Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Также наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка……………...
1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..
1.2. Единица текста – высказывание …………………………..
1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления ………………..
Выводы по главе 1 …………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик ……………………………………………………..
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………
2.3. Из опыта работы ……………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРС ВЫСКАЗЫВАНИЯ.docx

— 84.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Факультет социальной педагогики

 

 

Кафедра социальной педагогики

и социологии

 

 

ФИО

 

 

ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(курсовая работа)

 

 

Направление подготовки – 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки – Социальная педагогика

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – заочная

 

 

 

 

Допущена к защите

 

 «____» _______________ 2014 г.

 

Научный руководитель:

 

___________

«____» __________ 2014 г.


 

 

 

 

Студент

___________________

 «____» ____________ 2014 г.

 

 

 

Оренбург 2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию  высказывания на уроках русского языка……………...

1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..

1.2. Единица текста – высказывание …………………………..

1.3. Трудности составления  письменных высказываний у младших  школьников и пути их преодоления ………………..

Выводы по главе 1 …………………………………………………….

Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….

2.1.  Обучение созданию  высказываний по учебникам  М.С. Соловейчик ……………………………………………………..

2.2. Методика работы с  текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………

2.3. Из опыта работы ……………………………………………

Выводы по II главе …………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список используемой  литературы………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На современном этапе обучения, и учителями, и методистами осознаётся необходимость сделать преподавание языка более функциональным, коммуникативно-ориентированным в соответствии с основной функцией языка – быть средством общения человека.

ФГОС подчёркивает необходимость «овладения младшими школьниками первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

Также  наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

Положения педагогической психологии П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии об особенностях обучения детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах, являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой по развитию связной монологической речи для русских и национальных школ.

Во-первых, ими определено, что речь – это деятельность, совокупность практических умений школьника, формирующихся в процессе общения. Язык же – это средство общения, знаковая система, используемая в речи для общения.

Во-вторых, в методике была осознана коммуникативная функция языка: речевые упражнения не сами по себе, а для целей общения, коммуникаций.

В-третьих, развитие речи в школе приобрело целенаправленность, стало обучением конкретному предмету, умениям: построению текста, составлению описания и т.д.

В-четвертых, были определены конкретные умения учащихся, над которыми работают и учитель, и учащиеся, что позволило сделать всю работу по развитию речи целенаправленной, более конкретной, дало основание говорить о системе в развитии речи.

До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, высказываниям, предложениями. С.П. Редозубов, М.Л. Закожурникова, И.С. Рождественский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по ее совершенствованию.

А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, М.И. Оморокова, М.С. Соловейчик и др. в своих исследованиях подчеркивали значение практики речевого общения для усвоения ребенком родного языка.

Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и пр.).

Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях  В.Кустаревой, В.Кирюшина, А. Матвеевой даются методические указания по работе над развитием связной речи, обучению созданию высказываний и обогащением словаря учащихся.

Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь — одно из важнейших условий хорошей успеваемости.

Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения. Теоретические и экспериментальные научные исследования в области методики преподавания родного языка свидетельствуют о том, что достижение этой цели невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных речеведческих понятий в области развития связной устной речи.

Все вышеказанное определяет актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс развития связной речи учащихся начальных классов, основу которого составляет работа над созданием связных высказываний.

Предмет исследования – обучение  созданию связных устных высказываний.

Цель исследования: теоретически обосновать методы и приемы обучению созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе.

Поставленная цель, предмет исследования предполагали решение следующих основных задач:

1) изучить методическую литературу по проблеме исследования

2) выявить основные понятия, методы и приемы обучению составлению высказываний на уроках русского языка в начальной школе;

3) Обобщить опыт

4) Провести анализ программы  УМК Гармония М.С.Соловейчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка

 

 

1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе

 

 

Исследования многих методистов, педагогов показывают, что к моменту прихода в школу ребенок в основном владеет родной речью, но ученику начальных классов не хватает слов для передачи новых понятий, грамматический строй его речи беден, и особенно несовершенна связная речь ребенка. По данным психологов (С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской и др.), связная устная речь детей 6-8 лет носит ярко выраженный ситуативный характер, когда они пытаются передать свои мысли в форме развернутого устного высказывания. Тем не менее, несмотря на очевидную необходимость исследования природы связной речи, работ, посвященных этой проблеме, крайне мало. Нет и единого определения понятия "связная речь".

Так, СЛ. Рубинштейн определяет связную речь как речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. В этой речи все понятно из самого контекста речи, отсюда ее другое название - контекстная речь [23, с. 7]. По мнению автора, ребенок переходит от ситуативной речи (в которой ее содержание понятно, если оно взято совместно с ситуацией) к овладению контекстной речью.

О.С. Ахманова рассматривает связную речь в качестве "разновидности общения при помощи языка, определяемой в своих свойствах обстоятельствами и целями коммуникации" (бытовая, деловая, обиходная и т.д.) [12, с. 387].

А.С. Звоницкая подходит к определению связной речи несколько с иной позиции — с позиции связи языка и мышления. По ее мнению, связная речь "обычно есть письменная речь", которая предполагает "задачу полного отражения в речи всех связей мысли" [85, с 77]. Именно поэтому "контекстная речь отличается развернутым изложением связей мысли, которое бы сразу ясно, точно выдвигало для читателя мысль автора". А.С. Звоницкая определяет основные условия, способствующие успешному формированию связности речи. Поскольку "связность мысли является необходимой предпосылкой связности речи", важно, чтобы учащиеся, во-первых, предварительно выявляли связи в мысли, для чего прежде всего должно использоваться "планирование контекста"; во-вторых, осознавали требование связности мысли и связности речи, а это предполагает осознание установки на "ситуацию широкого круга читателя"; в-третьих, овладели языковыми средствами, необходимыми для выражения определенных смысловых связей.

Н.П. Ерастов, не давая точного определения связной речи, тем не менее обоснованно говорит о том, что в основе умения связно излагать свои мысли лежит "отождествляющая" деятельность мышления. "Чтобы научить школьников выражать одну и ту же мысль по-разному, необходимо уметь отождествлять мысль". Детей надо учить умению перефразировать - это основная мысль автора, которая, на наш взгляд, очень важна для методики развития связной устной речи младших школьников.

Как показали исследования, развитие связной речи учеников тормозится. По мнению Ладыженской, главная причина этого – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников.

Таким образом, конечная цель всей системы обучения русскому языку - научить детей свободно и связно выражать свои мысли. Особое значение приобретает работа по обучению связной речи в начальных классах: именно здесь должны закладываться у детей умения разбираться в структуре связного текста, в средствах межфразовых связей и умению строить высказывания. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме.

 

1.2. Единица текста - высказывание

 

Человек, по М.Бахтина, в силу его человеческой специфики всегда выражает себя, то есть создает текст, высказывание.

Информация о работе Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе