Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описать способы и средства оценивания образовательных результатов с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования – оценка образовательных результатов в начальной школе.
Предмет исследования – оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………..
Глава 1. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий
История оценивания образовательных результатов в начальной школе……..…………………………………………………………………..
Оценка достижений планируемых результатов согласно ФГОС начальной школы……………………………………………………….…
Выводы по первой главе…………………………..………………….…...........
Глава 2. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий
2.1 Использование компьютерных технологий в образовании……………
2.2 Способы и средства оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий…………………………..…...…
2.3 Реализация способов и средств оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий в начальной школе на базе БОУ города Омска «Гимназия №117»………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..........
Заключение………………………………………………………………................
Литература……………………………………………………………….................

Файлы: 1 файл

Правильно5.docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО  «ОмГПУ»)

 

Факультет психологии и педагогики детства

Кафедра психологии и педагогики детства

 

 

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Курсовая работа бакалавра

направление «Педагогика», профиль «Информатика в начальном образовании»

(2011-2012 уч. год)

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса очной формы обучения,

329 группы

Лаврова Мария Сергеевна

 

Научный руководитель:

Мурзина Н.П., заведующий кафедрой, к.п.н., доцент

Отметка: ______________

«___»____________2012г.

  _____________________  

(подпись)

 

 

 

 

Омск – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

3

 

 

 

 

6

 

11

 

16

 

 

17

 

20

 

 

26

31

32

34





Введение…………………………………………………..………………………..

Глава 1. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий

    1. История оценивания образовательных результатов в начальной школе……..…………………………………………………………………..
    2. Оценка достижений планируемых результатов согласно ФГОС начальной школы……………………………………………………….…

Выводы  по первой главе…………………………..………………….…...........

Глава 2. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий

2.1 Использование компьютерных технологий в образовании……………

2.2 Способы и средства оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий…………………………..…...…

2.3 Реализация способов и средств  оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий в начальной школе на базе БОУ города Омска «Гимназия №117»………………………………………

Выводы по второй главе…………………………………………………..........

Заключение………………………………………………………………................

Литература……………………………………………………………….................

 

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые  проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение  информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация  образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в  мировое информационно-образовательное  пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в  педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса, связанными с внесением  корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны  современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению  ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать  не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его  эффективность.

В последние годы в России в сфере  образования наблюдается стремительное  усиление интереса к автоматизации  различных видов учебной и  административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось  информатизации контроля и оценки результатов обучения учащихся. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем. Стремительный рост быстродействия технических средств, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с ними.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования  в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей  стране нашли отражение в работах  А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

В теоретической  и практической педагогике важное место  всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки образовательных  результатов учащихся в учебном  процессе, так как они являются необходимыми компонентами последнего. Различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах таких авторов, как В.М. Блинов, В.П. Беспалько, Б. Битинас, Н.Д. Литвинов, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Н.Ф. Талызина. В соответствии с уже существующей педагогической теорией функцией контроля, оценки и учета являются информирование о результатах учебной работы и отражение динамики развития учащихся. Кроме того, они сами имеют воспитывающее и обучающее значение.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта реализации способов и средств оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий была выявлена проблема исследования, которая заключается в выявлении эффективности применения компьютерных технологий для оценки образовательных результатов в начальной школе.

Важность и актуальность рассматриваемой  проблемы, её недостаточная теоретическая  и практическая разработанность  позволили сформулировать тему исследования: «Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий».

Цель исследования – описать способы и средства оценивания образовательных результатов с использованием компьютерных технологий.

 Объект исследования  – оценка образовательных результатов в начальной школе.

Предмет исследования –  оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, дать определения понятиям, выявить способы и средства оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий.
  2. Описать реализацию способов и средств оценки образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий.
  3. Определить эффективность реализации способов и средств оценки образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий.

Методы исследования: теоретические - синтез, обобщение, анализ нормативных документов, педагогической, психологической литературы; эмпирические – наблюдение, беседа, изучение педагогического опыта учителей.

Этапы исследования:

1. Подготовительный (изучение литературы, определение научного аппарата исследования).

2. Организационный (наблюдение, сбор необходимой информации).

3. Аналитический (обобщение результатов исследования, оформление курсовой работы).

База исследования: БОУ  города Омска «Гимназия №117».

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения и литературы (28 источников).

 

Глава 1. Оценка образовательных результатов в начальной школе

    1. История оценивания образовательных результатов в начальной школе

Система оценки знаний и поведения  учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все  ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально  единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась  шкала оценок противоположная российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход  из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий. В  истории русского просвещения наиболее древней является система словесных  оценок [22].

В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) первая группа отзывов  обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Вторая группа обозначает успехи средние: «учения  посредственного, мерного, нехудого». Третья группа отметок характеризует  успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа  пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти балльную системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» - слабые успехи, «2» - посредственные, «3» - достаточные, «4» - хорошие, «5» - отличные.

На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии  вокруг бальной системы. Немногие сторонники отмечали, что баллы позволяют  учителю быстро и легко оценить  познания учеников; дают возможность  следить за их успехами. Это простая  и удобная форма извещения  родителей об успехах их детей. На основании баллов начальство может судить об успешности учеников у того или иного учителя [22].

Многократно больше было страстных  противников балльной системы. Против нее выступали все известные  педагоги-гуманисты. Кредо же было выражено С. Миропольским: «Смерть баллам грозит неизбежно; не нынче, завтра, но дни  их сочтены». Обращалось внимание на то, что отметки зачастую субъективны, их выставляют не за знания, а за поведение, погоня за отметками негативно сказывается  на нравственном и физическом здоровье учащихся и даже приводит к самоубийствам  гимназистов. В противовес предлагалось заменить баллы отзывами преподавателей за каждую четверть или год, ввести зачетную систему «уд-неуд» и  т.д. Осуществлялись и первые интересные эксперименты по безотметочному обучению, например, в гимназии руководимой  известным грузинским педагогом  и психологом Д.Н. Узнадзе. Вместе с  тем правомерно обращалось внимание на то, что корень проблемы - не в  баллах, а в целом в бессердечной системе обучения, жестокости учителя-формалиста [7].

Итак, балльной системе уже в  начале XX века было вынесено много обвинений  и суровых приговоров. Это привело  к тому, что в проекте реформы  средней школы предложенной министром народного просвещения П.Н.Игнатьевым в 1916 году предусматривалось заменить цифровые баллы «возможно частыми осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости их детей». Также признавалось педагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, награды и медали [16].

Хотя в тех сложных условиях предреволюционной России данное положение  и не было осуществлено, оно было реализовано уже в мае 1918 года. Народный комиссариат просвещения  постановлением «Об отмене отметок», подписанным А.В. Луначарским, запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».

На протяжении 20-х годов в  советской школе вместо отметок  засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Это органично соответствовало  букве и духу Единой трудовой школы, где акцент делался на стимулирование различных видов активности школьников, их самостоятельной деятельности. Применялись  такие методические системы, как  Дальтон-план и метод проектов. Впрочем, в массовой практике учителя тайком все равно ставили отметки, так  как без них было трудно управлять  реальным учебным процессом [16].

Но без «пятерок» и «двоек»  учились недолго: в 1939 году в школы  вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и  «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы. Указывалось, что это осуществляется «в целях  более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения  требовательности к качеству знаний».

Информация о работе Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий