Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоретико-методологического аспекта развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.
Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса у учащихся на уроках иностранного языка 6
1.1 Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии 6
1.2 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления 20
1.3 Условие формирования познавательного интереса 23
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.1 Опыт учителя по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.2 Опыт автора по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 32
2.3 Динамика развития познавательного интереса у старших школьников к изучению иностранного языка 39
Заключение 44
Список литературы 46
Интерес - это один из важнейших компонентов учения, ценнейший мотив деятельности учеников. Так как целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии, то одной из основных задач учителя должно быть формирование познавательного интереса учащихся.
В процессе обучения развитию интереса способствуют необычные по форме организации уроки: уроки - игры, уроки - конференции, уроки - конкурсы, уроки - путешествия, уроки - дискуссии, уроки типа КВН и т.д.
Н.Е. Седова считает, что разнообразные и интересные формы работы в целостном учебно-воспитательном процессе создают положительную мотивацию. Использование различных творческих заданий, специально продуманных учителем способствует непроизвольному запоминанию больших объемов учебного материала, поддержанию активного участия обучаемых, снятию монотонности, созданию благоприятного для активной работы учащихся психологического климата в группе. Особую роль играют коллективные формы. Развитие личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.Умелое использование разнообразных форм организации коллективного труда школьников на уроке повышает их познавательную активность, положительно влияет на характер межличностных отношений в коллективе. Положение ученика в классном коллективе, отношение к нему товарищей, часто, определяющим образом влияют на его учебные успехи, развитие способностей, интересов и творческой активности.
Таким образом, изучив проблему познавательного интереса в философских, психологических и педагогических трудах, пришли к выводу, что познавательный интерес - явление многозначное и на процессы обучения и воспитания влияет различными своими сторонами. Кроме того, познавательный интерес к учению во многом определяется компетентностью самого учителя, его стилем педагогической деятельности, его умением качественно оценивать результаты учебной деятельности учащихся.
Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.
Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае психолог опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).
Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива — внутреннего побуждения деятельности учащихся, и в этой роли его невозможно переоценить.
Познавательный интерес — один из самых значимых мотивов учения, в общей структуре мотивации познавательной деятельности он ранее всего осознается учеником который не задумываясь может указать на интересные и неинтересные для него уроки, учебные предметы, занятия.
Действия познавательного интереса как мотива учения бескорыстны: если это не вербальный, а реально действующий мотив, то устремления к познанию школьника реальны, этому он подчиняет свою деятельность на уроке, этому он посвящает свой досуг, этим насыщает свое общение. Он не нуждается в постоянном внешнем стимулировании учения, сам идет в школу с желанием познать, приобретать знания и активно в этом участвовать.
Показатели, по которым можно обнаружить познавательный интерес.
К ним, прежде всего, относятся многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся:
а) вопросы учащихся как результат активного и глубокого и глубокого познавательного процесса свидетельствуют об ориентировке в знаниях, об умственной активности школьника, о стремлении проникнуть в сущность объекта изучения — явления, события, содержания учебного предмета.
На самом высоком уровне развития, познавательного интереса это стремление доискаться первопричины, побуждающее к целой цепи вопросов, становится потребностью, обусловливающее своеобразное беспокойство в том случае, если эта потребность не удовлетворяется;
б) показателем мыслительной активности, свидетельствующей о познавательном интересе, свидетельствующей о познавательном интересе, является также стремление учеников по собственному почину, без указаний и требовании учителя, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;
в) в известной, мере и сосредоточенность произвольного внимания может служить его показателем, как свидетельство сосредоточенности мыслей на предмете интереса;
г) наблюдениями
фиксируется и такой важный для познавательного
интереса показатель, как характер процесса
деятельности: и то, как
принимается задание — с готовностью
к действиям или безразличием, и то, как
выполняется познавательная задача —
самостоятельно или по образцу (а то и просто
списывается с доски готовое решение),
и то, насколько внимателен при этом ученик
или рассеян, и то, каково отношение его
к процессу своей деятельности — увлечен
он или равнодушен, и то, наконец, каков
результат выполнения познавательной
задачи (глубина, основательность, оригинальность
либо узость и примитивность в подходе).
2. Эмоциональные проявления учащихся также являются показателями познавательного интереса, которые можно зафиксировать в процессе наблюдения. Эти проявления очень многообразны и выражаются:
а) в речевых реакциях — в восклицаниях (типа: «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом. Обычно эти реакции связаны с появлением чего-либо неожиданно нового, поразившего воображение школьника, либо находятся в связи с «отстранением», когда уже в обычном, ставшим привычном объекте или явлении ученик увидел новый аспект, перестраивающий его прежние знания об этом объекте (явлении);
б) в особом эмоциональном последействии, в наступившей тишине, свидетельствующей о взволнованности, поглощении только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся;
в) в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор и курьезные ситуации, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).
3. Показателями, раскрывающими в процессе наблюдения картину устойчивости и силы познавательного интереса, являются и избирательная направленность круга чтения учащихся, и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметный кружок, вечера, расширяющие кругозор), и выполнение индивидуальных заданий, и характер использования свободного времени.
1.3 Условие формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом.
Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего отношением «учитель - ученик» управляет учитель. Его требовательное и в тоже время заботливое отношение к ученику, его увлеченность предметом и стремление подчеркнуть его огромное значение - определяет отношение ученика к изучению данного предмета. К этой группе условий следует способности ученика, а также успех, достигнутый им в результате упорства и настойчивости.6
Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательного интереса при обучении школьным предметам, в том числе и математике.
Многие учителя
города используют инновационные технологии
в преподавании иностранного языка
с целью повышения
Для детального анализа нами было выделено три основных компонента:
· деятельность учителя направленная на повышение познавательного интереса к изучению иностранного языка;
· работа учащихся на уроке, способствовавшая повышению познавательного интереса к изучению иностранного языка;
· анализ занятий с точки зрения их эффективности.
Эти три компонента будут рассмотрены ниже. Цели, задачи и содержание уроков приведены в Приложении 2.
Тема, цели и задачи |
Содержание урока |
Деятельность учителя по повышению познавательного интереса к изучению ИЯ |
Работа учащихся на уроке, способствующая повышению познавательного интереса к изучению иностранного языка |
Анализ занятий с точки зрения их эффективности | ||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Урок 1
3 |
4 |
5 |
Учитель начинает занятие с приветствия. Разговор о погоде, создает положительный эмоциональный фон. С помощью организационных вопросов проверяется готовность учащихся к уроку. Так учитель дисциплинирует учащихся, способствуя переключению внимания учащихся на цели и задачи занятия. Выбранная учителем форма проведения урока не только способствовала погружению в иноязычную атмосферу, но и явилась для них возможностью повторить пройденный лексический материал по пройденной теме. На протяжении всего урока учитель постоянно обращается к учащимся с положительными оценочными высказываниями, что является источником ценностного отношения к познанию, общению, творческой деятельности. Педагог не оказывает давления на учащихся, давая им высказать свою точку зрения по пройденной теме, тем самым развивая способность мыслить самостоятельно. Урок построен таким образом, чтоб учащиеся путем размышления делали самостоятельные выводы. |
Поставленные в начале урока цели и задачи ориентируют учащихся на предстоящую учебную деятельность. После решения организационных вопросов ученики активно включились в работу. Каждый ученик пытался показать свои знания пройденной лексики. Важное значение имела эмоциональная привлекательность урока, вызванная подбором содержания, и целенаправленным выбором методов, приемов и форм работы. Активно работали даже те ученики, которые в основном на уроке остаются пассивными (Леша Л., Света Л., Аня Б.). |
Вся деятельность
на данном уроке была направлена на
активизацию учащихся, повышение
их познавательного интереса. Сначала
учащиеся были мотивированы к деятельности
целями и задачами урока, затем использование
инновационных приемов способст |