Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современные взгляды на развитие речевого слуха у детей в онтогенезе……………………………………………………………………….стр. 2
Понятие речевого слуха в различных литературных источниках (педагогических, лингвистических)…………………………………….стр. 3
Развитие речевого слуха в онтогенезе………………………………….стр. 7
Глава II. Развитие компонентов речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислексией и дизартрией)………………стр.9
2.1. Дислалия и ее понятие, основные проявления…………………………...стр. 9
2.2. Дизартрия и ее понятие, основные проявления………………………... стр.13
2.3. Соотнесение проявлений дислалии и дизартрии……………………….стр. 16
Глава III. Обзор методик обследования фонематического восприятия…..стр.19
3.1 Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Г.В.Чиркиной…………………………………………………………………..стр.19
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая М.Ф.Фомичевой………………………………………………………... стр.22
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Т.Б.Филичевой…………………………………………………………..стр.23
Список литературы…………………………………………………………….стр.25

Файлы: 1 файл

реферат на тему Разв. фонем. сл..docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Глава II

Развитие компонентов  речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислалией и дизартрией)

2.1. Дислалия и её понятие, основные проявления

Среди нарушений фонетического  оформления речи наиболее распространенными  являются избирательные нарушения  в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются  в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормированном) их произнесении, заменах одним звуком других, смешении звуков и их пропуске.

В монографии (1827 г.) профессора Вильнюсского университета врача И.Франка все фонетические расстройства при  различной этиологии были обозначены им термином «дислалия».

В отечественной логопедии XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Кусмауля и Гутцмана, вкладывавших в понятие «дислалия» более узкое значение, чем И. Франк. Они относили сюда лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.

В 30-50 гг. это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е.

Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения), обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: периферической тугоухостью или периферической иннервации».

В дальнейшем в 60-е годы в  работах С.С. Ляпидевского и О.В. Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных эффектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычия». В те же годы ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Случаи произн6осиетльных нарушений, переходных между дислалией и дизартрией в настоящее время определяют как стертая дизартрия.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения.

У большинства детей звукопроизношения  к 4-5 годам достигает звуковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей организма  у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого эффекта, называемого дислалией.

По этиологическому признаку дислалию подразделят на два вида: механическую и функциональную.

1) Механической дислалией называется такой вид дефектного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Частой причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). Слишком короткая уздечка ограничивает подъем языка вверх, кроме того слишком большие или маленькие размеры самого языка затрудняют артикуляцию.

Аномалии строения челюсти, зубов и зубного ряда также  приводят к нарушению звукопроизношения. Неправильное строение неба тоже отрицательно сказывается на фонетической оформлении речи. Правильной артикуляции многих звуков препятствует низкое, плоское небо или высокое, «готическое» небо. Четкое произношение затрудняют аномалии губ. Толстые губы, отвислая нижняя или укороченная, малоподвижная нижняя губа препятствует правильному произношению губных и губно-зубных звуков.

2) Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, т. е. нет никакой органической основы. Причины функциональной дислалии могут быть:

1.  Социальными:

неправильное воспитание речи ребенка, когда взрослые культивируют несовершенное детское произношение, задерживая развитие у него правильной речи;

подражание неправильным образцам речи;

педагогическая запущенность, ограниченность социальных контактов;

двуязычие в семье.

2. Биологическими:

общая физическая ослабленность ребенка причиной чему соматические заболевания;

задержка психического развития (ММД);

задержка речевого развития;

недоразвитие фонематического  слуха;

недостаточность подвижности  органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и (или) неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного положения к другому.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений ЦНС, препятствующих осуществлению движения. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков.

Это может быть связано  с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные  образцы отдельных звуков. В таких  случаях оказывается не усвоенным  какой-то один из признаков данного  звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

Артикуляторная база оказывается  неполной, так как не все необходимые  для речи слуходвигательные образования – звуки – сформировались. Звуковые замены различны, так как разные признаки звуков могут быть не сформированы (акустические или артикуляционные).

Смешение и взаимозамены звуков могут образовываться в результате неуменья  осуществлять правильный выбор звуков при сформированности артикуляторной базы.

Случаи ненормированного воспроизведения звуков (искажения) наблюдаются при неправильно  сформированных отдельных артикуляторных позициях.

В зависимости от типа нарушений  все дефекты звукопроизношения  при дислалии делятся на:

фонематические (Р.Е. Левина), или фонологические (Ф.Ф. Рау) – замены и смешения;

фонетические (Р. Е. Левина) или антропофонические (Ф.Ф. Рау).

В соответствии с данными  критериями выделяются три основные формы дислалии:

1. Акустико-фонематическая  дислалия.

К ней относятся дефекты  звукопроизношения, обусловленные  избирательной несформированностью операций опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков в сенсорном звене механизма восприятия речи. В основе лежит недостаточная сформированность фонематического слуха.

2. Артикуляторно- фонематическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам в моторном звене производства речи. При такой форме нарушений существуют два варианта:

при неполно сформированной артикуляторной базе вместо нужного  звука отбирается звук, близкий к  нему по набору артикуляционных признаков, но более простой по артикуляции.

При полностью сформированной базе принимается неправильное решение  при отборе звука в силу недостаточной  дефференцации смешиваемых звуков.

3. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты звукопроизношения, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки звучат искаженно. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному.

Таким образом, нарушения  речевой моторики не всегда являются причиной дефектов звукового оформления речи при дислалии. Причинами нарушения звукопроизношения могут быть наряду с нарушением артикуляционной моторики, несформированность фонематического слуха, дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата. Эти нарушения могут являться отдельными дефектами, а могут сочетаться между собой.

2.2.  Дизартрия и её понятие, основные проявления

Дизартрия – нарушение  звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления дизартрии  состоят в расстройстве артикуляции  звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа  речи, ритма и интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков.

Для всех форм дизартрии  характерны нарушения артикуляционной  моторики, которые, сочетаясь между  собой, составляют первый важный синдром  артикуляционных расстройств.

Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими признаками:

нарушения мышечного тонуса;

ограничение подвижности  мышц органов артикуляционного аппарата;

патология реципрокной иннервации;

наличие насильственных движений и оральных синкенезий в артикуляционной мускулатуре;

нарушения четкости кинестетических  ощущений.

Характер нарушения мышечного  тонуса зависит прежде всего от локализации поражения мозга и может быть следующим:

Спастичность артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;

Гипотония – понижение  мышечного тонуса;

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

При выраженном повышении  мышечного тонуса язык напряжен, оттянут  кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышение мышечного  тонуса в мышцах лица еще более  ограничивает произвольные движения в  артикуляционном аппарате.

При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность  их полного смыкания. В силу этого  рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсацивация.

При гипотонии мышц мягкого  неба движения небной занавески вверх  недостаточно, то проявляется в назализации  звуков.

При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате при попытках речи – тонус резко нарастает.

Характерным для этих нарушений  является их динамичность, непостоянство  искажений, замен и пропусков  звука.

Недостаточность подвижности  артикуляционных мышц также нарушает артикуляционную моторику и звукопроизношение  при дизартрии. При нарушении  иннервации губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть  углы рта в стороны, поднять вверх  верхнюю губу и опустить.

Ограничения подвижности  губ нередко нарушают артикуляцию  в целом.

Ограниченная подвижность  мышц языка при дизартрии проявляется:

В недостаточности подъема  кончика языка вверх в полости  рта, что связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых  других мышц;

В ограничении движения языка  вниз, что связано с нарушение  иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно- подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;

В ограничении движения языка  назад, причиной чего является нарушение  иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и других;

В парезах мышц языка, что  препятствует возможности изменять его конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию  назад.

Ограниченная подвижность  мышц мягкого неба утяжеляет нарушения  звукопроизношения. Причина: нарушение  иннервации веточками тройничного, лицевого блуждающего нервов мышц мягкого  неба, поднимающих и натягивающих его.

Дискоординационные расстройства – еще один характерный признак артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных движений, т.к. они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка).

Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слов, что делает речь замедленной и скандированной.

Частым признаком дизартрии  является нарушение, недостаточность  артикуляционного праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад.

Таким образом, перечисленные  нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют важный синдром дизартрии – синдром  артикуляционных нарушений. Тяжесть  и локализация поражения мозга  дает свою специфическую картину  артикуляционных расстройств при различных формах дизартрии.

2.3. Соотнесение  проявлений дислалии и дизартрии

Широкий анализ практики показал, что стертые формы псевдобульбарной дизартрии довольно часто смешивают  с дислалией. Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности. Впервые на это обратил внимание Г.Гуцман. Он отметил, что для этих расстройств характерны смытость, стертость артикуляции. Обобщив анализ литературных данных, М.Б.Эйдинова и Е.Н.Правдина-Винарская объясняют нарушения артикуляционного аппарата его недостаточной иннервацией и рассматривают эти случаи как дизартрические. Несмотря на то, что и при дизартрии и при сложной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий, затухающий.

Информация о работе Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями