Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описать способы и средства оценивания образовательных результатов с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования – оценка образовательных результатов в начальной школе.
Предмет исследования – оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………..
Глава 1. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий
История оценивания образовательных результатов в начальной школе……..…………………………………………………………………..
Оценка достижений планируемых результатов согласно ФГОС начальной школы……………………………………………………….…
Выводы по первой главе…………………………..………………….…...........
Глава 2. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий
2.1 Использование компьютерных технологий в образовании……………
2.2 Способы и средства оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий…………………………..…...…
2.3 Реализация способов и средств оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий в начальной школе на базе БОУ города Омска «Гимназия №117»………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..........
Заключение………………………………………………………………................
Литература……………………………………………………………….................

Файлы: 1 файл

Правильно5.docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

Благодаря компьютеру учитель имеет возможность  выставить в журнал не просто сухую  цифру напротив имени, но дать более  детальную характеристику успешности выполнения теста, в которой отражены сильные и слабые стороны работы, а специальными значками отмечен  уровень решений, не соответствующий  заданным критериям.

Кроме того, в последнее время становятся популярными электронные ресурсы, позволяющие оценивать образовательные  результаты младших школьников. К  ним относят информационную систему  «Дневник.ру», «Око.ру», «Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка, 1-4 кл.» и др.

«Дневник.ру»  Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную  среду для учителей, учеников и  их родителей. Проект был создан в 2007 году под эгидой приоритетного национального проекта «Образование» и поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования. Информационная система реализует функции электронного журнала, электронного дневника, выдает и получает домашнее задание, а так же предоставляет ресурсы библиотеки и медиатеки [14].

«Око.ру» – одна из лучших систем автоматизации учебного процесса России. Динамика подключений является ярким тому подтверждением. Индивидуальная работа команды проекта с каждым образовательным учреждением выделяет «Око.ру» из общего числа аналогичных проектов. Каждый участник получает не только услугу электронного дневника учащегося и электронного журнала успеваемости, но ещё и зарабатывает с помощью проекта [26].

Платформа Образовательной системы «Школа 2100» позволяет не только обучать учеников, но и проводить контрольные работы, метапредметные диагностики, а также фиксировать результаты в электронном журнале-блокноте учителя. Важной особенностью электронного ресурса является то, что он разработан на основе единой методической базы, в единстве образовательных технологий и соответствует ФГОС [21].

2.3 Реализация способов и средств  оценки образовательных результатов  с использованием компьютерных  технологий в начальной школе  на базе БОУ города Омска  «Гимназия №117»

Информационная  система автоматизации оценивания уровня знаний учащихся младших классов  изучалась в БОУ города Омска «Гимназия №117».

Гимназия  работает по ОС «Школа 2100», в связи с этим образовательное учреждение пользуется электронными ресурсами образовательной системы, в частности «ОС «Школа 2100»: новые результаты и их проверка, 1-4 классы».

Для учителя  программный продукт оказывает помощь в работе по ФГОС, который требует получать и оценивать результат не в виде привычного всем набора знаний, а в виде действий – умений этими знаниями пользоваться.

Для ученика  в электронном ресурсе предусмотрена специальная часть для работы дома. Задания в режиме тренажёров, снабжённые отсылками к учебным материалам бумажных учебников, позволяют ученикам готовиться к предметным контрольным работам, даже если они проводятся только на бумажных носителях, т.к. структура заданий-умений электронных и бумажных контрольных системы «Школа 2100» отличается несущественно.

Электронные ресурсы образовательной системы  помогают [24]:

  • Обучать учеников основным предметным и метапредметным учебным действиям с помощью анимированных алгоритмов. Для этого учителям необходим компьютер, проектор и аудиоколонки. Анимации позволяют доходчиво представить ученикам цель и порядок самых важных продуктивных действий. Просмотр алгоритмов учитель сочетает с рефлексией, обсуждением.
  • Проводить метапредметную диагностику (3–4 класс) в компьютерном классе и получать автоматические отчёты через таблицы метапредметных результатов (один-два раза в год). Помимо тех данных, которые попадают в таблицу метапредметных результатов автоматически после электронной диагностики, учитель фиксирует в ней и результаты своих наблюдений.
  • Проводить электронные предметные контрольные работы в компьютерном классе. Это значительно экономит время, но требует организационных усилий. Электронные контрольные работы аналогичны бумажным контрольным Образовательной системы «Школа 2100», а в чём-то являются их более доработанной версией. В них каждое задание увязано с конкретным проверяемым действием-умением и разбито по уровням успешности: необходимый (базовый), повышенный, максимальный.
  • Фиксировать предметные результаты учеников в виде действий-умений в электронном журнале-блокноте учителя по предметам Русский язык, Математика, Окружающий мир, Информатика (1–2 раза в четверть после контрольной работы). Если учителю удается провести её в компьютерном классе, результаты фиксируются автоматически. Кроме того, учитель может фиксировать в этих таблицах, как в собственных записных книжках, и текущие отметки. Это порождает «двойную бухгалтерию», но одновременно даёт много аналитической информации, позволяющей улучшить результаты своих учеников.
  • Проводить электронные пересдачи бумажных предметных контрольных работ в собственном классе при наличии одного компьютера. Результаты проверяются автоматически.
  • Получать и распечатывать разнообразные автоматические отчёты о предметных, метапредметных и личностных результатах учеников. Главное назначение этой информации – принятие решений о дальнейших действиях по развитию учеников.

Результаты  применения компьютерных технологий при  оценке образовательных результатов  являются положительными, что позволяет  судить о целесообразности внедрения  информационной системы автоматизации  оценивания знаний учащихся в учебный  процесс. Система оценки соответствует ФГОС.

Нами  были сделаны следующие выводы использования компьютерных технологий при оценке образовательных результатов:

    • оценка уровня знаний является объективной;
    • исчезает возможность фальсификации оценки;
    • у родителей и учеников появляется возможность отслеживать динамику успеваемости;
    • учителю становится проще реализовывать личностно-ориентированный подход к учащимся;
    • учителю становится проще обращать внимание учеников на те аспекты темы, в которых ученик испытывает затруднение или неуверенность.

Все отметки, в том числе полученные в результате проведения контрольных работ с помощью электронных ресурсов ОС «Школа 2100», заносятся в единую информационную систему «Дневник.ру». Активным участником данной системы гимназия стала с октября 2010 года. К ней подключены все учителя, ученики и большинство родителей.

Информационная  система «Дневник.ру» позволяет  создать единую информационно-образовательную  сеть для основных участников образовательного процесса. Он представляет собой современный  и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся.

 С  помощью сервисов системы «Дневник.ру»  пользователь, имеющий к нему  доступ, может оперативно получить  необходимую ему информацию, связанную  с процессом обучения.

«Дневник.ру»  реализует следующие возможности [14]:

  • ведение электронных дневников;
  • ведение электронного журнала;
  • выдача и получение домашних заданий;
  • использование ресурсов библиотеки художественной литературы, медиатеки.

Потенциальные пользователи электронного дневника, электронного журнала успеваемости – это родители, школьники, учителя. Для родителей электронный дневник  в рамках Интернет-проекта «Дневник.ру»  дает возможность наладить эффективное  взаимодействие с образовательным  учреждением, в котором учится их ребенок.

Но главное  достоинство информационной системы  заключается в том, что при помощи электронного дневника родители могут смотреть оценки своего ребенка, узнавать о его успехах и достижениях, контролировать посещаемость занятий.

Для современных  школьников система электронного дневника - это удобная форма просмотра  расписания школьных предметов на всю  неделю и текущих домашних заданий, а также она позволяет им быть в курсе всех событий школьной жизни. Дневник дает ученику возможность просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов. Электронный дневник призван вызвать интерес у школьников к самому процессу обучения и активному участию в школьных мероприятиях.

 Для  учителей электронный дневник  - это быстрый и удобный способ  общения с родителями учеников, оперативный способ донесения  информации ученикам и родителям. 

Каждому ученику в Дневнике доступны для  просмотра все выставленные ему  оценки по всем предметам. Есть возможность  просматривать оценки по предметам  и за определенный период (неделя, четверть). Все оценки ученика доступны его  родителям.

Учитель в электронном журнале имеет  возможность выставлять оценки за урок, просматривать успеваемость, в том  числе и по периодам. Учителя в  Дневнике могут выставлять оценки в  тех классах, в которых они  преподают, а при наличии административных прав, то и в любом классе школы. Механизм выставления оценок сделан максимально наглядным и удобным. Для учителя доступны различные  ведомости и отчеты по успеваемости, как всего класса, так и отдельных  учеников. У каждого урока есть специальная страница, где учитель  может управлять домашними заданиями  и работами на уроке, а также отмечать присутствие и выставлять оценки.

В «Дневник.ру»  функция домашних заданий позволяет  учителям выдавать задания и контролировать ход их выполнения, а ученикам - выполнять  задания и прямо в Дневнике отправлять результаты учителю. Учителю  доступен архив домашних заданий  для всей школы. Он может просматривать  как свои домашние задания, так и  задания тех классов, в которых  он замещает другого учителя. Кроме  того, учитель может создавать  новые домашние задания с помощью  удобного пошагового мастера. В созданном  домашнем задании учитель видит  детали задания, список учеников, которым  оно выдано и статус выполнения задания каждым учеником. По каждому ученику доступен журнал всех действий с заданием. Родители могут видеть выданные их детям домашние задания и оценку их выполнения. Ученику доступны только его домашние задания. Отдельно для него выводятся выполненные и невыполненные задания.

Таким образом, активное участие в интернет-проекте  «Дневник.ру» обеспечивает учителей современным механизмом выставления оценок в электронном журнале. Кроме того, в с помощью удобных сервисов «Дневник.ру» поддерживаются системы оценивания знаний: пятибалльная, семибалльная, "зачет/незачет", десятибалльная двенадцатибалльная, что делает оценивание учащихся объективным и точным.

 

Выводы по второй главе

В настоящее время в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации оценки результатов обучения учащихся. Самым популярной формой такого оценивания является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем.

Компьютерные  системы оценивания позволяют объективно, быстро и надежно оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с электронными ресурсами. А такие информационные образовательные системы как «Дневник.ру», «Око.ру», Платформа ОС «Школа 2100» дают учащимся и их родителям возможность просматривать статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени, узнавать о успехах и достижениях в учебе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика  показывает, что компьютер с полным основанием можно считать неотъемлемой частью учебного процесса. Он может  приобрести немаловажное значение как  средство оценки знаний и умений учащихся, и кроме того, как мера эффективности  избираемых стратегий обучения. Сегодня  все понимают, что оценка составляет неотъемлемую часть процесса усвоения, а не просто что-то характеризует  или удовлетворяет. Именно поэтому  потенциальные возможности адекватного  использования компьютера в учебном  процессе для диагностических целей  весьма значительны.

Вывод, который  делают исследователи в тех странах, где накоплен опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах  Запада, состоит в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему. Нельзя просто встроить компьютер в привычный  учебный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в  образовании. Нужно менять саму концепцию  учебного процесса, в который компьютер  органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Изучение  и анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных  исследований, материалов педагогической периодики, анализ реализации способов и средств оценки образовательных  результатов с помощью компьютерных технологий позволили уточнить сущность понятий «образовательные результаты», «оценка» и «отметка», «компьютерные  технологии», определить эффективность использование компьютерных технологий при оценивании результатов обучения.

Информация о работе Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий