Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

Файлы: 1 файл

оарпоаврповапавпр.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим эти звенья более внимательно. Основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения, социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.[5,56-69]

В отличие от дошкольного  образования и воспитания, которое  охватывает не каждого, средняя общеобразовательная  школа нацелена на подготовку к жизни  всего без исключения подрастающего  поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась  реализация принципа всеобщности полного  среднего образования с целью  обеспечения молодежи «равного старта»  при вступлении в самостоятельную  трудовую жизнь. В новой Конституции  РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное  завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем педагогики. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И, несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для педагогики образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень  современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и  исследования 80-х, и исследования 90-х  годов показывают, что в этом отношении  накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют  результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям  социологов   до 60% выпускников  вузов меняют свою профессию.[8, 125-139]

Функции образования 

1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что  образование связано со всеми  сферами общественной жизни. Реализуется  эта связь непосредственно через  личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает  с целью общества. Если различные  сферы и отрасли хозяйства  производят определенную материальную и духовную продукцию, а также  услуги для человека, то система  образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую  социальную функцию образования  — гуманистическую.

  • Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на  человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидам как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую  функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется  новым содержанием. Гуманизм в его  классическом, антропоцентристском  понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует  концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня  человек рассматривается как  открытая система с позиций ведущей  идеи конца второго тысячелетия  — идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).

  • Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным  отношением к образованию, и их воспроизводство.

 Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных   характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в  обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой   становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно   становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более   эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

  • Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам  неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных  образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В  выполнении этой функции образование  и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

2 Функции образования в сфере культуры

  • Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.
  • Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.
  • Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Ряд исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования — средство геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанные для других стран. Так, в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.

Таким образом мы проанализировали основные понятия, виды и функции, которые касаются образования.[8,141-153]

§2. Проблемы образования в современной России.

Молодежь вступает в жизнь  — трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование.  Однако  оно  очень  серьезно  различается  по качеству.  Значительные  различия  зависят   от   социальных   факторов:   в специализированных школах с углубленным изучением  отдельных  предметов  оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше,  чем  в  сельских;  в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились  в связи с переходом страны к рыночным  отношениям.  Появились  элитные  школы  (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится  одним  из  показателей   социальной   дифференциации.   Желаемое разнообразие в образовании  оборачивается  социальной  селекцией  с  помощью образования.

   Общество переходит  от сравнительно демократической   системы  образования, доступной представителям всех социальных  групп,  открытой  для  контроля  и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели,  исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают,  что  образование  —  такая  же сфера  предпринимательской  деятельности,  как  производство,  коммерция,  и поэтому  должна  функционировать  так,  чтобы  приносить   прибыль.   Отсюда неизбежность  внесения  платы  за   образование   учащимися,   использование различных систем  для  определения  уровня  интеллектуального  развития  или одаренности. Возможность платить и личная одаренность —  таковы  струны,  из которых плетется сито селекции,  со  все уменьшающимися  ячейками  по  мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

   В 1997/98 учебном  году планировалось принять 82 тыс. студентов по платной форме обучения  и  около  60  тыс.  —  в  негосударственные  высшие  учебные заведения, что составляет 26% от плана в государственные вузы (542,6  тыс.), или 40% от дневных форм обучения (361,1  тыс.).  И  если  учесть,  что  доля «новых русских» и примкнувшим к ним относительно богатых людей не  превышает 10%,  то  становится  очевидным,  что высшее  образование   развивается   в интересах только отдельных социальных групп.

   Аналогичные процессы  происходят в средней школе,  хотя  там  имеются  свои специфические  особенности.  Ситуация  сейчас  такова,  что,  сломав  старую систему среднего образования и не создав  новую,  общество  попало  в  очень затруднительное  положение.  Отказ  от  деятельности  детских   общественных организаций, нищенское положение учителя привели  к  тому,  что  образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях  подрастающее поколение лишено  устойчивых  нравственных  идеалов  и  ничего  не  получило взамен. Этот процесс  усугубляется  попытками  коммерциализации  школы,  что отнюдь не  всегда  сопровождается  повышением  качества  обучения.  Об  этом свидетельствуют серьезные конфликты  между  родительской  общественностью  и организаторами новых форм образования.

Информация о работе Образование как социальный институт