Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современные взгляды на развитие речевого слуха у детей в онтогенезе……………………………………………………………………….стр. 2
Понятие речевого слуха в различных литературных источниках (педагогических, лингвистических)…………………………………….стр. 3
Развитие речевого слуха в онтогенезе………………………………….стр. 7
Глава II. Развитие компонентов речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислексией и дизартрией)………………стр.9
2.1. Дислалия и ее понятие, основные проявления…………………………...стр. 9
2.2. Дизартрия и ее понятие, основные проявления………………………... стр.13
2.3. Соотнесение проявлений дислалии и дизартрии……………………….стр. 16
Глава III. Обзор методик обследования фонематического восприятия…..стр.19
3.1 Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Г.В.Чиркиной…………………………………………………………………..стр.19
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая М.Ф.Фомичевой………………………………………………………... стр.22
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Т.Б.Филичевой…………………………………………………………..стр.23
Список литературы…………………………………………………………….стр.25

Файлы: 1 файл

реферат на тему Разв. фонем. сл..docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лаборатория дефектологии

ОБСЛЕДОВАНИЕ  И РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ

Реферат слушателя  курсов

повышения квалификации

группы КРО-21/2

учителя-логопеда

ГБОУ д/с № 1487 СОУО

Леоновой Алины  Феликсовны

Москва, 2012

Содержание

Введение

Глава I. Современные взгляды на развитие речевого слуха у детей в онтогенезе……………………………………………………………………….стр. 2

Понятие речевого слуха в  различных литературных источниках (педагогических, лингвистических)…………………………………….стр. 3

Развитие речевого слуха  в онтогенезе………………………………….стр. 7

Глава II. Развитие компонентов речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислексией и дизартрией)………………стр.9

2.1. Дислалия и ее понятие, основные проявления…………………………...стр. 9

2.2. Дизартрия и ее понятие,  основные проявления………………………... стр.13

2.3. Соотнесение проявлений  дислалии и дизартрии……………………….стр. 16

Глава III. Обзор методик обследования фонематического восприятия…..стр.19

3.1 Методика обследования  фонематического восприятия, рекомендуемая    Г.В.Чиркиной…………………………………………………………………..стр.19

Методика обследования фонематического  восприятия, рекомендуемая   М.Ф.Фомичевой………………………………………………………... стр.22

Методика обследования фонематического  восприятия, рекомендуемая   Т.Б.Филичевой…………………………………………………………..стр.23

Список литературы…………………………………………………………….стр.25

Введение

Известно, что нарушения  речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации  пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении  многообразных звуков. Воспринимая  их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, КАК говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.

Смысл слов, фраз и целых  сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также  «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью  можно узнать о чувствах и характере  говорящего: голос бывает теплый и  мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый  и торжествующий и еще со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.

Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая  роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.

В связи с  этим  изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи является одним из условий успешной логопедической работы при недоразвитии речи у детей.

Глава I

Современные взгляды  на развитие речевого слуха у детей  в онтогенезе

Современные взгляды  на развитие речевого слуха в различных  литературных источниках

Речевой слух — понятие  широкое. Речевой слух, подробно рассмотренный в работах Н.В.Дуровой, 1991; А.И.Максаковой, 1988; М.И. Лисиной, 2001; Е.В. Язовицкого, 1969; С.В.Ивановой, 1970; Ф.А. Сохина, 1989 и др.) является объемным понятием, включающим такие компоненты, как слуховое внимание (умение на слух определять то или иное звучание и его направление); звуковысотный слух (способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи); восприятие темпа речи и громкости голоса (способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания); ритмический слух  (способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем); фонематический слух  (способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с «решеткой фонем» данного языка) [№ 9 Григоренко Н.Ю. Теоретические аспекты исследования фонематической стороны речи у детей раннего и дошкольного возраста].

Компоненты речевого слуха:

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, определение которого встречается  в работах          Б.Г. Ананьева, 1996; М.Ф. Фомичевой, 1997; А.В. Семенович, 2004;            А.Р. Лурия, 1998; Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой, 1976 и др, По мнению этих авторов, фонематический слух - это умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).  

Наличия фонематического  слуха достаточно для практического  речевого общения, но этого мало для  овладения чтением и письмом [№ 42 Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием  речи //Дошкольное воспитание, 2006, №11, с.65-75]. При овладении грамотой у ребенка  должна возникнуть новая, высшая степень  фонематического слуха — звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки  слышен в слове, определить порядок  их следования и количество. Это  очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово  или звук. Ранний и дошкольный возраст  являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных  анализаторных систем. В это время происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия; благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором  развития коммуникации и речи.

В современной педагогической, психологической и методической литературе понятие «речевой слух»  предложено рядом авторов, и каждый автор рассматривает это понятие  по-своему.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом  потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. [№ 27 Основы логопедии с практикумом  по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.]

Без речевого слуха речевое  общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей  при восприятии речи окружающих и  при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой  составной элемент языкового  чутья. В связи с обучением  чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется  умение звукобуквенного анализа  с учетом правил графики родного  языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе  слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется  в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях  и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Речевой слух — это способность  человека точно воспринимать и правильно  воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и  передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. [ № 22 Максаков А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.]

Хорошо развитый речевой  слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.

Фонематический слух —  способность воспринимать звуки  речи, фонемы, благодаря которым  осуществляется различение слов, близких  по звучанию: рак — лак — мак, угол — уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Хорошо развитый речевой  слух обеспечивает четкое, ясное и  правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность  правильно регулировать громкость  произнесения слов, говорить умеренным, темном, интонационно выразительно. [№ 32 Развитие речи детей дошкольного  возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.]

1.2. Развитие речевого  слуха, в частности, фонематического  компонента,  в онтогенезе

Реакции на звуковые раздражения  отмечаются уже у новорожденного. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания  и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных, рефлексов.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого - начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового  сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В  это же время он определяет направление  звучания - поворачивает голову в сторону  источника звука.

Позднее, на третьем и  четвертом месяце жизни, ребенок  начинает дифференцировать качественно  разные звуки (например, звучание рояля  и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несет интонация. В это время развивается способность  дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятного  или неприятного) с помощью оттенков голоса.

В последующие месяцы первого  года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок  начинает более тонко различать  звуки окружающего мира, голоса людей  и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового  анализатора продолжает протекать  на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок  начинает «понимать», выступают для  него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов  и явлений окружающего мира (лай  собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать» на слово «часы» указыванием на соответствующий  предмет. Но такое же действие он выполняет, если произнести не часы, а похожие  по звучанию слоги: ти-тъ или ки-къ. Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими акустически сходными звуками.

Развитие функции слухового  анализатора на втором и третьем  году жизни ребенка, связанное  с  интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки и, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать и слух все звуки речи. И, по мнению многих исследователей речевого слуха детей (Ф.А.Pay, Ф.Ф.Pay, H.X.Швач, Л.В.Нейман),  фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается и y взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения  с  окружающими людьми.

Следует особо отметить, что формирование фонематического  слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно  облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного  звукопроизношения во многом зависит  от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет  существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у  взрослого человека. Наиболее отчетливо  проявляется зависимость состояния  произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде  жизни ребенка глухоте, которая  влечет за собой немоту.

Информация о работе Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями