Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования определить возможности и пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу с использованием ИКТ. Задачи исследования:
раскрыть принцип развивающего образования;
исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании;
выявить уровень сформированности у старших дошкольников представлений и характера отношений к родному городу Тольятти
экспериментальным путем определить влияние ИКТ на патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с родным городом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения нетрадиционных занятий в детском саду 7
§1. Внедрение в практику детских нетрадиционных занятий в детском саду 7
§2. Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс 16
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)… 22
Выводы по главе……………………………………………………………………24
Глава 2. Разработка опытно-экспериментального исследования по проблеме нетрадиционных занятий в детском саду 25
§1. Сущность патриотического воспитания дошкольников 26
§2. Описание опытно–экспериментальной работы по патриотическому воспитанию дошкольников 31
Выводы по главе……………………………………………………………………37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение…………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая моя ртированнаяеда.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

 

Опыт проведение нетрадиционных занятий  в детском саду

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большую часть  населения нашей планеты составляют дети. Великий педагог нашего столетия А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Ведущая роль во всестороннем воспитании детей начинается с "самых ранних лет жизни, и принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе народного образования.

Современное образование, ориентирующее  педагогов на усиление личностного  аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений  в познании себя и окружающего  мира, обуславливает необходимость построения воспитательного процесса в детском саду на основе реальных возможностей и способностей детей.

Исследования психологов и физиологов И. А. Аршавского, Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, Н. В. Дубровинской, Д. А. Фарбер и др. [9, с 144] свидетельствуют о том, что существуют причины, позволяющие считать подготовительный к школьному обучению возраст сензитивным в развитии способности к личностной саморегуляции. Формирование в этот период регуляторных систем головного мозга, обусловливающих развитие способности к личностной саморегуляции и резкая смена социальной ситуации развития (дошкольник - школьник) во многом определяют необходимость организации педагогических условий, которые соответствовали бы возможностям детей и социальным ожиданиям воспитывающих взрослых.

В связи с этим, особую значимость в повышении эффективности воспитательного  процесса в условиях детского сада приобретает современное теоретическое  обоснование и практическая реализация профессиональной деятельности педагогов, направленной на поддержку развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников.

Обращение к научному наследию М.М.Бахтина, К.Н.Вентцеля, С.А.Левицкого, Л.Н.Толстого, Р.Штайнера; работам современных философов В.М.Артемова, И.А.Егорова, А.М.Максимова, О.М.Ноговицына, Л.П.Соколова позволяет определить личностную саморегуляцию как процесс взаимодействия между собой внешних и внутренних детерминант личности: внешних обстоятельств и свободы внутренних побуждений личности. Личностная саморегуляция проявляется в ответственном выборе человеком целей, средств действий.

Исследования A.B.Запорожца, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелевой раскрывают взаимообусловленность  успешного решения дошкольниками  задач морального, нравственного  и личностного выбора и развития их личностной саморегуляции.

Теоретические основы создания условий  развития способности к личностной саморегуляции разработаны в  русле концепции саморазвития личности как активного субъекта педагогического  процесса (Р.Р.Ветчинкина, Л.Н.Куликова, Н.В.Тимофеева, М.М.Тулейкина и др.) [23, с.26-33].

Объект исследования учебно - воспитательный процесс патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

Предмет исследования — процесс влияния ИКТ на формирование любви к родному городу у старших дошкольников.

Целью исследования определить возможности и пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу с использованием ИКТ.

Задачи исследования:

    • раскрыть принцип развивающего образования;
    • исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании;
    • выявить уровень сформированности у старших дошкольников представлений и характера отношений к родному городу Тольятти
    • экспериментальным путем определить влияние ИКТ на патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с родным городом.

В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:

Использование современных информационно  – коммуникативных технологий мотивирует детей к познанию родного города, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника. Развитие нетрадиционных занятий в условиях детского сада будет направлено на:

    • создание развивающей среды, ориентирующей старших дошкольников на познавательную деятельность;
    • содействование воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей с использованием ИКТ;
    • обогащение воспитательного процесса ценностно-эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов деятельности и общения, посредством использования ИКТ.

Методологической основой исследования являются идеи отечественной педагогики о народном воспитании  (Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.). Кроме того, в исследовании проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами этнопедагогики мы опирались на ряд подходов: аксиологический (В. И. Андреев, В. А. Сластенин, А. А. Макареня и др.); этнопедагогический (Г. Н. Волков, Н. М. Лебедева, В. А. Сластенин, Э. И. Сокольникова и др.); личностно-ориентированный (Н. А. Алексеев,    Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер,                 И. С. Якиманская и др.); деятельностный (В. А. Беликов, А. Н. Леонтьев,     Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), рефлексивный (Л. С. Выготский,        Г. Г. Гранатов, М. Н. Диков, Н. Я. Сайгушев, В. И. Слободчиков и др.) и индивидуальный подход к воспитанию (Л. В. Занков, Ю. М. Орлов,              А. И. Савенков, А. И. Сухарева и др.);

Структура работы представлена введением, двумя главами в пяти параграфах, заключением, списком использованной литературы. 

Глава 1. Теоретические основы проведения нетрадиционных занятий в детском саду

 

§1. Внедрение в практику детских нетрадиционных занятий в детском саду

 

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой образовательной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо [25,с.28-30].

Метод проектов характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса образования и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность на любом этапе.

Широко используются различные  формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими  делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий  получили такие формы, как беседа, наблюдение и экспериментирование.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические  занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических  сказкотерапевтических тренингов  в формате дошкольного образования  позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания [19, с 81-86]. Например, в нашем детском саду наряду со сказкотерапией, используются такие занятия, как «Я – артист», где педагог проводит не заметно для детей индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Инновации в дошкольном образовании, по нашему мнению, – это создание социально-педагогических новшеств, возникающих и поддерживаемых в детских образовательных учреждениях, институтах внесемейной социализации и семье, их оценка и освоение педагогическим сообществом, использование и применение на практике. В качестве факторов возникновения инноваций мы выделяем, прежде всего, следующие: за последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них – «Конвенция ООН о правах ребенка» [28]. Основная идея Конвенции – это обязательное обеспечение интересов и прав детей, создание необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества.

Доступность дошкольного образования – норма, провозглашенная современным российским государством, гарантирующим общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43 Конституции РФ).

Однако существуют барьеры  разного порядка, выступающие ограничителями реализации принципов государственной политики в области образования. Ниже мы покажем, как эти ограничения снижают успешность социализации детей, мобильность родительской общности и с помощью каких трансформаций системы образования общество пытается решать эту проблему.

Прежде всего, рассмотрим инновации в содержании образования. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности (игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование) – у ребенка дошкольного возраста формируются базисные социальные качества – мышление, память, внимание, воображение и речь, которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию [12, с.3-20].

Дошкольные учреждения, осуществляя традиционное для нашей страны педагогическое сопровождение семейного воспитания, содействуют развитию совместной деятельности самих семей. Для этого используются такие средства, как создание родительских общественных объединений, семейных клубов (на базе образовательных учреждений, по месту жительства); формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании детей и т. д. По мнению исследователя И.А. Дядюновой, в последние годы наметилась тенденция перехода от опосредованных форм взаимодействия к формам непосредственного, развивающего взаимодействия. Благодаря общению с педагогами и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт взаимодействия, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов. В частности, одной из новых форм является семейный клуб. В нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в различные виды взаимодействия, осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя.

В рамках семейного клуба наиболее полно можно осуществить взаимодействие детских дошкольных учреждений и семьи во всех формах, что позволяет рассматривать его как важное средство успешной социализации ребенка, как фактор его социальной поддержки, имеющий мощный социальный ресурс. Это одна из моделей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и микросоциума, работа которого направлена на формирование позитивного влияния на личность посредством положительного примера родителей; на развитие социальных инициатив родителей [6].

Условия успешности инновационного процесса содержания дошкольного образования, на наш взгляд, следующие. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Более десяти лет эти учреждения России функционируют в условиях свободного выбора образовательных программ. ДОУ сегодня официально работают более чем по 40 образовательным программам: комплексным, парциальным, дополнительным. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание ценности дошкольного периода жизни. При создании современных программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, позволяющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс [11, с.15-19].

Для анализа инноваций дошкольного  образования нами были отобраны 10 программ, созданных после 2000 г. Это программы:

«Из детства в отрочество» (2005 г.), комплексная и охватывает возраст от 1 года до 7 лет;

«Предшкольная пора» (2005 г.), предназначенная для подготовки детей к школе, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение;

 «Дружные ребята» (2002 г.), посвященная нравственному воспитанию ребенка в детском саду;

«Оберег» (2003 г.), предназначенная для комплексного изучения фольклора в детском саду;

«Детство» (2004 г.), комплексная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду

«Я, ты, мы» (2004 г.), программа социально-эмоционального развития ребенка;

«Играя – развиваем» (2002 г.) по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями;

 «Ступеньки» (2005г.), комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего и младшего возраста;

«Первые шаги» (2007 г.), для детей раннего возраста;

«Ступеньки детства» (2007 г.), направленная на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.

В ходе нашего анализа выявлены следующие направления инноваций в программах.

1. Создание программ по одному  из приоритетных направлений развития дошкольного образования – образованию детей старшего дошкольного возраста, или «предшкольному образованию», что должно обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоев населения.

Информация о работе Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду