Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоретико-методологического аспекта развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.
Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса у учащихся на уроках иностранного языка 6
1.1 Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии 6
1.2 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления 20
1.3 Условие формирования познавательного интереса 23
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.1 Опыт учителя по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.2 Опыт автора по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 32
2.3 Динамика развития познавательного интереса у старших школьников к изучению иностранного языка 39
Заключение 44
Список литературы 46
Урок 2
3 |
4 |
5 |
На данном уроке учитель использовал инновационные формы и приемы обучения при формировании грамматических навыков. Использование инновационной структуры Think-Pair-Square-Share для отработки новой грамматической конструкции, способствовало сплочению учащихся в совместной деятельности и повышению интереса. Учитель использует различные методы, побуждающие к действию: просьба, совет, похвала. Педагог не оказывает давления на учеников, не навязывает готовые ответы, развивая умение мыслить самостоятельно. |
Учащиеся включились в работу с самых первых минут. Принимают активное участие в течение всего урока, благодаря использованию различных видов работы, в том числе коллективных. Приятная эмоциональная атмосфера способствовала проявлению таких ценностных ориентаций, как уверенность в себе, смелость в отстаивании своего мнения. Особенно активно они работали в группах, так как присутствовал момент соревноваельности. Некоторые задания позволили ученикам проявить себя как индивидуальность, творчески (Кристина С, Надя С, Женя В.) |
Основной целью данного урока является формирование грамматических навыков, но также учитель ставит задачу повышения познавательного интереса учащихся. Знакомясь с материалом по теме, школьники учатся анализировать, сравнивать, размышлять, делать выводы, учатся внимательно слушать своих одноклассников. Групповые формы работы снижают трудности в понимании новой грамматической структуры, а значит, и повышают интерес. |
Урок 3
3 |
4 |
5 |
В основе педагогического общения учителя со школьниками лежит диалог, которому присущи уважение и умение выслушать точку зрения собеседника. На таком занятии учащиеся испытывают состояние спокойствия и высокой самооценки. Положительная атмосфера на уроке способствует лучшему запоминанию новых лексических единиц, а использование инновационных приемов активизирует речевую деятельность учащихся. |
На данном уроке
наблюдалась высокая |
Применение учителем инновационных приемов обучения стимулирует активность учащихся. На уроке царит живая, творческая атмосфера, наблюдается интерес не только к уроку в целом, но и к работе одноклассников. Заметно повысился уровень знаний. |
Урок 4
3 |
4 |
5 |
Учитель с начала урока создает благоприятную атмосферу. Вся работа на уроке построена на взаимном уважении и понимании. Учитель использует различные приемы работы (учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик). На уроке был применен инновационный прием Buzz Groups. Учащиеся в группах обсуждали ответы на вопросы по прочитанному тексту и выбирали правильный вариант. |
Учащиеся с явным желанием вступают в диалог с учителем с самого начала урока, активно отвечают на вопросы, стремясь выделиться. Все без исключения участвовали в обсуждении. Такой инновационный прием работы, как Buzz Groups, способствует развитию культуры общения, соблюдению норм учащихся. |
Совместное обсуждение с учителем и классом повышают заинтересованность учащихся в предмете, их активность, появляется уверенность в своих силах. В ходе урока мотивация к иностранному языку повышалась использованием разнообразных форм и режимов работы, в том числе инновационных. |
Таким образом,
проанализировав уроки с
Проблема использования инновационных технологий для развития познавательного интереса учащихся сегодня актуальна для нашего общества.
В данном параграфе предлагается практический опыт, который мы накопили в ходе педагогической практики в 10а классе МОУ СОШ №56 г. Новокузнецка. На этапе констатирующего эксперимента мы выявили, что уровень познавательного интереса десятиклассников к изучению иностранного языка не высокий. Кроме того, среди факторов, способных изменить уровень интереса к урокам иностранного языка, учащиеся назвали изменение форм работы, то есть проведение уроков с использование инновационных технологий. В ходе работы мы стремились соблюдать следующие педагогические условия, способствующие по нашему мнению повышению познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка:
использование
инновационных приемов
использование схемы взаимодействия: партнерского учебного сотрудничества;
повышение познавательной активности, путем включения в реальное общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность.
Методические
разработки были подготовлены на основе
учебно-методического
Ниже приведена
система авторских занятий по
повышению познавательного
· деятельность учителя направленная на развитие познавательного интереса;
· деятельность учащихся на уроках;
· анализ занятий с точки зрения их эффективности в плане повышения познавательного интереса.
Эти три компонента будут рассмотрены нами ниже. Цели, задачи, структура и содержание занятий приведены в Приложении 3.
Тема, цели и задачи |
Структура урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя направленная на развитие познавательного интереса к изучению предмета |
Работа учащихся на уроке | |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Урок 1
4 |
5 |
Учитель начинает занятие с приветствия учащихся на иностранном языке, создавая атмосферу, которая позволяет учащимся чувствовать себя психологически комфортно. С помощью организационных вопросов проверяется готовность учащихся к уроку. Так учитель активизирует их внимание на целях и задачах проведения занятия, а так же дисциплинирует их. На этом уроке учитель был в качестве направляющего, и учащиеся лишь выполняли все предложенные задания. Используются разнообразные виды работы, такие как индивидуальный, парный и групповой вид. Тема урока и лексика достаточно серьезны, поэтому автор попытался разъяснить их как можно доступнее. Свою заинтересованность в уроке учащиеся доказывали тем, что активно работали в процессе выполнения ряда заданий. |
Поставленные в начале урока цели и задачи ориентируют учащихся на предстоящую учебную деятельность. После решения организационных вопросов ученики активно включились в работу. Учащиеся хорошо приготовили домашнее задание, текст был хорошо отчитан, и работа над ним проходила активно, учащиеся успешно сделали тест. В атмосфере сотрудничества каждый имел возможность высказать свою точку зрения. Причем ученики старались использовать лексику, изученную на уроках, которая была отобрана при помощи упражнений. К концу урока все ученики могли сделать развернутое высказывание по теме. Материал был хорошо усвоен. Активно работали даже те ученики, которые в основном на уроках остаются пассивными (Настя П., Инна Л., Паша Р.). Тема исследования являлась личностно значимой для каждого из учащихся, поэтому в конце урока Катя Т. и Аня В. предложили провести групповую работу в форме “Panels” по пройденной теме в заключение работы. Остальные ученики охотно согласились. |
Вывод: На уроке была благоприятная атмосфера, положительно повлиявшая на результаты урока. Учителю удалось вовлечь в работу всех учащихся, поскольку они были включены в реальное общение, тем самым, повышая познавательный интерес к предмету. Этому способствовало умение учителя найти общий язык, а так же обучение, ориентированное на личный интерес.
Урок 2
4 |
5 |
С самого начала урока учитель создал благоприятную атмосферу, настроил ребят на работу. Учитель начал урок с приветственных фраз и традиционных вопросов. Затем перешел к организации проведения урока в форме “Panels”. Отобрал более продвинутых учащихся (Катя Т., Аня В., Света Н., Саша Б., Никита И.) - интервьюированные. Остальная часть группы выступала в качестве корреспондентов. Дискуссия проводилась на основе трех небольших текстов. Предварительно учителем были подготовлены опорные карточки, схемы для корреспондентов, которые помогали поддержать логику обсуждения. Учитель выполнял отведенную ему роль зрителя, контролируя умение владеть лексико-грамматическим материалом, изученным на прошлых занятиях. Учитель организует совместную оценку проделанной работы, отмечая успехи каждого ученика. |
Можно отметить, что активность в целом на уроке была хорошей. Учащиеся были позитивно настроены и активно включились в работу. Участвовали в проведении дискуссии, в ходе которой каждому из них предоставлялась возможность высказать и доказать свою точку зрения по изученной проблеме. Учащиеся не испытывали страха допустить ошибку и при необходимости обращались за помощью к учителю. На уроке царила доброжелательная и творческая атмосфера. Ребята достаточно убедительно доказывали свою точку зрения, а так же был заметен большой интерес к обсуждаемой проблеме. Заметно активизировались более слабые ребята. |
Вывод: На данном занятии мы наблюдали явную динамику повышения познавательного интереса к иностранному языку. На уроке царила дружеская атмосфера, благоприятно повлиявшая на результаты урока. Учителю удалось вовлечь в работу всех учащихся, даже тех, кто предпочитал оставаться в стороне. Заметно повысился уровень знаний учеников.
Урок 3
4 |
5 |
Учитель организует и дисциплинирует учащихся, активизирует внимание, настраивает на целенаправленную деятельность, организует предстоящую работу. Создается доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки. Учитель начал урок с традиционных вопросов и затем перешел к объяснению нового грамматического материала, используя одну из инновационных технологий структуру “Same-Different”. Учитель ведет урок в умеренном темпе, обращаясь к ученикам с положительными и оценочными замечаниями (похвала, согласие). Учащиеся с удовольствием участвовали во всех видах деятельности. В ходе урока учитель обращал внимание, особенно на работу слабых учеников и посредством предложенных упражнений он повысил их активность и интерес к изучаемой теме. В конце урока было предложено провести урок в виде ролевой игры по пройденной теме. Ребятам необходимо было разбиться на пары и подготовить диалоги. Ученики согласились с данным предложением. |
Можно отметить, что активность в целом на уроке была хорошей. Учащиеся сразу разобрались в новом грамматическом материале, отработка которого была предложена в не традиционном виде. Домашнее задание учащиеся сделали на отлично. На основе прочитанного текста на уроке активно обсуждали проблемы существующие между поколениями, поскольку данная тема связана с реальной жизнью. А подобные проблемы не понимания встречаются и в их семьях. Поэтому проведение урока в виде ролевой игры вызвало у них положительные эмоции и повышенный интерес. |
Вывод: Работа на занятии прошла оживленно благодаря применению инновационных технологий в ходе изучения нового грамматического материала. В течение всего урока у учащихся наблюдался повышенный познавательный интерес, все принимали активное участие. Все учащиеся стремились продемонстрировать свои знания и опыт по данной проблеме.
Урок 4
4 |
5 |
Учитель начал урок с традиционных вопросов и затем перешел к работе. В качестве речевой зарядки используется работа учащихся по цепочке, тем самым создана благоприятная обстановка для решения коммуникативных задач. Учитель акцентирует внимание учащихся на уважение выступающих товарищей. Учитель выполнял отведенную ему роль зрителя, контролируя умение владеть лексико-грамматическим материалом, изученным на прошлом занятии. Учитель организует совместную оценку проделанной работы, отмечая успехи всех учеников. Исправляет грамматические ошибки в ходе выступления. |
С самого начала урока учащиеся быстро настроились на работу, так как им предстояло разыграть диалоги по пройденной теме. Учащиеся, исполняя свои роли, заранее продумали костюмы, стараясь максимально правдоподобно вжиться в образ. Представляя диалоги в парах, ребята достаточно убедительно доказывали свои точки зрения. Кроме того, заметен был повышенный интерес к обсуждаемой проблеме. Атмосфера в коллективе была дружеской, ребята с уважением и интересом относились к мнению своих товарищей по данной проблеме. |
Вывод: На данном уроке нами проверялось педагогическое условие использования инновационных приемов обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход. Оно было реализовано нами через использование организованного ролевого общения. Оно позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных «жизненных» ситуаций. По завершении занятия можно сделать вывод о том, что уровень познавательного интереса значительно повысился, поскольку ребятам удалось реализовать свои творческие возможности.
Итак, анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил, что применение инновационных технологий на уроках иностранного языка значительно повышает познавательный интерес к изучению данного предмета.
Во время проведения уроков нами было отмечено повышение творческой активности, наряду с развитием познавательного интереса, повышается уровень знаний учащихся, создается благоприятная атмосфера на уроке, осуществляется сотрудничество учителя с учениками. Учителю удалось активизировать слабых ребят, так как посильность вопросов и заданий, а также помощь и похвала убедила их в том, что они могут справиться с любым заданием.