи автономности
образования как в экономическом, так
и в политическом аспекте. Сторонники
этой концепции полагают, что образование
— такая же сфера предпринимательской
деятельности, как производство,
коммерция, и поэтому должна
функционировать так, чтобы
приносить прибыль. Отсюда
неизбежность внесения платы
за образование учащимися,
использование различных систем для
определения уровня интеллектуального
развития или одаренности. Возможность
платить и личная одаренность — таковы
струны, из которых плетется сито селекции,
со все уменьшающимися ячейками
по мере продвижения к вершине образовательной,
а затем и социальной пирамиды.
В 1997/98 учебном
году планировалось принять 82
тыс. студентов по платной форме
обучения и около 60 тыс.
— в негосударственные высшие
учебные заведения, что составляет 26% от
плана в государственные вузы (542,6 тыс.),
или 40% от дневных форм обучения (361,1
тыс.). И если учесть, что
доля «новых русских» и примкнувшим к
ним относительно богатых людей не
превышает 10%, то становится
очевидным, что высшее образование
развивается в интересах только отдельных
социальных групп.
Аналогичные процессы
происходят в средней школе,
хотя там имеются свои
специфические особенности. Ситуация
сейчас такова, что, сломав
старую систему среднего образования
и не создав новую, общество
попало в очень затруднительное
положение. Отказ от деятельности
детских общественных организаций,
нищенское положение учителя привели
к тому, что образование потеряло
почти все ориентиры, не обретя новых.
В этих условиях подрастающее поколение
лишено устойчивых нравственных
идеалов и ничего не получило
взамен. Этот процесс усугубляется
попытками коммерциализации школы,
что отнюдь не всегда сопровождается
повышением качества обучения.
Об этом свидетельствуют серьезные
конфликты между родительской
общественностью и организаторами
новых форм образования.