Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Целью исследования определить возможности и пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу с использованием ИКТ. Задачи исследования:
раскрыть принцип развивающего образования;
исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании;
выявить уровень сформированности у старших дошкольников представлений и характера отношений к родному городу Тольятти
экспериментальным путем определить влияние ИКТ на патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с родным городом.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения нетрадиционных занятий в детском саду 7
§1. Внедрение в практику детских нетрадиционных занятий в детском саду 7
§2. Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс 16
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)… 22
Выводы по главе……………………………………………………………………24
Глава 2. Разработка опытно-экспериментального исследования по проблеме нетрадиционных занятий в детском саду 25
§1. Сущность патриотического воспитания дошкольников 26
§2. Описание опытно–экспериментальной работы по патриотическому воспитанию дошкольников 31
Выводы по главе……………………………………………………………………37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение…………………………………………………………………………43
2. Появление новых программ для работы с детьми в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, что позволяет осуществлять коррекционную работу в точном соответствии с возрастными и психофизическими особенностями и потребностями развития воспитанников таких детских садов [5,с.48-59].
3. В программах, созданных в последние годы, сложилась положительная тенденция представлять в их составе учебно-методические комплекты (образовательную программу, пособия, хрестоматии, настольно-печатные игры, аудио и видео пособия), что способствует их успешному внедрению в практику.
Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам родителей. У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» и «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что поддерживает здоровую конкуренцию в системе образования [20, с.94].
Выше мы дали краткий анализ некоторых программ предшкольного образования, внедряемых в детских садах. Однако в реальности именно в сфере подготовки к школе, возникает несколько парадоксальных нововведений. Современная система школьного образования, являясь институтом социализации, предъявляет свои требования к дошкольнику, предлагая взамен элитное обучение как одну из основных ценностей современного общества. Последствия и реальную пользу этого предложения могут оценить только сами родители. Если семья не принимает данное условие и не вписывается в социальное пространство, то за этим может последовать «социальное исключение», а в перспективе индифферентное отношение системы к ним вообще. Вследствие этого родители из лучших, как им кажется, побуждений стремятся заставить ребенка во всем соответствовать представлениям взрослого мира[15, с.6-11]. Нынешняя подготовка детей к школе делает упор в основном на изучение отдельных предметов. В то же время практически отсутствует физическая подготовка, несмотря на общий фон ослабления здоровья детей, сокращается число логопедических групп при возрастании потребности в них. Незначительное место занимает эстетическая подготовка. А уж про патриотическое воспитание и говорить не хочется, т.к. многие родители забыли, что нужно в самую первую очередь, заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем. Происходит очевидное сужение мира детской игры. Социологом Е.Г. Зимой определена статистическая регулярность предшкольного образования. Целенаправленно готовят будущих первоклассников к школе 53 % родителей [10, с.78].
Система дошкольного образования в настоящее время стремится удовлетворить и разнообразные образовательные потребности населения, и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. Существуют разные виды и типы государственных ДОУ, сеть негосударственных учреждений, домашние детские сады, комплексы «начальная школа – детский сад», группы для дошкольников на базе школ. Происходит интеграция воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития, создаются дошкольные группы, работающие в условиях двуязычия.
Мы полагаем, что описанные структурные инновации в системе дошкольного образования снимают лишь некоторые из барьеров – организационные, экономические, психоэмоциональные и физические барьеры, связанные со здоровьем ребенка [17, с.97-104]. Таким образом, наибольшие проблемы сосредоточены в сфере преодоления институциональных и социокультурных барьеров.
Отсутствие в дошкольных учреждениях государственного и негосударственного типа единого учебно-воспитательного стандарта привело к появлению и широкому распространению частной подготовки ребенка к школе. При этом очевидно, что специалист-профессионал формирует акцентированную установку в сознании ребенка на основную роль первоначальных учебных, психологических и социальных знаний, умений и навыков. При этом у родителей складывается убеждение, что школа возлагает на них социальную ответственность за качественную подготовку к принятию ребенком статуса школьника. Данный стереотип позволяет частным педагогам заявлять о себе как носителе неотъемлемой составляющей в формировании личности будущего первоклассника.
Сложности внедрения инноваций связаны, по нашему мнению, со следующей ситуацией. Эффективность педагогической работы дошкольного учреждения в связи с переходом на новую для него программу определяется профессиональной готовностью коллектива к инновационной деятельности. Пересмотр собственных педагогических установок, формирование нового мышления, самовоспитание – процесс сложный и длительный, следует отметить, что его темп значительно отстает от темпа распространения информации о новых программах и их внедрения в практику работы. Наряду с другими возникает еще одна важная задача – «учиться в любом возрасте» – и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений.
Таким образом, дополнительными условиями успешного внедрения инноваций должны быть признаны следующие: 1) подготовка благоприятных экономических оснований; 2) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки воспитателей-новаторов; 3) активное практическое использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей [14, с.250-282].
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что понятие «инновационные изменения» вполне применимо к основным уровням существующей дошкольной образовательной системы.
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ - основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). [27].
В отличие от федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для дошкольного образования предъявляются только две группы требования (а не три, как в стандарте общего образования): к структуре программы дошкольного образования и к условиям ее реализации. Но, чтобы задать педагогам ориентир, конкретную цель их деятельности в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем прописаны такие интегративные качества (а не знания умения и навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный решить интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, и др. При этом в новом стандарте начального общего образования (в отличие от стандартов 2004 и 1998 гг.) очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования – предметным, метапредметным и личностным, которых каждый ребенок, обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования.
На социальном уровне – это активное создание принципиально нового института «дошкольное образование», способного удовлетворять образовательные и воспитательные потребности различных социальных групп.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
§2. Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика [16, с.10-15].
Несмотря на возрастающую
компьютеризацию многих
Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.
При организации с детьми нетрадиционных занятий мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:
- деятельностный подход,
- принцип интереса,
- сочетание индивидуальной и коллективной деятельности,
- единство отдыха и познания.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
Театрализованные занятия. (Разыгрываются микро-сценки, несущие детям познавательную информацию).
Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
Занятие - консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка).
Занятия - взаимообучения. (Ребёнок - «консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .
Занятия-аукционы. (Проводятся как настольная игра «менеджер»)
Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает).
Занятия-путешествия.
Бинарные занятия. (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения, которых меняются сюжет и содержание рассказа).
Занятия-сказки.
Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию).
Занятия-диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей).
Занятие «Всезнай - ка». (Проводится как викторина с ответами на вопросы: что? где? когда).
Практически все вышеназванные занятия сопровождаются с использованием ИКТ.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
Так как я занимаюсь проектной деятельностью с использованием ИКТ, хотелось бы заострить внимание на ней.
Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в программу обучения. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически во всех образовательных областях.
Главная цель организации проектной деятельности - развитие у воспитанников широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:
-мотивация образовательной деятельности,
-развитие познавательной
-формирование и развитие творческих способностей;
-усвоение обобщенных и
-формирование опыта
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение [2, с.33-38].
Одно из средств решения этих задач - творческие проекты детей. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Содержание проектной
1. Дети сами могут решать, участвовать
или нет в общей работе. Но
это не введение
2. Вырабатываются порядок и
организация совместной
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждого ребенка может определить для себя сам: что он сделает, сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, сто их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни. Сами ребята между собой распределяют роли. При таком подходе воспитанники работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый помощник.
Информация о работе Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду