Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современные взгляды на развитие речевого слуха у детей в онтогенезе……………………………………………………………………….стр. 2
Понятие речевого слуха в различных литературных источниках (педагогических, лингвистических)…………………………………….стр. 3
Развитие речевого слуха в онтогенезе………………………………….стр. 7
Глава II. Развитие компонентов речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислексией и дизартрией)………………стр.9
2.1. Дислалия и ее понятие, основные проявления…………………………...стр. 9
2.2. Дизартрия и ее понятие, основные проявления………………………... стр.13
2.3. Соотнесение проявлений дислалии и дизартрии……………………….стр. 16
Глава III. Обзор методик обследования фонематического восприятия…..стр.19
3.1 Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Г.В.Чиркиной…………………………………………………………………..стр.19
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая М.Ф.Фомичевой………………………………………………………... стр.22
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Т.Б.Филичевой…………………………………………………………..стр.23
Список литературы…………………………………………………………….стр.25

Файлы: 1 файл

реферат на тему Разв. фонем. сл..docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Антипова Ж.В., Горина  Н.В. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитие речи.// В кн.: Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. – С.28.

Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 198 с.  

Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов. – Томск: SТТ, 2001. – 284с. – С. 228, 235-239.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240с.  

Волкова Л.С. Нарушения детской  речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе.// Педагогические сочинения./ Под ред. А. Земитана. – Рига, 1969. – С.35-39.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – Собр. соч. – М.: Педагогика, 1982.– Т.2. – С.6-361. 

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН  РСФСР, 1961. – 471с.

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. –  М.: Учпедгиз, 1948. – С.47.  

Григоренко Н.Ю. Теоретические аспекты исследования фонематической стороны речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии. // Вопросы логопедии. – М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1978. –  С.27-37.

Дурова Н.В. Осознание  звуковой стороны речи дошкольниками. // Дошкольное воспитание. – М., 1991. –  №7.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. –  С.5-20.

Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.// Сенсорное воспитание дошкольников./ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963.  

Иванова С.В. Речевой слух и культура речи. – М.: Просвещение, 1970. – 96с.

Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием  речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 182с.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа  обучения детей с недоразвитием  фонематического строя речи. –  М.: Просвещение, 1978. – 78 с.

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., АПН РСФСР, 1958.

Логопедия: Учебное пособие  для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. –  Книга II: 147с.

Лопатина Л.В., Серебрякова  Н.В. Логопедическая работа в группах  дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994. – С. 3-8, 36-42.

Лурия А.Р. Вопросы слуха и речи в свете учения Павлова о 2-х сигнальных системах.// Вестник оториноларингологии. – 1951. – 12. №4. – С.3-13.

Максаков А.И. Правильно  ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.  

Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. –  М.:Просвещение, 1976. – С.50-90.  

Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии.// Очерки по патологии речи и голоса. Вып.II. – М.: Учпедгиз, 1963. – С.34-48

Мартынова Р.И. Сравнительная  характеристика детей, страдающих легкой формой дизартрии и функциональной дислалией.// Расстройства речи и методы их устранения./ Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. – М., 1975. – С.79-91.

Мелихова Л.В. Сравнительный  анализ логопедической работы при различных  формах дислалии.// Вопросы дефектологии. – М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина. – 1964. – № 219. – С.59-72.

Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. –  М., Просвещение, 1968.

Панченко И.И. Особенности  фонетико-фонематического анализа  расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи.// Расстройства речи и голоса в детском возрасте. – М., 1960. – С.152.

Понятийно-терминологический  словарь логопеда./ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400с.

Правдина О.В. К вопросу  классификации речевых нарушений.//  Труды научной сессии по дефетологии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – С. 15-28. 

Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969. – С.82-85.

Развитие речи детей дошкольного  возраста: Пособие для воспитателя  дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.]

Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М., Медгиз, 1961.

Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для  логопедов и воспитателей / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 64с.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у  дошкольников. –  М.: Просвещение, 1993. – 112 с.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 80с.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., Просвещение, 1987. – 142с. – С.5-24; 132.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: просвещение, 1989. – 223с.

Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М.: Просвещение, 1993. – 98с.

Основы логопедии с  практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.]

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.

Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием  речи //Дошкольное воспитание, 2006, №11, с.65-75

Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания  речи // Методы обследования нарушений  речи у детей. – М.: АПН СССР, 1982. –  С.5-18.

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Дис. … канд. пед. наук. – М.,1995. – 163с.

Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997. – 214с.


Информация о работе Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями