Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современные взгляды на развитие речевого слуха у детей в онтогенезе……………………………………………………………………….стр. 2
Понятие речевого слуха в различных литературных источниках (педагогических, лингвистических)…………………………………….стр. 3
Развитие речевого слуха в онтогенезе………………………………….стр. 7
Глава II. Развитие компонентов речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислексией и дизартрией)………………стр.9
2.1. Дислалия и ее понятие, основные проявления…………………………...стр. 9
2.2. Дизартрия и ее понятие, основные проявления………………………... стр.13
2.3. Соотнесение проявлений дислалии и дизартрии……………………….стр. 16
Глава III. Обзор методик обследования фонематического восприятия…..стр.19
3.1 Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Г.В.Чиркиной…………………………………………………………………..стр.19
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая М.Ф.Фомичевой………………………………………………………... стр.22
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Т.Б.Филичевой…………………………………………………………..стр.23
Список литературы…………………………………………………………….стр.25

Файлы: 1 файл

реферат на тему Разв. фонем. сл..docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Соотнесение проявлений дислалии и дизартрии

Дислалия

Дизартрия


У соматически ослабленных  детей. Органики нет.        

Связана с поражением центральной нервной системы (ЦНС)


Неврологическая симптоматика отсутствует.        

Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в  покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.        Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.        


Голос звонкий, громкий, богато модулированный. Двигательная сфера  без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.        

Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки  автоматизируются с трудом.


Речевая активность повышена        

Речевая активность снижена.        


Вегетативные нарушения  проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.        

Вегетативные нарушения  грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.


Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект —  в норме, редко наблюдается задержка психического развития (ЗПР)

Поведение неровное, часты  смены настроения. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (ЗПР), возможна олигофрения  в степени дебильности.


Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.        

Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.


Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.

Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.


К своему дефекту критичен.

«У чужого соринку в  глазу видит, у себя — бревна не заметит».        


Диафрагмально-речевое дыхание  в норме.

Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано.


В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.         Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой

Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с  одного вида работы на другой


Глава III

Обзор методик  обследования фонематического восприятия

Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая    Г.В.Чиркиной

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными  исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха  в раннем детстве приводит к невозможности  различать речевые звуки и  четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического  восприятия.

Однако и у детей  с нормальным физическим слухом нередко  наблюдаются специфические трудности  в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны  речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность  в анализе проявлений недостатков  фонематического восприятия заключается  в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неразличных по звуковому составу).

различение отдельных  звуков в ряду звуков, затем —  в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому  составу);

запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной  сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой  именно из предъявленных картинок соответствует  заданный логопедом ритмический  рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных  звуков или пар звуков. Затруднения  в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенку предлагают повторить  слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные  затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время  как другим нелегко повторить  звуки, отличающиеся артикуляционным  укладом. Могут быть случаи, когда  ребенку недоступно задание воспроизвести  серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться  от одного звука к другому.

При исследовании фонематического  восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического  восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется  распределить картинки, соответствующие  словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить, как ребенок  различает слова, близкие по звуковому  составу, но разные по смыслу (крыса  — крыша, день — тень, булка —  белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления  о степени развития фонематического  восприятия дают наблюдения за тем, как  ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая  ему словоформа. Установлено, что  при недоразвитии фонематического  восприятия дети, в произношении которых  есть замены звуков, не подмечают недостатков  произношения и в чужой речи. В  итоге обследования звуковой стороны  речи и сопоставления с данными  обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление  о том, являются ли выявленные дефекты  звукопроизношения самостоятельным  видом речевого нарушения или  входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков  детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также  в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также  учитывать улучшения в слитности  и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться  наблюдениями за спонтанной речью детей  на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая    М.Ф.Фомичевой

Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и  фонематического слуха. Ребенка  просят:

Услышать разницу между  правильным и неправильным произношением  звука в собственной и чужой  речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);

Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для  произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

Выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди  звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);

Выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);

Определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и  т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

Повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);

Разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга  только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные  взрослым картинки: например, кит и  кот, кот и ком; усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как  разные согласные или гласные  звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить эти  звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные  нарушения, связанные с недостаточным  различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем  различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать  причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно  только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.

Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая    Т.Б.Филичевой

Обследование фонематического  восприятия проводится после проверки состояния произношения звуков.  Необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно  произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие  по звучанию, но разные по смыслу, например: жук — сук, том — дом —  ком, дом — сом, мишка — миска, коза — коса, лужа — лыжи, день —  тень — пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи?») и др.

Можно также предложить ребенку  повторять за логопедом сходные  слова, например: Маша — Даша — каша; Паша — наша — ваша; тень — день, день — пень-, бак — лак —  мак — так — рак; жук —  лук — сук — тук и т. п. Этот прием позволяет выявить  не только уровень фонематического  восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.Итак, мы видим, что методики обследования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи содержат много общего.

Информация о работе Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями