Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования определить возможности и пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу с использованием ИКТ. Задачи исследования:
раскрыть принцип развивающего образования;
исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании;
выявить уровень сформированности у старших дошкольников представлений и характера отношений к родному городу Тольятти
экспериментальным путем определить влияние ИКТ на патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с родным городом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения нетрадиционных занятий в детском саду 7
§1. Внедрение в практику детских нетрадиционных занятий в детском саду 7
§2. Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс 16
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)… 22
Выводы по главе……………………………………………………………………24
Глава 2. Разработка опытно-экспериментального исследования по проблеме нетрадиционных занятий в детском саду 25
§1. Сущность патриотического воспитания дошкольников 26
§2. Описание опытно–экспериментальной работы по патриотическому воспитанию дошкольников 31
Выводы по главе……………………………………………………………………37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение…………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая моя ртированнаяеда.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Именно с применением информационных технологий начала процесс изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации знаний при выполнении игровых занятий, творческих заданий. Занятия с использованием ИКТ организовывала на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Для подготовки тематических презентаций в воспитательной работе использовала программу POWER POINT, а для ознакомления дошкольников с профессиями родителей использовала ещё и программу Skype. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками. Дети и родители считают, что занятия с показом мультипликационных фильмов, презентаций гораздо интереснее, чем рассказ воспитателя с применением печатного раздаточного материала. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в НОД.

Экспериментальная работа проводилась  на базе дошкольного учреждения д/с «Берёзка» г. о. Тольятти. В эксперименте было задействовано 25 детей старшего дошкольного возраста и 26 родителей воспитанников.

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным городом  проводилась в течение 3-х лет, с 2010 по 2012г.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2010г. – ноябрь 2010г.  Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса с целью определения представлений о родном городе и отношения к нему).

2 этап – основной (формирующий)  – декабрь 2010г. – март 2012г.  На данном этапе была разработана тематическая карта по ознакомлению дошкольников с городом Тольятти, привлеклись родители воспитанников для помощи в организации и проведения виртуальных экскурсий, к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей,  намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2012 года – май 2012 года. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу с использованием ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В своей работе я опиралась на положения концепции модернизации дошкольного образования и на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

В начале работы был выявлен круг проблем:

    • незнание детьми названия города, улицы, где они живут;
    • неумение вести себя на улицах родного города;
    • неуважение к результатам труда людей;
    • непонимание родителями важности знаний у детей о родном городе и чувства патриотизма;
    • отсутствие гордости за свой родной город, осознания своей гражданской принадлежности;
    • отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Выявив эти проблемы, я  принялась  за последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Начиная со средней группы, с  использованием ИКТ,  рассматривали иллюстрации и фотографии города Тольятти, тех мест, которые детям знакомы. Особое внимание обращала на близлежащие улицы и дома к детскому саду. Прививала  элементарные навыки поведения в общественных местах (не сорить, пользоваться урнами).

В свободной и образовательной деятельности  напоминала, что в городе много улиц, каждая имеет свое название, уточняла  домашние адреса детей, знакомила с работой некоторых предприятий города ТЭЦ,  Универсам,   Аптека, Почта, Поликлиника. Все они находятся в непосредственной близости от детского сада.  В старшей группе знакомила детей с историей родного города, его достопримечательностями. Дети узнали название своего района - Центральный, а также, почему улицы названы именно так. Рассказывала  об истории названия города, кем основан и как назывался раньше.  Используя ИКТ,  просматривали вместе с дошкольниками фото, иллюстрации, репродукции, которые они подготовляли вместе с родителями, знакомила  детей с ведущими научными предприятиями города, их продукцией. Особое место отводила  ознакомлению детей с достопримечательностями города Тольятти.

В подготовительной группе закрепляла  знания детей о родном городе, систематизируя их. Давая новые знания об истории города, связывая их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного города непрерывно связана с историей страны. Продолжая  работу по закреплению знаний о своем районе и других районах города. Кроме экскурсий, использовала  схему района или макет (где расположены ближайшие улицы, магазины, школы). Дети с их помощью учились ориентироваться на местности.

Самое главное считаю: «Работа с  дошкольниками должна строиться  в форме путешествий по родному городу, как в живую, так и с помощью ИКТ, где дети имеют  возможность  любоваться красотой города, учиться облагораживать и любить свою малую родину».

Формирование патриотических чувств дошкольников  невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому я вовлекала в активное участие родителей. Родители активно участвовали в экскурсиях по городу, после которых дети с интересом рассказывали о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе. Родители совместно с детьми составляли рассказы о своих профессиях, помогали в оформлении фотовыставок и презентаций. Вовлечь родителей в совместную поисковую деятельность помог городской смотр - конкурс Архитектурно – Дизайнерских проектов «Город-Сад». Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями бесед - экскурсий, по Skype, в рабочее время родителей (дошкольники могли воочию увидеть, где работают и как работают их мамы и папы), походов по делам и т. д.

Приведу пример одного разговора с  дошкольниками. Я задала вопрос детям подготовительной к школе группы «Кто такой мастер маникюра?». Диалог детей:

-Это человек, который красит  ногти!

-Да! А ещё он их точит!

-Моя мама работает там.

Тут в разговор включилась я и  спрашиваю: «Там это где? Как называется место работы мамы?»

Ответ ребёнка: «Магазин!»

В этот же момент я созвонилась  с мамой этого ребёнка и, объяснив ситуацию, договорилась, что бы она  по скайпу продемонстрировала, где  и как она работает. Помимо того что дети узнали, как  называется место работы мамы Никиты и кто там может работать (салон красоты - мастер маникюрного дела, парикмахер, визажист), так же узнали как называются инструменты для работы парикмахера и мастера маникюрного дела.

Таким образом, мы совместно с родителями побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. В результате, родители стали самыми главными помощниками в организации и решении проблем по благоустройству детского сада. Родители стараются до сих пор  стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где сами же и живут. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Итогом стало, что у детей расширились знания о родном городе и местном крае, об их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.

Данные проведенной диагностики  показывают, что уровень развития  повысился.  Этому способствовала систематическая работа и сотрудничество с родителями. В обобщенном мною опыте по  развитию представлений дошкольников о родном городе с использованием ИКТ были решены следующие  проблемы:

    • - сформировался интерес к своему родному  городу, улицам;
    • - создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;
    • - разработано перспективное тематическое планирование по реализации системы работы;
    • - установлены тесные связи с семьей.

Данная программа была апробирована мною с 2010-2011 по 2011-2012 учебные года в нашем дошкольном образовательном учреждении на базе одной группы  воспитанников сначала среднего, а потом старшего дошкольного возраста. В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Теоретическое обоснование целесообразности знакомства дошкольников с городом  Тольятти.

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль  в становлении личности патриота.

В основу обобщения  данного опыта  положены  научно-методические основы нравственно-патриотического воспитания.  Изложенные в примерной основной общеобразовательной программе  дошкольного образования «Детство», [18] переработанной  в соответствии с федеральными государственными требованиями, в которой  отражены задачи воспитания и развития детей в данном направлении, планируемые результаты освоения детьми  образовательных областей.

Используется несколько педагогических технологий:  технологии личностно  – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий;

-предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.);

-предполагается создание в группе  богатой предметно-развивающей среды  -  уголка краеведения; 

-планируется активная совместная проектная деятельность с родителями

при планировании и организации  работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

Вся работа  по ознакомлению с городом  Тольятти,  в рамках образовательного процесса строилась на принципах:

    • принцип наглядности при помощи ИКТ.
    • принцип  энциклопедичности, с использованием ИКТ.
    • принцип интеграции.
    • принцип развивающего характера образования
    • принцип индивидуализации
    • принцип единства с семьей

При реализации были использованы мои авторские разработки:

    • создан уголок Тольятти,  включающий: дидактические игры,  наглядный материал, художественную литературу,  видеоматериал,  материал для прослушивания:  музыка.
    • картотеки: подвижных игр,  пословиц и загадок о Тольятти
    • видеотека: созданы видеофильмы «Красота родной природы», «Тольятти – мой город родной», «Отдых с семьёй».
    • реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привела к созданию альбома «Моя семья в истории Тольятти», макета детского сада, участия в различных конкурсах и использованию компьютерной программы Skype при общении с родителями.

Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать  в познании родного города оказало  стремление родителей  принимать  активное участие в преобразовании развивающей среды в группе и на участке детского сада, их активное участие в конкурсах, фестивалях, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли  свое место в детском саду.

Эффективность созданной и апробированной в детском саду программы подтверждается следующей результативностью:

Особенности представлений о родном городе, стали более существенными у 70 % детей старшей группы, характер отношения к своему городу от неосознанного к устойчиво положительному стал проявляться у 82 % детей,  что на 47 % выше в начале реализации программы; у детей появился интерес к своему родному городу.

Детский интерес отразился в  творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках и даже стихах.

Выросло количество участников конкурсов  и акций, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви  к родине. Если в 2009-2010 учебном году участвовали в конкурсах всего 5 детей, то в 2011-2012 учебном году  количество возросло до 25 человек.

У родителей возрос интерес к  мероприятиям, проводимым в группе, в детском саду и даже в городе (конкурсы, акции, проекты), а также количественный состав их участников. 

Ознакомление  детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении и использование ИКТ позволяет провести через все разделы непосредственно образовательной деятельности. Чувство любви к своему городу  будет вырастать на фундаменте примера родителей и  разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе

  1. Установлено, что применение компьютера в НОД с дошкольниками  позволяет успешно решать образовательные и воспитательные задачи: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
  2. Обосновано, что у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности, так как он фантазирует, думает, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, а главное - развиваются коммуникативные умения. Умения свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением.
  3. Доказано, что у детей развивается познавательная активность, обогащается словарный запас. Непосредственно – образовательная деятельность, построена на синтезе нескольких видов восприятия и воображения, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Детям предлагается «шагнуть»  вглубь воображения. В НОД постоянно создается ситуация успешности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства. В конце подводится итог и результат – продукт. Художественное творчество - мощное средство самовыражения. Составной частью является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Независимо от методов, приемов и техник, цель - помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире.                                                                                                                                  

Информация о работе Опыт проведение нетрадиционных занятий в детском саду