Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Также наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка……………...
1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..
1.2. Единица текста – высказывание …………………………..
1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления ………………..
Выводы по главе 1 …………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик ……………………………………………………..
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………
2.3. Из опыта работы ……………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРС ВЫСКАЗЫВАНИЯ.docx

— 84.96 Кб (Скачать файл)

Практический опыт работы передовых российских учителей с детьми младшего школьного возраста, и анализ результатов освоения программы по циклу предметов родного языка свидетельствуют о необходимости построения работы на основе следующих принципов:

Индивидуализация методов обучения. Известно, что между собой дети различаются особенностями развития познавательных интересов. При достаточном выборе школьных программ в общеобразовательных школах методика обучения составлению самостоятельного письменного высказывания остается унифицированной. При планировании данной работы важно знать уровень сформированности высших психических функций.

Индивидуализация темпов обучения. Для прочного усвоения каждого этапа формирования навыка самостоятельного письменного высказывания некоторые дети нуждаются в увеличении объема времени и педагогической помощи. Недостаточная сформированность базовых операций блокирует движение вперед.

Систематический контроль автоматизации навыков. Необходим контроль не только успеваемости ребенка, но степени автоматизированности отдельных операций письма.

Использование игровых методов обучения. Личностно ориентированное взаимодействие участников обучения в игровой форме создает условия для формирования интереса. Он побуждает ориентировочный рефлекс, вызывает эмоции радости, удивления, удовольствия, удовлетворения, привлекает внимание к содержанию деятельности, несет необходимую информационную нагрузку.

На наш взгляд, именно в учебной ситуации составления текстов, которые интересны младшему школьнику, становится важен не только результат, но и сам процесс переживаний, связанный с обучающими действиями. Важен и сам опыт переживания положительных чувств человеком, то есть создание ситуации успеха ребенка. Через переживания, как считала Г.И. Щукина, можно воспитать познавательный интерес и положительное отношение к письменной речи [6, с 56].Щукина

Успешное преодоление трудностей составления письменных высказываний у младших школьников возможно, когда учитель:

  • имеет знания о нарушениях письменной речи у младших школьников и методах профилактики;
  • умеет создать «ситуацию успеха» и заранее готов к трудностям учебного характера со стороны учащихся;
  • умеет управлять процессом общения с детьми на основе развития познавательного интереса, познавательной активности младших школьников;
  • с уважением относится к интересам ребенка, его любопытству и любознательности.

Современный учитель, работающий с детьми, должен владеть определенным объемом знаний о трудностях составления самостоятельных письменных высказываний, основных направлениях профилактики, хорошо ориентироваться в данной проблеме и понимать состояние ребенка.

Как показывает практика, учащиеся, которые имеют предпосылки нарушений письменной речи, не могут самостоятельно преодолеть трудности в процессе обучения, им необходима психолого-педагогическая помощь. Для того чтобы трудности овладения навыками самостоятельной письменной речи не перешли стойкие нарушения, необходима система профилактических мер, которую должны осуществлять учителя, психологи и родители. Тесное взаимодействие специалистов по обозначенной проблеме поможет избежать возможных учебных трудностей у учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Проведя анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования  мы пришли к выводу, что конечная цель всей системы обучения русскому языку - научить детей свободно и связно выражать свои мысли. Особое значение приобретает работа по обучению связной речи в начальных классах: именно здесь должны закладываться у детей умения разбираться в структуре связного текста, в средствах межфразовых связей и умению строить высказывания. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме.

Текст это - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.  Единицами текста на семантико-структурном уровне является высказывание. При конструировании текста используются максимальные единицы языка, которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями).

Современный учитель, работающий с детьми, должен владеть определенным объемом знаний о трудностях составления высказываний, основных направлениях профилактики, хорошо ориентироваться в данной проблеме и понимать состояние ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе

 

2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам  М.С. Соловейчик

 

Обучение созданию высказываний на уроках русского языка по программе М.С. Соловейчик  «Гармония» происходит во время изучения темы «Текст». Подробно проанализируем содержание темы «Текст» по учебнику «К тайнам нашего языка».

Содержание темы «Текст» по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик для 1 класса сводится к следующему. Традиционно одним из направлений работы в период обучения грамоте, как и на всех уроках русского языка, является развитие у детей умений, необходимых для понимания и создания текстов, текстовых умений, или, как их всегда принято называть, умений связной речи. Определения на этом этапе не даются. Все виды работы с предложением, текстом преследуют одну цель: пробудить присущее человеку от природы чувство языка, помочь маленькому школьнику «заметить» язык, которым он в определённой степени уже владеет.

Во 2-ом классе по учебникам Соловейчик сначала происходит знакомство с предложением как коммуникативной единицей, с построением и использованием предложений разных видов органично переходит в обучение созданию текста. Учащиеся выводят определение понятия текст. Это определение существенно отличается от определения понятия текст по учебникам Рамзаевой. Сравним эти два понятия. По учебнику Соловейчик: несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом. По учебнику Рамзаевой: текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (по какому смыслу совершенно не понятно, определения этому Рамзаева не даёт).

 Уже на первых уроках  во втором классе по учебникам  Соловейчик  должны сложиться  представления детей об отличиях  текста от предложения (есть развитие  мысли, а потому несколько предложений) и от набора предложений (в тексте говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль).

Также во втором классе предлагается познакомить учащихся с главными признаками текста: темой и главной мыслью ( вводятся понятия и сообщается или выводятся термины), научить школьников пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают. Задачи урока «Как сделать текст хорошим?»: 1) помочь понять взаимосвязь заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; 2) выявить требования к хорошему тексту и начать обучение редактированию содержания связных высказываний. Уточняется содержание и порядок процесса обдумывания текста при его создании, привлекается внимание к строению текста, к роли первого и последнего предложений. На уроках вводятся две новые памятки: "«Как обдумывать свой текст?», « Как сделать текст лучше?».

Марина Сергеевна Соловейчик предлагает вводить типы текста (типы речи) в третьем классе.  В течение года при изучении частей речи учащиеся сначала практически осваивают особенности построения текстов разных типовых значений. Уроки «Оцениваем, описываем, повествуем» посвящены знакомству с актуальными для школьников типами  речи, а именно: когда мы хотим сказать о действиях предмета, которые выполняются один за другим, мы создаём повествование; когда говорим о признаках предмета, то создаём описание предмета; когда хотим коротко высказать своё мнение о предмете, то обычно строим предложение со значением оценки. Чтобы у учащихся не возникло путаницы в определении текста-повествования и текста-описания, в учебнике авторами представлены важные сведения, советы, такие как: чтобы снять на плёнку текст-повествование, оператору нужно сделать несколько кадров – столько, сколько действий совершается одно за другим. Текст-описание можно передать в одном кадре, сняв все признаки предмета одновременно. Мнение о предмете, его оценку на плёнку снять нельзя.

Как было сказано ранее, Соловейчик вводит тип речи – оценку действительности, который в обычно принятый школьный набор не входит. Она объясняет это так: «Эти высказывания чаще всего составляют 1-2 предложения, имеют особую лексику и специфическую структуру. Учащимся нередко приходится, в том числе и при написании сочинений, выражать своё отношение к чему-либо, но языковых средств у них недостаточно. Кроме того, очень часто именно предложения со значением оценки заключают в себе главную мысль текста. В ходе специальной работы возможно обогащение детского речевого опыта».[21, С.107]

Все названные типы речи предлагается вводить одновременно, считая, что в сопоставлении детям легче понять специфику каждого. Информация не подлежит заучиванию – она будет осваиваться постепенно в ходе последующей работы.

В 4-ом классе Соловейчик выделяет раздел «Размышляем, рассказываем, сочиняем», цель которого – потренировать школьников в применении приобретённых речевых умений, помочь накопить опыт создания письменных высказываний разных жанров. В центре находится весь комплекс текстовых умений.

Уроки в теме «Предложение и текст» посвящены предложению, но здесь обобщаются многочисленные наблюдения за тем, как следует строить предложение при включении его в текст.

Учащиеся знакомятся с типом речи рассуждением, так как это понятие достаточно сложное как по структуре предложений, так и по характеру используемых языковых средств.

 

2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик

 

Для работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик предложены задания разной степени сложности, которые направлены на формирование разных речевых умений. В учебнике «К тайнам нашего языка» большое количество разных по  степени сложности и количество творческих упражнений для учащихся. М. С. Соловейчик предлагает детально разбирать задания. Заставлять детей вдумываться в выполняемые ими задания.

В 1-ом классе одним из распространённых приёмов является озаглавливание картинок или текстов. Это упражнение направлено на формирование умения понимать тему или основную мысль. Прежде всего, заранее необходимо решить, на осмысление чего, темы или основной мысли, в данном случае учитель планирует направить обучение (термины в общении с детьми пока не используются). От этого будет зависеть содержание последующих вопросов. Работу проводят в два этапа.

  1. Сначала с помощью вопросов: «О чём рассказывает картинка?» или «Что хотел показать художник?»- учитель выявляет тему или основную мысль текста, рисунка.
  2. Только после полученного от учеников ответа на поставленный вопрос (пусть даже несколько пространного: о том, как…) можно предлагать озаглавливание, но задание должно обязательно содержать установку: придумайте такой заголовок, который бы точно передавал, о чём рассказывает картинка или текст. Такая установка, во-первых, направляет деятельность учащихся, а во-вторых, позволяет иметь критерий для выбора заголовка из нескольких предложенных.

Предлагаются задания и на «испорченных» текстах. В текст привносится предложение, явно выходящее за пределы темы или раскрываемой основной мысли. С той же целью - наблюдать за единством предмета речи или главной мыслью – может быть использован и другой вариант упражнения. К прочитанному тексту на доске даются два предложения: одно непригодное для данного текста, а другое вполне уместное в качестве, например, концовки всего текста или его первого предложения.

Чтобы привлечь внимание к последовательности предложений в тексте, можно на доску  выносить текст с букварной страницы  рассыпанном виде, предлагая решить, всё ли понятно в рассказе.

Во 2-ом классе представлена огромная работа над понятием текст, основными признаками текста. Например, в одном из упражнений предлагается читать исходное предложение из одного упражнения и подставлять к нему каждое из предложений из другого упражнения, решая подходит оно или нет. Также рекомендуется делать и в следующем упражнении: читая по предложению, выяснять о чём первое, о чём второе. Общий вывод: все предложения о разном, каждое о своём, поэтому текст не получился.  Есть задания с выбором учениками заголовка к тексту, на тренировку в создании текста и обобщении ( текст можно создавать и по картинке), предлагаются и творческие задания. Например, нужно оценить (на слух) соответствие заголовка и текста, написанного одним второклассником. Также во втором классе учащиеся учатся писать первые изложения. Конечная цель этих изложений – не только в том, чтобы учить воспроизводить тексты. Она шире: обеспечить становление умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства, путем составления своих высказываний.

Информация о работе Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе