Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоретико-методологического аспекта развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.
Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению иностранного языка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса у учащихся на уроках иностранного языка 6
1.1 Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии 6
1.2 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления 20
1.3 Условие формирования познавательного интереса 23
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.1 Опыт учителя по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.2 Опыт автора по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 32
2.3 Динамика развития познавательного интереса у старших школьников к изучению иностранного языка 39
Заключение 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

Формирвоание познавательного интереса к изучению иностранного языка у школьников..doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

В системе средств  оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности.  Традиционная школа  направлена на совершенствование информационно-рецептурной  системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Воспитание  интереса, в плане развития общей  познавательной направленности, активности и любознательности - одна из важнейших  задач, поставленных перед современной  школой, перед учителем, всей общественностью.

Проблема познавательного  интереса нашла своё отражение в  трудах многих учёных С.В. Герасимовича, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, Л.Т. Марковой, Л.М. Рожиной, Н.Е. Седовой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной и других. Л.М. Рожина полагает, что «Важнейшим побудителем интереса к учению является активная мыслительная деятельность, которая подкрепляет и развивает у школьника желание учиться, вызывает и формирует интерес к учебной деятельности. Особенно благоприятный материал для формирования интереса - случай, когда житейские представления учащихся приходят в противоречия с научными понятиями. Наличие противоречий между житейскими и научными понятиями учитель использует, как исходный мотив для создания проблемной ситуации, для формирования интереса к раскрытию сущности явлений, их причин и условий, определяющих различный характер их протекания».

Согласно исследованиям Г.И. Щукиной, интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности.

Ученые отмечают необходимость поиска путей и  средств создания условий для  развития познавательного интереса у школьников. Одним из таких путей развития можно назвать внедрение инновационных технологий обучения. Такие учёные как: В.В. Копылов, А.В. Конышева, М.К. Колкова и другие - занимались данным вопросом. В отечественных и зарубежных изданиях использование инновационных технологий в учебном процессе рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Цель  исследования: изучение теоретико-методологического аспекта развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.

Объект  исследования: целостный учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в средней школе.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению иностранного языка.

Исходя из целей, объекта, предмета исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

  1. изучить теоретико-методологические аспекта проблемы познавательного интереса;
  2. познакомиться с условиями формирования познавательного интереса;
  3. выявить эффективность использования инновационных технологий с целью повышения познавательного интереса к изучению иностранного языка

 

                                                    

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса у учащихся на уроках иностранного языка

1.1 Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Рассматривая  проблему интереса, невозможно обойти философское видение данного  вопроса. В философии категория  интереса (лат. interest - иметь значение) является одной из базовых, характеризующих  активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся в свое время к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П.Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье».

К.Гельвеций  рассматривал интерес как основу деятельности людей, всех их нравов и  представлений. «Интерес, - говорил  К.Гельвеций, - есть начало всех наших  мыслей и всех наших поступков».1 Следовательно, интерес у французских философов ХVIII века определяется как важнейшая пружина поведения человека. Они стремились соотнести интерес с конкретными его носителями и через него пытались более глубоко объяснить их действия и поступки.

И.Кант проблему интереса рассматривал преимущественно  в связи с практическим разумом. В своих работах он указывает  на то, что человек как разумное существо в своих поступках, прежде всего, руководствуется нравственными  интересами, интересами долга, которые свободны от чувственности.

Сам Г.В.Ф.Гегель не связывает интерес с моральным  законом. В его системе интерес  представляет собой одну из важных категорий философии духа. Эта  категория широко используется им для  анализа человеческих поступков, выяснения сущности истории и движущих сил развития. По словам мыслителя, «ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, … и лишь они играют главную роль». Многообразие интересов и противоречия между ними Г.В.Ф.Гегель объясняет многообразием форм и способов проявления абсолютной идеи.2 Интерес идеи не присутствует в сознании отдельных индивидуумов, он действует «через естественную необходимость … и произвол потребностей».

Следующий шаг в разработке категории интереса был сделан в работах К.Маркса и Ф.Энгельса. Они подчеркивали исключительное значение интереса в сложной динамике человеческой деятельности. К.Маркс в «Дебатах о свободе печати» отмечал, что «все то, за что человек борется, связано с его интересом». Интерес определяется основоположниками марксизма как нечто отличное от идеи, существующее объективно, независимо от нее, как то, что определяет силу и характер воздействия идеи на ход истории. Содержание интереса выражается, прежде всего, во взаимосвязи индивидов, которые включены в систему общественного разделения труда. Однако это связь особого рода, она вместе с тем является свойством человека, порождающим его действия и поступки. Интересы не могут быть поняты как вечные и неизменные свойства, они меняются в зависимости от типа производственных взаимоотношений и положения субъекта в производстве. Таким образом, основой интереса, по мнению философов, служат уровень разделения труда, обусловленного развития производительных сил, и производственные отношения.

Таким образом, как мы видим, проблема интереса уже  долгое время занимала мысли философов, и, не смотря на многообразие предлагаемых ими вариантов решения, всегда неизменно  рассматривалась как одна из наиболее значимых для объяснения общественно-исторического развития.

Сегодня разработка содержания понятия интереса по-прежнему актуальна, так как и по сей  день нет достаточной ясности  и единства в понимании природы  интереса.

Интересы людей  чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы, прежде всего, различают по их содержанию или направленности.

В этом плане  можно выделить материальные, общественно-политические, профессионально-трудовые, познавательные, эстетические, читательские, спортивные и др. Каждый из этих видов включает разнообразные интересы. Так, например, материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, в интересе к одежде и т. п.

Познавательные  интересы в широком смысле слова выступают в форме учебных и специально научных интересов к математике, физике и химии, биологии, философии, психологии и т. п.

К профессионально-трудовым интересам относятся педагогические, индустриально-технические, сельскохозяйственные, административные и т. п.

Общественно-политические интересы - это интересы к определенным видам общественной работы и специально к организаторской руководящей деятельности, интерес к политическим вопросам, публицистике.

Четвертую группу составляют эстетические интересы, или  интересы к литературе, кино, театру, музыке, живописи.

Различают также  непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, уже - овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности: например, к образовательному цензу, приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда. Наиболее благоприятным для активной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интереса.

По уровню действенности  интересов их можно подразделить на пассивные и активные.

Пассивные - это созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта, например, любит слушать музыку, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности к глубокому познанию объекта, овладению им и творчеству в интересующей его области.

Активный  интерес - это интерес действенный, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса. Активный интерес - один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

Различают также  интересы по объему. В этом случае говорят о широких и узких интересах. Однако такое различие не определяет видов, а скорее характеризует структуру интересов личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними интересами и с узкими. К первым можно отнести Ломоносова, Суворова, они многим интересовались и глубоко во всем разбирались; вторые проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не проникли в сущность объектов, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-либо одним. Есть люди с очень узкими интересами, которые ограничены в своем развитии. Это очень односторонние люди, живущие в узком мирке своего интереса.

По глубине  различают глубокие и поверхностные интересы. Первые характеризуют человека как вдумчивого и ответственно относящегося к делу. Такой человек стремится проникнуть глубоко в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией. Люди с поверхностными интересами в познавательном отношении выступают верхоглядами, в практическом - легкомысленными людьми. И, наконец, интересы подразделяют по их устойчивости. В этом плане можно говорить об устойчивых и неустойчивых интересах. Неустойчивость характерна не только детям, но и некоторым взрослым людям. Устойчивые интересы часто связаны с развитыми способностями и глубоким, осознанием своего долга и призвания. В реальной жизни встречаются люди с определенным для них типичным сочетанием, различных видов интереса. Так, можно наблюдать людей с активным и глубоким, но узким интересом и, наоборот, с разносторонними, широкими, но поверхностными интересами. В идеальном положительном типе сочетаются широта и глубина, активность и устойчивость интересов. Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких, многосторонних интересов есть центральный, глубокий основной интерес жизни.3

Интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания может влиять различными своими сторонами. Именно поэтому, проблема интереса и его роли в учебной деятельности интересовала педагогов и психологов. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических и педагогических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям, другие - к направленности внимания, третьи - к познавательному интересу личности. Этой проблемой занимались Ананьев Б.Г., Божович Л.Н., Выготский Л.С., Щукина Г.И., Гордон Л. А., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Морозова Н. Г., Петровский А.В., Рубинштейн С. Л., Стронг Е. К. и другие.

Интерес как  очень сложное и значимое для  личности образование, имеет множество различных трактовок:

- интерес выступает  как избирательная направленность  человека, его внимания, его мыслей  и помыслов (Рубинштейн С. Л.);

интерес рассматривается  как проявление умственной и эмоциональной  активности (Стронг Е. К., Рубинштейн С. Л.);

интерес трактуется как активатор разнообразных  чувств (Фрейер Д.) и как своеобразная чувствительность ребёнка (Бюлер Ш.);

в интересе видят  тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов);

интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Гордон Л. А.);

Информация о работе Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий