Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:27, курсовая работа
Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Также наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка……………...
1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..
1.2. Единица текста – высказывание …………………………..
1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления ………………..
Выводы по главе 1 …………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик ……………………………………………………..
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………
2.3. Из опыта работы ……………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик
Обучение созданию высказываний на уроках русского языка по программе М.С. Соловейчик «Гармония» происходит во время изучения темы «Текст». Подробно проанализируем содержание темы «Текст» по учебнику «К тайнам нашего языка».
Содержание темы «Текст» по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик для 1 класса сводится к следующему. Традиционно одним из направлений работы в период обучения грамоте, как и на всех уроках русского языка, является развитие у детей умений, необходимых для понимания и создания текстов, текстовых умений, или, как их всегда принято называть, умений связной речи. Определения на этом этапе не даются. Все виды работы с предложением, текстом преследуют одну цель: пробудить присущее человеку от природы чувство языка, помочь маленькому школьнику «заметить» язык, которым он в определённой степени уже владеет.
Как было сказано ранее, Соловейчик вводит тип речи – оценку действительности, который в обычно принятый школьный набор не входит. Она объясняет это так: «Эти высказывания чаще всего составляют 1-2 предложения, имеют особую лексику и специфическую структуру. Учащимся нередко приходится, в том числе и при написании сочинений, выражать своё отношение к чему-либо, но языковых средств у них недостаточно. Кроме того, очень часто именно предложения со значением оценки заключают в себе главную мысль текста. В ходе специальной работы возможно обогащение детского речевого опыта».[21, С.107]
Все названные типы речи предлагается вводить одновременно, считая, что в сопоставлении детям легче понять специфику каждого. Информация не подлежит заучиванию – она будет осваиваться постепенно в ходе последующей работы.
В 4-ом классе Соловейчик выделяет раздел «Размышляем, рассказываем, сочиняем», цель которого – потренировать школьников в применении приобретённых речевых умений, помочь накопить опыт создания письменных высказываний разных жанров. В центре находится весь комплекс текстовых умений.
Уроки в теме «Предложение и текст» посвящены предложению, но здесь обобщаются многочисленные наблюдения за тем, как следует строить предложение при включении его в текст.
Учащиеся знакомятся с типом речи рассуждением, так как это понятие достаточно сложное как по структуре предложений, так и по характеру используемых языковых средств.
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик
Для работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик предложены задания разной степени сложности, которые направлены на формирование разных речевых умений. В учебнике «К тайнам нашего языка» большое количество разных по степени сложности и количество творческих упражнений для учащихся. М. С. Соловейчик предлагает детально разбирать задания. Заставлять детей вдумываться в выполняемые ими задания.
В 1-ом классе одним из распространённых приёмов является озаглавливание картинок или текстов. Это упражнение направлено на формирование умения понимать тему или основную мысль. Прежде всего, заранее необходимо решить, на осмысление чего, темы или основной мысли, в данном случае учитель планирует направить обучение (термины в общении с детьми пока не используются). От этого будет зависеть содержание последующих вопросов. Работу проводят в два этапа.
Предлагаются задания и на «испорченных» текстах. В текст привносится предложение, явно выходящее за пределы темы или раскрываемой основной мысли. С той же целью - наблюдать за единством предмета речи или главной мыслью – может быть использован и другой вариант упражнения. К прочитанному тексту на доске даются два предложения: одно непригодное для данного текста, а другое вполне уместное в качестве, например, концовки всего текста или его первого предложения.
Чтобы привлечь внимание к последовательности предложений в тексте, можно на доску выносить текст с букварной страницы рассыпанном виде, предлагая решить, всё ли понятно в рассказе.
Во 2-ом классе представлена огромная работа над понятием текст, основными признаками текста. Например, в одном из упражнений предлагается читать исходное предложение из одного упражнения и подставлять к нему каждое из предложений из другого упражнения, решая подходит оно или нет. Также рекомендуется делать и в следующем упражнении: читая по предложению, выяснять о чём первое, о чём второе. Общий вывод: все предложения о разном, каждое о своём, поэтому текст не получился. Есть задания с выбором учениками заголовка к тексту, на тренировку в создании текста и обобщении ( текст можно создавать и по картинке), предлагаются и творческие задания. Например, нужно оценить (на слух) соответствие заголовка и текста, написанного одним второклассником. Также во втором классе учащиеся учатся писать первые изложения. Конечная цель этих изложений – не только в том, чтобы учить воспроизводить тексты. Она шире: обеспечить становление умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства, путем составления своих высказываний.
Информация о работе Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе