Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Также наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка……………...
1.1. Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе ……………………………………..
1.2. Единица текста – высказывание …………………………..
1.3. Трудности составления письменных высказываний у младших школьников и пути их преодоления ………………..
Выводы по главе 1 …………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе ……………………….
2.1. Обучение созданию высказываний по учебникам М.С. Соловейчик ……………………………………………………..
2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик ………………………………………………………
2.3. Из опыта работы ……………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРС ВЫСКАЗЫВАНИЯ.docx

— 84.96 Кб (Скачать файл)

Обучение созданию высказываний по учебнику «К тайнам нашего языка» происходит в теме «Текст»  У М.С. Соловейчик  видна чёткая структура построения изучения темы «Текст». Все вводимые понятия отличаются полнотой и точностью, выстроены в логической связи между собой. Овладение знаниями и умениями о тексте направлены на обучение созданию собственных высказываний и совершенствование у школьников речевой деятельности.

Также, мы рассмотрели журналы «Начальная школа», в которых всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работ по тексту, по признакам текста, типам текста.

Таким образом,  конечная цель всей системы обучения русскому языку - научить детей свободно и связно выражать свои мысли. Особое значение приобретает работа по обучению связной речи в начальных классах: именно здесь должны закладываться у детей умения разбираться в структуре связного текста, в средствах межфразовых связей. Опыт показывает, при что планомерной и последовательной работе по развитию связной речи учащихся начальных классов, проводимой на основе сознательного усвоения ими сведений о структурных признаках текста, о средствах межфразовых связей, дети могут свободно и связно выражать свои мысли. При этом основные усилия надо направлять не на усвоение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети возможно скорее овладели "механизмом построения речи", на автоматизацию речевых навыков.

Таким образом, цель нашей работы достигнута; задачи решены.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. 2006. №4.
  2. Баранов, М.Т. Русский язык: Справ. Материалы. М.: Просвещение,1993.
  3. Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие.– М.:Логос,2004.
  4. Выготский, Л.С.Предыстория письменной речи // Л.С. Выготский / Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1996. 222 с.
  5. ГальперинЮ И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
  6. Дёмичева, В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка // Начальная школа.2004.№11.
  7. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 1998.
  8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
  9. Король, Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка. /Л.Ф. Король // Начальная школа.2008, №4.
  10. Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. 2002, №9.
  11. Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ М.Р. Львова М., 2002.
  12. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./ М\И. Михайлова. Псков, 2005.
  13. Найн, М.В. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / М.В. Найн // Сибирский педагогический журнал  2010  № 8. С. 259-264.
  14. Оморокова, М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя. / Н.И. Оморокова //  Начальная школа. 1980.№1.
  15. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 128 с.
  16. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.
  17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб пособие для студентов пед. учеб заведений / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
  18. Санина, Л.Д. Работа над связностью текста/ Л.Д. Санина // Начальная школа.1986.№10.
  19. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 1кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. / М.С. Соловейчик. Смоленск, 2001.
  20. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 2кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. / М.С. Соловейчик. Смоленск, 2002.
  21. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 3кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. / М.С. Соловейчик.   Смоленск, 2002.
  22. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 4кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.
  23. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  24. Соловейчи, М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик.   Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  25. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 3 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  26. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 4 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик.   Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
  27. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1972. 176 с.

 

 

 


Информация о работе Обучение созданию высказываний на уроках русского языка в начальной школе