Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа
Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Введение
Глава I. Современные взгляды на развитие речевого слуха у детей в онтогенезе……………………………………………………………………….стр. 2
Понятие речевого слуха в различных литературных источниках (педагогических, лингвистических)…………………………………….стр. 3
Развитие речевого слуха в онтогенезе………………………………….стр. 7
Глава II. Развитие компонентов речевого слуха при речевом дизонтогенезе (на примере речевого развития детей с дислексией и дизартрией)………………стр.9
2.1. Дислалия и ее понятие, основные проявления…………………………...стр. 9
2.2. Дизартрия и ее понятие, основные проявления………………………... стр.13
2.3. Соотнесение проявлений дислалии и дизартрии……………………….стр. 16
Глава III. Обзор методик обследования фонематического восприятия…..стр.19
3.1 Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Г.В.Чиркиной…………………………………………………………………..стр.19
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая М.Ф.Фомичевой………………………………………………………... стр.22
Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Т.Б.Филичевой…………………………………………………………..стр.23
Список литературы…………………………………………………………….стр.25
Список литературы
1. Антипова Ж.В., Горина
Н.В. Понятие о фонетико-
Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 198 с.
Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов. – Томск: SТТ, 2001. – 284с. – С. 228, 235-239.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240с.
Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе.// Педагогические сочинения./ Под ред. А. Земитана. – Рига, 1969. – С.35-39.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – Собр. соч. – М.: Педагогика, 1982.– Т.2. – С.6-361.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М.: Учпедгиз, 1948. – С.47.
Григоренко Н.Ю. Теоретические аспекты исследования фонематической стороны речи у детей раннего и дошкольного возраста.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии. // Вопросы логопедии. – М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1978. – С.27-37.
Дурова Н.В. Осознание звуковой стороны речи дошкольниками. // Дошкольное воспитание. – М., 1991. – №7.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. – С.5-20.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.// Сенсорное воспитание дошкольников./ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963.
Иванова С.В. Речевой слух и культура речи. – М.: Просвещение, 1970. – 96с.
Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 182с.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.: Просвещение, 1978. – 78 с.
Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., АПН РСФСР, 1958.
Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. – Книга II: 147с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994. – С. 3-8, 36-42.
Лурия А.Р. Вопросы слуха и речи в свете учения Павлова о 2-х сигнальных системах.// Вестник оториноларингологии. – 1951. – 12. №4. – С.3-13.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.
Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.:Просвещение, 1976. – С.50-90.
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии.// Очерки по патологии речи и голоса. Вып.II. – М.: Учпедгиз, 1963. – С.34-48
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкой формой дизартрии и функциональной дислалией.// Расстройства речи и методы их устранения./ Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. – М., 1975. – С.79-91.
Мелихова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии.// Вопросы дефектологии. – М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина. – 1964. – № 219. – С.59-72.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
Панченко И.И. Особенности
фонетико-фонематического
Понятийно-терминологический словарь логопеда./ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400с.
Правдина О.В. К вопросу
классификации речевых
Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969. – С.82-85.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.]
Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М., Медгиз, 1961.
Туманова Т.В. Формирование
звукопроизношения у
Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1993. – 112 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 80с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., Просвещение, 1987. – 142с. – С.5-24; 132.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: просвещение, 1989. – 223с.
Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В. Программа обучения и воспитания
детей с фонетико-
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.]
Фомичева М.Ф. Воспитание
у детей правильного
Черкасова Е. Воспитание речевого
слуха у детей с общим
Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. – М.: АПН СССР, 1982. – С.5-18.
Шашкина Г.Р. Логопедическая
ритмика для детей с фонетико-
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997. – 214с.
Информация о работе Обследование и развитие фонематического слуха у детей с речевыми патологиями