Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:27, курсовая работа
Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Также наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка……………...
1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..
1.2. Единица текста – высказывание …………………………..
1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления ………………..
Выводы по главе 1 …………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик ……………………………………………………..
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………
2.3. Из опыта работы ……………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….
В третьем классе кроме названных приёмов работы с текстом, вводится приём, который поможет ученикам лучше понять особенности типов речи и научиться практически их разграничивать. Это приём кино- или фотосъёмки: если то, о чём говорится, можно передать в одном кадре – перед нами описание; если нужно несколько кадров – повествование; нельзя передать в кадре – это оценка действительности. Учащиеся пишут изложения по тексту, дополнительно третьеклассники наблюдают за лексическим значением оценочных слов и их функцией, учатся соотносить их с описанием и повествованием. Предлагается и такое задание: списывая текст учащиеся должны не только дополнить мысль, но и придумать 1-2 предложения для раскрытия определённой мысли.
В 4-ом классе все уроки содержат задания творческого характера. Учащиеся работают с текстами разных типов речи. Например, создавая новое предложение о пингвинах, ученики должны будут изменить форму числа у всех имён существительных и прилагательных, в том числе и воспользоваться словом люди как формой множественного числа существительного человек. У них должно получиться предложение: пингвины похожи на людей в чёрных пиджаках и белых жилетах. Одно из заданий напоминает ученикам средства, которыми создаётся выразительность повествования; помогает им самим убедиться в том, что можно улучшить текст, если поработать над ним в качестве редактора. Предлагается два варианта текста и понятно, что второй вариант ярче, выразительнее первого. Изобразительность ему придаёт прежде всего переход автора в наиболее важных для рассказа местах на формы настоящего времени, что позволяет читателю как бы стать свидетелем происходящего. Подобный анализ готовит учащихся к следующим творческим работам.
Вся работа над развитием связной речи школьника проводится в определённой системе. Формируемые речевые умения обусловливают этапы работы, текстовый материал, виды упражнений, характер заданий. У Марины Сергеевны Соловейчик подобрано большое количество текстов, как для списывания, так и для изложений, что существенно облегчает работу учителю по поиску текстов для работы. Виды заданий будут интересны детям, к тому же многие задания творческого характера.
2.3. Из опыта работы
В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся. В начальной школе одними из трудных являются уроки по работе над понятием текст, признаки текста, типы текста, а также применения полученных знаний на практике при составлении собственного высказывания, текста, написания изложения.
Вершиной обучения письменной связной речи по праву считается сформированность у детей умения составить высказывание, а далее и текст, то есть готовность к выражению содержания, соответствующего данной теме и подчинённого основной мысли, при помощи высказываний, расположенных в определённой последовательности.
Из сделанного нами анализа содержания темы «Текст» по учебникам Соловейчик, можно сделать следующие выводы.
В учебнике М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» видна чёткая структура построения изучения темы «Текст». Все вводимые понятия отличаются полнотой и точностью, выстроены в логической связи между собой. Овладение знаниями и умениями о тексте направлены на совершенствование у школьников речевой деятельности. От текста к тексту задания меняются и усложняются, стимулируя мыслительную деятельность школьников. Уже во 2-ом классе увеличивается объём исходного материала, на основе которого учащиеся образуют текст. Текстовый материал становится сложнее и разнообразнее по содержанию. Наряду с ранее использованными видами работ по восстановлению и составлению текста, появляются новые. Они предусматривают более напряжённую умственную деятельность школьников, более высокую творческую направленность.
Также мы рассмотрели журналы «Начальная школа», в которых всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся. В начальной школе одними из трудных являются уроки по работе над понятием текст, признаки текста, типы текста(типы речи). В своих статьях учителя предлагают разнообразные виды письменных работ (Л.Ф. Король), серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст» (Л.Д. Санина), предлагают вводить тексты-модели, как образцы текстов для учащихся (В.В. Дёмичева).
В начальных классах велик интерес ребёнка к живому слову, он чувствует язык, задаёт много вопросов, пытается устанавливать связь между окружающими его явлениями. Общеизвестно, какое важное значение имеет умение составлять высказывания и связная письменная речь. Поэтому не случайно в учебники русского языка уделяется большое значение обучению созданию высказываний в начальной школе.
Заключение
Вершиной обучения письменной связной речи по праву считается сформированность у детей умения составить высказывание, а далее и текст, то есть готовность к выражению содержания, соответствующего данной теме и подчинённого основной мысли, при помощи высказываний, расположенных в определённой последовательности.
Информация о работе Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе