Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описать способы и средства оценивания образовательных результатов с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования – оценка образовательных результатов в начальной школе.
Предмет исследования – оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………..
Глава 1. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий
История оценивания образовательных результатов в начальной школе……..…………………………………………………………………..
Оценка достижений планируемых результатов согласно ФГОС начальной школы……………………………………………………….…
Выводы по первой главе…………………………..………………….…...........
Глава 2. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий
2.1 Использование компьютерных технологий в образовании……………
2.2 Способы и средства оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий…………………………..…...…
2.3 Реализация способов и средств оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий в начальной школе на базе БОУ города Омска «Гимназия №117»………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..........
Заключение………………………………………………………………................
Литература……………………………………………………………….................

Файлы: 1 файл

Правильно5.docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий

2.1 Использование компьютерных технологий в образовании

Одной из характерных черт современной организации  учебного процесса является его индустриализация: широкое использование информационных технологий с целью повышения  эффективности управления учебным  процессом. При этом компьютер является не только инструментом для выполнения вычислительных работ и моделирования  физических и производственных технологических  процессов, но и средством обучения, оказывающим существенное влияние  на методы преподавания и организацию  процесса обучения в целом.

Для технологий обучения, использующих компьютер, будем  применять термин компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых  является компьютер [11].

Компьютерная  технология может осуществляться в  следующих вариантах[15]:

  • как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Компьютерные  средства обучения называют интерактивными, поскольку они обладают способностью «откликаться» на действия ученика  и учителя, «вступать» с ними в  диалог, что составляет особенность  методик компьютерного обучения.

В качестве средства обучения компьютер может  выступать помощником и учителя, и ученика. Для учителя он - автоматизированный классный журнал, средство проведения опросов и обработки результатов  обучения, инструмент для подготовки к урокам и для проведения демонстраций и лабораторных практикумов. Для  учащегося - средство выполнения заданий, для обоих - инструмент моделирования  реального мира. Для ученика компьютер  выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, сотрудничающего  коллектива, досуговой (игровой) среды [4].

Использование компьютерных технологий в работе учителя  включает в себя следующие функции:

1. Организация  учебного процесса на уровне  класса в целом, предмета в  целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый  контроль).

2. Организация  классной активизации и координации,  расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутри классной сетью.

3. Индивидуальное  наблюдение за учащимися, оказание  индивидуальной помощи, индивидуальный  «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера реализуются  варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые  образы.

4. Подготовка  компонентов информационной среды  (различные виды учебного, демонстрационного  оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы,  учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием  определенного учебного курса

Отметим основные функции компьютера, как  части информационного обучения [9]:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

Рациональное  использование компьютера позволяет  применять новые, более эффективные  способы передачи учебной информации, автоматизировать некоторые процедуры  управления учебным процессом.

Обобщая опыт разработки компьютерных образовательных  технологий, можно утверждать, что  достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые [24]:

1) обеспечивают  диалоговый режим в процессе  решения различных познавательных  задач;

2) имеют  встроенные справочники;

3) обеспечивают моделирование данных и выдачу индивидуальных заданий;

4) освобождают  от большинства рутинных вычислений;

5) предусматривают  сравнение различных методов  и подходов, а также поиск закономерностей  при помощи машинного эксперимента;

6) проводят  оперативное и текущее тестирование  на основе специального банка  меняющихся вопросов и ответов;

7) предусматривают  возможность прерывания и продолжения  работы;

8) оценивают  работу ученика, учитывая количество  вопросов, ошибок и повторных  ошибок;

9) хранят для ученика и преподавателя результаты учебной работы.

Одним из преимуществ использования новых  информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной  информации, размещенной на дисках, не является заменой учебника или  его новым вариантом. Оно создает  основу для организации самостоятельной  деятельности учащихся по анализу и  обобщению материала при широком  использовании индивидуальных и  групповых форм организации учебного процесса.

 

2.2 Способы и средства оценки образовательных результатов с использованием компьютерных технологий

Проверка  и оценка знаний, умений и навыков  является очень важной и необходимой  составной частью учебного процесса.

От правильной постановки проверки и оценки знаний зависит во многом успех всего  учебно-воспитательного процесса. Овладение  методикой проверки образовательных  результатов и выставление оценок является одной из очень важных и  трудных задач, стоящих перед  учителем.

Образовательные результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи) [13].

В настоящее  время повсеместная информатизация дает возможность учащимся значительно  расширить свои познания в различных  сферах и приобрести опыт работы с  вычислительной техникой. Таким образом, многие из них уже готовы и способны использовать компьютер в нетрадиционных целях, а именно – производить  оценку образовательных результатов. Оценка образовательных результатов  именно в такой форме является для них более привлекательной. Младшему школьнику доставляет большое  удовольствие, когда его оценивает  компьютерный герой. У учащегося  растет мотивация и интерес к  процессу обучения [9].

Контроль  усвоения теоретического материала  и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы  проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его  использованию).

Основным  средством оценки образовательных  результатов обучающихся с использованием компьютерных технологий в начальной  школе  являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый [1].

Тест - это  инструмент, состоящий из квалиметрически  выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры  проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов  для измерения качеств и свойств  личности, учебных достижений,  изменение  которых возможно в процессе систематического обучения [1].

Тесты могут  проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Как показывает практика, тестирование является эффективным  средством проведения процедур оценки, и этим объясняется наличие большого числа различных компьютерных тестов. Существует ряд положительных сторон применения компьютерных тестов: экономия времени, объективность оценки, простота обработки результатов.

Современный рынок программного обеспечения  предлагает разнообразные инструментальные средства для поддержки компьютерного  тестирования. При их анализе можно  выделить следующие характеристики [18]:

  • функциональные возможности;
  • методики проверки знаний: самоконтроль (тестирование с        подсказками), контроль;
  • методики оценивания знаний;
  • режимы (онлайновый, оффлайновый);
  • используемые технологии (сетевые, мультимедиа).

Функции компьютерного теста:

  • обучение (в качестве дидактического обучающего средства);
  • контроль ЗУНов учащихся;
  • самообучение (тренажёр) и самоконтроль;
  • дистанционное обучение;
  • корректировка учебного процесса.

Идеальная тестирующая система должна быть в высокой степени интеллектуальной, чтобы в режиме диалога распознавать ответы учащегося и в зависимости  от содержания ответа определять степень  их правильности, выбирать дальнейшие задаваемые вопросы, касающиеся любых  аспектов изучаемого курса, формулировать  рекомендации по исправлению выявленных пробелов в знаниях тестируемого. Построение таких интеллектуальных систем в настоящее время не представляется возможным, так как для этого  нужно, чтобы система обладала возможностями  обработки информации и объемом  памяти, по крайней мере, соизмеримыми с характеристиками человеческого  мозга. Поэтому находят применение тестирующие системы с формальными  способами общения с тестируемым [2].

Тесты для  младших школьников должны отвечать следующим требованиям [17]:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
  • компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
  • в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный учащемуся вопрос;
  • вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
  • вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
  • варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
  • необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

Задания тестового контроля, в зависимости  от изучаемого предмета, уровня сложности  и целей контроля, условно можно  разделить на тестовые вопросы и  тестовые задания. Тестовый вопрос требует  от обучающегося только знания того или  иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его  из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может  быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных [1].

Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.

В настоящее  время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов [24]:

Тип А. Наиболее простой. В нем в качестве вопроса  фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме, и предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один их этих ответов  является истинным, другой - ложным.

Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов  из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все  правильные, а также несколько  ложных.

Тип В. Требуется  заполнить пропуски в предложении  текстовыми фрагментами, предложенными  в качестве вариантов ответа. При  этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных.

Тип Г. Требуется  установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и  существует однозначное соответствие между элементами списков.

Тип Д. Требуется  переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.

Порядок следования типов тестовых вопросов соответствует уровням трудности  их анализа компьютерной системой. В то же время, вопросы всех перечисленных  типов можно свести к вопросам одного типа (А), меняя количество вопросов в большую сторону [24].

Не следует  недооценивать или считать пустой новацией индивидуальную словесную  оценку в конкретных тестовых испытаниях. Вынесенный на специальную распечатку подробный анализ тестовых решений  учащегося может стать серьезным  стимулом, развивающим интерес к  учению.

Информация о работе Оценка образовательных результатов в начальной школе с использованием компьютерных технологий