Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Целью исследования определить возможности и пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу с использованием ИКТ. Задачи исследования:
раскрыть принцип развивающего образования;
исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании;
выявить уровень сформированности у старших дошкольников представлений и характера отношений к родному городу Тольятти
экспериментальным путем определить влияние ИКТ на патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с родным городом.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения нетрадиционных занятий в детском саду 7
§1. Внедрение в практику детских нетрадиционных занятий в детском саду 7
§2. Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс 16
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)… 22
Выводы по главе……………………………………………………………………24
Глава 2. Разработка опытно-экспериментального исследования по проблеме нетрадиционных занятий в детском саду 25
§1. Сущность патриотического воспитания дошкольников 26
§2. Описание опытно–экспериментальной работы по патриотическому воспитанию дошкольников 31
Выводы по главе……………………………………………………………………37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение…………………………………………………………………………43
Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить, находить новые способы решения проблем. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых и сверстников – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творчества, пытливости и любознательности.
Результаты каждого проекта
обсуждаются вместе со всей группой,
что позволяет детям
С помощью метода постановки проблемы стараюсь «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает детей к обучению в школе, стимулирует общение детей.
Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).
Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и т. д., а, следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.
Результатом проведенной работы стало овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; ориентироваться в источниках информации и получать информацию, используя различные источники; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-использование занятий в
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для всестороннего развития детей;
-занятия способствуют
-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры);
-ребята с удовольствием ждут таких занятий.
Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными [9, с.83-93].
Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)…
Дошкольный возраст — этап психического
развития от 3 до 7 лет. Характерен тем,
что ведущей деятельностью
младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.
Игра - это процесс, который отражает другие явления, процессы, отношения, ситуации, сложившиеся обстоятельства и позиции, реальные и абстрактные, проявленные и неявные, через сторонние от того, что они обозначают, символы. По сути, игра - это моделирование и симулятор опосредованностью (через посредство чего-нибудь другого) всего, что может быть, в какой-либо определённой, отдельно взятой сфере восприятия, с упрощением или усложнением количества и качества исходных факторов.
Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
Эгоцентризм мышления – проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.
Синкретизм мышления – проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.
Сензитивным в развитии способности - в высшей степени восприимчивый, чувствительный.
Личностная саморегуляция - представляет собой меру собственной активности личности и обеспечивает возможность ее реализации, учитывая актуальные и потенциальные возможности человека в организации и управлении собственными действиями и поведением. Личностная саморегуляция как сложное системное явление включает смысловой, процессуальный компоненты и самооценку личности.
ИКТ – информационно – коммуникационные технологии
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
ФГТ - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Психолого -педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Выводы по главе
1. В ходе исследования нами установлено, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и что дети лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызывало яркие эмоциональные переживания.
2. Нами уточнено, что самой эффективной формой реализации отмеченной выше системы педагогической работы является образовательная деятельность, интегрированная различными видами деятельности, проводимые в едином игровом сюжете. У детей рано складывается своя «картина мира». При всем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность.
3. Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективности формирования познавательной деятельности ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет новые требования к воспитательному процессу.
4. Доказано, что в настоящее время необходимо сосредоточиться на развитии тех инициатив, которые направлены на преодоление существующих проблем и стагнационных тенденций, проявляющихся в системе образования и образовательных средах.
Проектно – тематическое планирование составляет основу инновационного развития образования нашего учреждения, при создании условий и предпосылок для разработок, апробации и максимально эффективного внедрения прогрессивных технологий.
Глава 2. Разработка опытно-экспериментального исследования по проблеме нетрадиционных занятий в детском саду
§1. Сущность патриотического воспитания дошкольников
Воспитание подрастающего
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", являющаяся продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Стратегические цели государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны, определяют содержание Программы и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается: продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России; разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания; разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации; разработка модели реализации основных направлений деятельности институтов государственной власти по патриотическому воспитанию и ее апробация; изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Необходимость формирования патриотически настроенного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Не случайно Законы об образовании Российской Федерации и Республики Башкортостан, Национальная доктрина образования, Программа развития воспитания на 2011 - 2015 гг. включают в качестве приоритетов воспитание гражданина, умеющего противостоять негативным тенденциям развития современного общества, воспитание у молодежи новых жизненных установок, умение найти своё место в современном мире.
Вопросы патриотического
В документах, касающихся обучения и воспитания подрастающего поколения, в научных и методических источниках преемственность между всеми звеньями образования рассматривается как основное средство его непрерывности. Весьма актуальной является проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Различным аспектам преемствен
Одним из приоритетных направлений
обеспечения преемственности
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Понимая важность данной проблемы, поставила
перед собой цель: воспитание
гуманной, духовно - нравственной личности,
достойных будущих граждан
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Ребенок, у которого с детства не формировалось нравственно-патриотическое чувство, вырастая, не демонстрирует патриотических устремлений, а также умения уживаться с представителями других национальностей на одной территории. А отсюда происходит расизм, что в наше время очень остро ощущается. В данном случае принципиальным моментом является необходимость взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросах патриотического воспитания, что на практике зачастую оказывается трудно реализуемым из-за традиционного разграничения сфер полномочий ДОУ и семьи в вопросах воспитания.
Для дошкольников особое значение приобретает педагогическая деятельность с одной стороны и наглядный пример своих родителей, направленная на развитие интереса и любви к родному городу и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа» [1].
В настоящее время актуальна и особенно трудоёмка работа с родителями, т.к. требует большого такта и терпения, особенно в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Ведь именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе и во второй главе мы рассмотрим на примере моего опыта взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей.
§2. Оптимизация занятий по патриотическому воспитанию
Воспитание любви к Родине у дошкольников формируется с воспитания любви к родному городу. Как же знакомить детей, с родным им городом Тольятти, в занимательной форме с использованием ИКТ, как организовать беседу с детьми, используя наглядную информацию, актуализируя знания детей. Основой формирования у дошкольников любви к Родине, является накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в обществе норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города.
Любовь к своей стране начинается с любви к своему городу – месту, где родился человек [3, с.30-35]. Именно поэтому ознакомление с родным городом является проблемой актуальной и осознается всеми современными исследователями и педагогами.
Основная задача воспитателя в этом направлении - показать детям их родной город с привлекательной стороны, вызвать чувство восхищения, гордость за него.
Чтобы дошкольникам было интересно, нужно преподносить материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, постепенно расширяя круг их знаний.
Информация о работе Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду