Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Также наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка……………...
1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..
1.2. Единица текста – высказывание …………………………..
1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления ………………..
Выводы по главе 1 …………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик ……………………………………………………..
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………
2.3. Из опыта работы ……………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРС ВЫСКАЗЫВАНИЯ.docx

— 84.96 Кб (Скачать файл)

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний.

Единицами текста на семантико-структурном уровне является высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединённых семантически и синтаксически в единый фрагмент).[3, с.23]

В системе категорий лингвистических текст есть функционально, содержательно и структурно завершённое речевое единство, скреплённое авторской модальностью. Любой текст - это прежде всего совокупность предложений-высказываний, которые, группируясь на основе смысловых и структурных связей, объединяются в единицы текста - межфразовые единства, компоненты или фрагменты текста, наконец, целое речевое произведение. Механизмы образования текста обычно избирательны. И действуют они в направлении создания разных видов текста, имеющих свои формы построения, организации.

При конструировании текста используются максимальные единицы языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), последние, объединяясь в семантико-структурные блоки, образуют разные типы и виды речевой организации.

В основе этих блоков лежат разные виды высказываний, которые, сочетаясь друг с другом, и образуют эти разные виды текста.

Высказывание - это реализованное предложение (не схема, а лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи). Любое высказывание - это предложение, но не любое предложение есть высказывание. Или: одно предложение может заключать в себе несколько высказываний-сообщений. В тексте мы имеем дело не с предложением (в терминологическом смысле), а с высказываниями, то есть не с языковыми единицами, а с единицами речевыми, которые конкретизируют свой смысл в тексте.

«Речь может существовать в действительности только в форме конкретных высказываний отдельных говорящих людей, субъектов речи. Речь всегда отлита в форму высказывания, принадлежащего определенному речевому субъекту, и вне этой формы существовать не может. Как ни различны высказывания по своему объем, по своему содержанию, по своему композиционному построению, они обладают как единицы речи общими структурными особенностями, и, прежде всего, совершенно четкими границами.» ( С. Бахтин)

 «Высказывание, обладающее  сложностью, является комплексом, состоящим  из слов. Обладают ли слова  значением за пределами высказывания? Слова функционируют только внутри  высказывания… За пределами высказывания  они не имеют ни функции, ни  значения.» (Л. Виттенштейн.)

М. Бахтин: «Высказывание как единица языка, подобно слову не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения».

У высказывания всегда есть цель. В общении люди легко и почти точно определяют коммуникативное намерение говорящего. Мы умеем различать просьбу, совет, приказ, вопрос, даже чувствуем вопросы, которые не требуют ответа.

Интенция (намерение) говорящего лежит в основе процесса речи и того содержания, которое обладает информативной значимостью. Ведь  коммуникация предполагает, прежде всего, передачу и восприятие информации. Любое высказывание содержит информацию, оно также выражает и позицию говорящего по отношению к ее содержанию.

Основные свойства высказывания:

  • высказывание реализует определенную коммуникативную цель (коммуникативную интенцию) отправителя;
  • рассчитано на достижение определенного коммуникативного эффекта, на осуществление некоторого речевого воздействия на получателя (на его разум, знания, волю, поведение, эмоции);
  • обычно является носителем некоторого сообщения, передает некоторый объем «предметного» содержания, разумно соотнесенный с определяющей высказывание КЦ;
  • как правило, несет в себе больше информации, чем та, что имеет непосредственное вербальное выражение;
  • отражает характер и особенности отношения отправителя к сообщению;
  • учитывает уровень информированности и характер информационных ожиданий адресата;
  • обладает предикативностью и интонационной оформленностью;
  • строится по законам языка и оформляется в соответствии с определенными нормативами композиционно-стилистической организации.

Высказывания бывают однообъектные и разнообъектные (в зависимости от того, сколько событий отражено в его содержании) Например; Поезд идёт (сообщение о движении поезда) и Поезд идёт с большой скоростью (сообщение о движении поезда и о скорости его движения).

Высказывание всегда имеет два компонента, в отличие от предложения, где может быть один компонент, два или несколько (главные члены и второстепенные). Компоненты высказывания – тема и рема (тема- данное, исходное; рема- новое, искомое). Члены предложения необязательно совпадают с компонентами высказывания. Например; Мы услыхали звук. Поскрипывала дверь. Во втором высказывании « поскрипывала»- тема (известное из первого предложения-высказывания) и «дверь»- рема (то новое, что сообщается о данной теме).

Высказывания бывают двух типов, в зависимости от их коммуникативных качеств.

Информативные высказывания, в которых разворачивается содержательная информация (это сообщения описательного, повествовательного типа), и высказывания  верификативные, которые служат целям утверждения или опровержения. Функцией информативных высказываний является сообщения - они несут новую информацию. Функция верификативных высказываний - оформить реакцию на мнение собеседника.

Таким образом, мы выяснили, что текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Единицами текста на семантико-структурном уровне является высказывание. При конструировании текста используются максимальные единицы языка, которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями).

Высказывания бывают однообъектные и разнообъектные. Высказывание всегда имеет два компонента. Высказывания бывают двух типов - информативные высказывания, в которых разворачивается содержательная информация и высказывания  верификативные, которые служат целям утверждения или опровержения.

 

 

1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления

 

Трудности овладения навыком письменного высказывания явление нередкое в общеобразовательной школе. Они обнаруживаются у учащихся не только в начальном, но и в среднем звене, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

В последние годы отмечается усиление исследовательского интереса к проблеме трудностей составления письменных высказываний, связанное не только с ростом показателей распространенности ошибок в письменных работах учащихся, но и необходимостью уточнения причин возникновения этих трудностей.

По данным, представленным в исследованиях ряда ученых (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова), к концу четвертого класса учащиеся в основном овладевают навыками письма под диктовку. Однако при создании и изложении связного текста в письменной форме обнаруживают ошибки различного генеза [15, с. 56].

Действие тех или иных неблагоприятных факторов обуславливает недостаточную сформированность как элементарных психических процессов (графомоторных координаций, языкового анализа и синтеза), так и высших психических функций (внимания, памяти, мышления), обеспечивающих сложную функциональную систему процесса письма, вызывает трудности составления письменных высказываний.

Самостоятельные письменные высказывания младших школьников характеризуются ограниченным объемом связного высказывания, непоследовательным изложением событий, лексическими повторами, заменами существительных местоимениями. Учащиеся допускают ошибки, связанные с несоблюдением фонетического принципа написания (замены, пропуски, перестановки букв в сильных позициях слова), морфологического принципа – орфографические ошибки.

Рассмотрим некоторые пути преодоления трудностей составления самостоятельных письменных высказываний  у младших школьников.

Структура процесса письма охарактеризованы в трудах Л.С. Выготского, который отмечал, что «….обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребенку ….. письмо должно быть осмыслено для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи» [2, с. 67].

Письменная речь включает в себя такие виды работ как изложение и сочинение. В письменных работах такого вида учащемуся проходится решать как орфографические задачи, так и связно, логически выстраивать собственные высказывания. Так, например, Е.Н. Российская в своем исследовании представляет классификацию видов письменной речи: по источникам (рис. 1), степени самостоятельности, по жанру, по стилю деятельности [16, с. 8].

 

  Рис.1. Виды сочинений по источникам

 

 Письменные сочинения (по источникам) из повседневного опыта учащихся решают вопрос мотивации овладения данным навыком. Они вызывают естественную потребность ребенка писать на такую тему, которая ему понятна, интересна, а, главное, побуждает к выражению в слове своего внутреннего мира. При написании разных видов сочинений у младших школьников обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй как на морфологическом, так и на синтаксическом уровнях.

 

 Успешность овладения письменной речью во многом определяется активностью познавательной деятельности ребенка, его интересом к языку. Все более развивается их познавательная инициатива и любознательность в отношении письма. Учителю следует, как показал наш опыт, поддержать желание ребенка научиться правильно писать и развивать мотивацию к созданию письменных творческих работ [13, с. 259].

Исследования А.Р. Лурия, Л.С. Выготского свидетельствуют о том, что письменная речь – это сложный психофизиологический процесс, в котором участвует не только устная речь, но и слухо-речевая, зрительная память, пространственные представления, наглядно-действенное, наглядно-образное и предметно-логическое мышления. Как отмечает А.Н. Корнев, письменная и устная речь имеют существенную различающуюся когнитивную и психофизиологическую базу [8, с.60].

Процесс обучения младших школьников составлению самостоятельных письменных высказываний начинается с первого класса и предполагает учет языковых и психологических особенностей современных школьников.

Исходными в поиске путей преодоления трудностей при составлении письменных высказываний младшими школьниками стали следующие идеи [4, с. 260]: Найн

  • развитие познавательной активности младших школьников, формирование познавательных интересов в процессе личностно ориентированного взаимодействия. Познавательная активность проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности. Формирование познавательного интереса в процессе создания текста способствует развитию внимания, памяти и мышления;
  • чувство устремления к конкретному объекту познания, желание участвовать в событии. Отбор наиболее ярких впечатлений и их оформление в виде ряда мыслей, образов;
  • внутреннее порождение высказывания, образование обобщенного речевого образа события;
  • долговременной памяти;
  • логическое чувство осмысления, целостности и последовательности событий, образование плана высказывания на уровне мыслей, образов, отбор опорных сигналов;
  • связное высказывание о событии во внешней речи, чувство самонтроля за всеми компонентами речевой системы (фонетическое, грамматическое, лексическое оформление);
  • совершенствование и автоматизация графомоторного навыка.

Информация о работе Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе