Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования определить возможности и пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу с использованием ИКТ. Задачи исследования:
раскрыть принцип развивающего образования;
исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании;
выявить уровень сформированности у старших дошкольников представлений и характера отношений к родному городу Тольятти
экспериментальным путем определить влияние ИКТ на патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с родным городом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения нетрадиционных занятий в детском саду 7
§1. Внедрение в практику детских нетрадиционных занятий в детском саду 7
§2. Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс 16
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)… 22
Выводы по главе……………………………………………………………………24
Глава 2. Разработка опытно-экспериментального исследования по проблеме нетрадиционных занятий в детском саду 25
§1. Сущность патриотического воспитания дошкольников 26
§2. Описание опытно–экспериментальной работы по патриотическому воспитанию дошкольников 31
Выводы по главе……………………………………………………………………37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение…………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая моя ртированнаяеда.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Заключение

 

Сегодня многие дошкольные учреждения практикуют в своей работе формы  организации обучения, отличающиеся от привычных. Это нетрадиционные занятия  в детском саду, которые образовываются с ориентацией на конкретные возрастные особенности детей. Тематика занятий также зависит от возраста. Подобные занятия в детском саду чаще всего сочетаются с направлениями творческого, патриотического или физического развития.

Чтобы понять, что такое нетрадиционные занятия в детском саду, достаточно рассмотреть простой пример. Привычная гимнастика для детей представляет собой различные движения на ровной поверхности пола спортивного зала. Если же под ноги малышам постелить специальные коврики из материалов разной фактуры и вместе с этим отгадывать загадки с использованием ИКТ на тему «Что же в ковриках находиться?», то можно считать мероприятия по профилактике детского плоскостопия проведенными. Но при этом одновременно используются такие области, как познание, коммуникация и уже решаются задачи не только по профилактике плоскостопия, но и повышается познавательный интерес, активизируется мыслительная и речевая деятельность детей.

Любые нетрадиционные занятия в  детском саду обогащаются сказочными и игровыми сюжетами. Только так ребенок увлекается замыслом игры и не замечает скрытого контекста образовательной программы. Научившись выражать свои чувства, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Педагогу нужно принимать ребенка с уважением и вниманием, таким, каков он есть, это поможет установить контакт с ребенком и добиться успеха. Дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя в безопасности. Даже малообщительные, инертные дети начинают проявлять некоторую творческую инициативу, импровизацию, выдумку, речевую активность.

 Нетрадиционная форма проведения  образовательной деятельности будет  способствовать совершенствованию,  развитию психологических механизмов  речевой системы и тем самым  формированию качественного высокого уровня развития речи, который будет способствовать развитию уровня интеллекта. В этом случае используются нетрадиционные материалы и техники творчества, отличающиеся от обычных. Это не столь сложно, как может показаться с первого взгляда, и любой воспитатель, умеющий творчески мыслить, способен организовать подобные занятия.

Детский сад - часть общества, и  в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс развития  так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом развивался в детском саду, познавая свой родной город и желая его сохранить и преобразить. Помочь воспитателю  в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов воспитания и обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Результативность опыта

С целью выявления результативности проведенной работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

100% детей твердо знают название  города, в котором живут, и могут  безошибочно найти герб города  и рассказать о нем. Об истории  возникновения нашего города  имеют точные знания 92% детей, 8% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 77% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 23% допускают ошибки. О профессиях, о главных промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 54% детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 77% детей, 23% - в этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 70% детей имеют прочные знания о родном городе, 29% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту и богатство своими глазами.

Диагностика развития представлений о городе Тольятти

за 2010-2011 учебный год

 

 

 

За 2011-2012 учебный  год

 

Вывод.

   Ознакомление детей с  родным городом – только часть  большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении и использование ИКТ позволяет провести через все разделы непосредственно образовательной деятельности. Чувство любви к своему городу  будет вырастать на фундаменте примера родителей и  разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Астафьев В.П. Собрание сочинений. Красноярск: 1991, Т. 2
  2. Белова Е.С., Щебланова Е.И. Особенности проявления творческой одаренности в старшем дошкольном возрасте. // Школа здоровья. 2001. - № 1. — с. 33 -38.
  3. Белозерцев Е.П. О национально государственном образовании в России. // Педагогика. - 1998. - № 3. - с. 30-35.
  4. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности : избранные труды / Н.А. Бердяев / Ред.сост. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская. – М. : Фликта, 1999. - 312 с.
  5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты. // Школа здоровья. -2001. -№ 1.- с. 48-59.
  6. Выготский JI.C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. - № 6.
  7. Гудонис В.П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. - № 1.-е. 108-121.
  8. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной. // Дошкольное воспитание. 1998. - № 5. - с. 83-93.
  9. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка : Психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких. – М. : Владос, 2000. - 144 с.
  10. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб.: УПМ, 1994. — 78 с.
  11. Зотова М.О. Психологические основы реализации преемственности в системе «детский сад начальная школа — среднее звено». // Начальная школа. - 2000. - № 11. - с. 15-19.
  12. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). // Начальная школа. 2000. - № 4. - с. 3-20.
  13. Кудрявцев В.Т. Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир. // Дошкольное воспитание. 2001. - № 8 - с. 61-72.
  14. Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности. // Мир психологии. — 2000. № 1. - Москва - Воронеж. - с. 250-282.
  15. Маханева М. Проблема преемственности между детским садом и школой. // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. с. 6-11.
  16. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент. // Педагогика. 1996. - № 5. - с. 10-15.
  17. Парамонова T, Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности. // Дошкольное воспитание. -1998.-№4.-с. 97-104.
  18. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», СП-б, изд. Детство-пресс, 2011

 

  1. Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности. // Дошкольное воспитание, 1998.- № 6. с. 81-86.
  2. Седова Л.Н, Родькина Е.В, Капичникова О.Б. Инновационная педагогическая деятельность: История, теория, практика: Монография. — Балашов, Весы № 12, 1999. 94 с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. //Киев, 1969. - 248 С.
  4. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера // Юность, 1968, № 9, С.71-75.
  5. Тарасов, М.А. Личностная саморегуляция ребенка как условие гуманизации дошкольного образования / М.А.Тарасов И Психолого-педагогический журнал. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - №4. - С. 26 - 33.
  6. Степанова М. Право на охрану здоровья. // Дошкольное воспитание. -2001.-№9.-с. 3-8.
  7. Шадриков В.Д. Информационные технологии в образовании. // Инновации в образовании. 2001.- № 1. - с. 28-30.
  8. Яковлева E.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования. // Мир психологии. 1996. - № 2. - с. 145-151.

Ссылки

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_09/prm655-1.htm
  2. Конвенция о правах ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

 


Информация о работе Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду