Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоретико-методологического аспекта развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.
Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению иностранного языка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса у учащихся на уроках иностранного языка 6
1.1 Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии 6
1.2 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления 20
1.3 Условие формирования познавательного интереса 23
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.1 Опыт учителя по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 26
2.2 Опыт автора по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий 32
2.3 Динамика развития познавательного интереса у старших школьников к изучению иностранного языка 39
Заключение 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

Формирвоание познавательного интереса к изучению иностранного языка у школьников..doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Использование инновационных приемов обучения, с целью повышения познавательного  интереса к изучению иностранного языка, привело к желаемому результату. Поставленные цели были достигнуты.

2.3 Динамика развития  познавательного интереса у старших  школьников к изучению иностранного  языка

 

После обработки  данных, полученных в ходе констатирующего  эксперимента об уровне познавательного  интереса к изучению иностранного языка  в условиях применения инновационных технологий, мы разработали и провели серию уроков, способствующих повышению познавательного интереса. На уровне констатирующего эксперимента нами было выявлено, что уровень познавательного интереса к иностранному языку у современных школьников не достигает высокого уровня.

На завершающем  этапе эксперимента (формирующего) был проведен итоговый срез. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, идентичные вопросам, использованным на этапе  констатирующего эксперимента. Мы получили следующую картину.

Таблица 1

Критерии

Констатирующий  эксперимент

Итоговый срез

 

экспериментальная группа

контрольная группа

экспериментальная группа

контрольная группа

1. Наличие интереса  к изучению ИЯ

14%

12%

23%

14%

2. Активное участие  в работе на уроках ИЯ

30%

31%

52%

38%

3. Желание участвовать  в дискуссии

40%

28%

58%

38%

4. Нравится ли  коллективная работа на уроке  ИЯ

68%

70%

89%

78%

5. Нравится ли  разрабатывать проекты

60%

61%

84%

70%

6. Легче ли  запоминается материал, когда используются инновационные технологии

  65%

  60%

  90%

  71%


 

 

 

На данном графике  видно, что все выделенные нами показатели претерпели существенные изменения, что  свидетельствует об успешности проводимой нами работы, о том, что методы, используемые нами, ведут к созданию необходимых условий для повышения интереса к предмету, тем самым подтверждает нашу гипотезу.

Если рассмотреть  мотивы изучения иностранного языка, то на вопрос: «Для чего Вы изучаете иностранный язык?» мы получили следующие результаты, представленные в таблице:

Таблица 2

Предполагаемые  ответы

Процентное  количество

 

Констатирующий  эксперимент

Итоговый эксперимент

 

экспериментальная группа

контрольная группа

экспериментальная группа

контрольная группа

Для поступления  в ВУЗ

5%

4%

5%

4%

Для общего развития

46,6%

48%

63%

51%

Заставляют  родители

0%

1%

0%

0%

Положено по программе

26,7%

23%

21%

24%

Нравится 

20%

20%

60%

30%


 

Из полученных данных, мы видим, что мотивы изучения иностранного языка изменились. Изменения  произошли в следующих пунктах: если в констатирующем эксперименте ведущим мотивом для изучения иностранного языка являлся ответ «Для общего развития» (46,6% в экспериментальной группе и 48% в контрольной группе), а за ним следовали ответы «Положено по программе» (26,7% в экспериментальной группе и 23% в контрольной группе), то в итоговом эксперименте к мотивам добавился ответ «Нравится» (60% в экспериментальной группе и 30% в контрольной группе). Таким образом, можно сделать вывод, что использование инновационных технологий на уроке иностранного языка повлияло на познавательный интерес учащихся. Кроме того, мы также не выявили внешних отрицательных мотивов, когда ученики учат иностранный язык только лишь потому, что их заставляют родители.

Анализируя  представленные выше таблицы, мы абсолютно правомерно делаем вывод о том, что разработанная автором система уроков принесла свои плоды. У учеников повысился уровень познавательного интереса и активности. Применение инновационных технологий на уроке иностранного языка позволили учителю вовлечь в работу всех учащихся, которые сами говорили о своих интересах. На уроках царила атмосфера заинтересованности, учителю удалось активизировать работу слабых учащихся. Учащиеся с большой охотой стали изучать иностранный язык, тщательней готовиться при выполнении домашнего задания, активнее работать на уроке. Кроме того, учитель сам испытывал удовлетворение оттого, что система его работы дает результаты.

Заключение

 

Рассмотрев проблему повышения познавательного интереса старшеклассников к изучению иностранного языка, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна, сложна и многогранна. Кроме того, проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, пришли к заключению, что полученные данные показали реальность и эффективность использования инновационных технологий на уроках иностранного языка в целях повышения познавательного интереса школьников.

Наше исследование проводилось в три этапа. На первом этапе была оценена степень развития познавательного интереса учащихся к предмету «Иностранный язык». На втором этапе внедрялась система работы по повышению познавательного интереса. На третьем этапе проанализированы результаты, подведены итоги эксперимента.

Полученные  нами данные свидетельствуют о том, что разработанная система упражнений создает благоприятные условия  для развития познавательного интереса и активности школьников.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в  учебный процесс использования инновационных приемов обучения вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование подобных приемов позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что использование на уроках инновационных технологий способствует активизации интереса к изучению иностранного языка, и совершенствованию знаний и культуры учащихся.

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. - М.: Наука. - 1997. - С.10-67.
  2. Артамонов В.И. Психология от первого лица: 14 бесед с российскими учеными. - М.: Академия. - 2003. - С.13-17.
  3. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение. - 2000. С.25-34.
  4. Баранников А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. // Первое сентября. - 2004. - №63.
  5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Академия. - 2008. - 416с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика. - 2003. - 312с.
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 2007. - №4.
  8. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - Спб: Стерлитамак. - 2002. - 134с.
  9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо. М.: Наука. - 1999. - С.91-167.
  10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Наука. - 2001. - 340с.
  11. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. Для учителя. - М. Просвещение. - 1991. - С.11-13.
  12. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. - М.: МГОПУ. - 1999. - С.91-103.
  13. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход. - М.: Академия. - 2008. - 240с.
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика. -1986. - С.40-45.
  15. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - М: Бахрах-М. - 2004. - 144c.
  16. Денисова О.П. Психология и педагогика. - М.: Флинта. - 2008. - 240с.
  17. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Наука. - 2006. - С.12-89.
  18. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. // Иностранные языки в школе. - 1970. - №1.
  19. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1984. - №3.
  20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 2003. - С.10-167.
  21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер. - 2002. - С.22-66.
  22. История зарубежной психологии. / Под ред.П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Издательство Московского университета. - 2007. - С.3 - 54.
  23. История педагогики. / Под. ред. Никандров Н.Д. - М.: Гардарики. - 2007. - 416с.
  24. Капранова В.А. История педагогики. - М.: Новое знание. - 2007. - 240с.
  25. Каспарова М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развития у школьников. // Иностранные языки в школе. - 1986. - №5.
  26. Красильникова В.С. Учебные задания по иностранному языку с ориентацией на самостоятельную работу учащихся. // Иностранные языки в школе. - 1990. - №6.
  27. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - М.: Феникс. - 2007. - 320с.
  28. Крысько В.Г. Психология и педагогика. - Спб: Питер Пресс. - 2007. - 272с.
  29. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М: Академия - 2001. - С.67-78.
  30. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М. Наука. - 2002. - 232с.
  31. Кроглус А.В. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. - СПб: Философия. - 2008. - С.57-89.
  32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: Сфера. - 2001. - 462с.
  33. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Педагогика. - 2007. - С.34-44.
  34. Лейбин В.С. Постклассический психоанализ. - М.: Территория будущего. - 2007. - С.40-43.
  35. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения // Иностранные языки в школе. - 1976. - №1.
  36. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.: Просвещение. - 2004. - С.17-19.
  37. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. - 1992. - № 2.
  38. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПБ.: Евразия. - 1999. - С.15-38.
  39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов О.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение. - 1990. - 212с.
  40. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика. - 2003.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета  для учащихся (ин. яз.).

(данные  итогового среза в экспериментальной  группе)

1. Какие  предметы нравятся Вам больше  всего? ( 3-4 предмета)

a) литература  и русский язык - 3/15%) математика - 11/57%) физика - 4/21%) история - 7/36%) химия - 3/15%) биология - 2/10%) иностранный язык - 10/52%) информатика - 12/63%) физкультура - 4/21%)география - 10/52%) затрудняюсь ответить - 0/0%

2. Как  Вы относитесь к изучению иностранного  языка?

a) предмет нравится - 14/74%) не очень нравится - 4/21%) не нравится - 1/5%) затрудняюсь ответить - 0

3. Для  чего Вы изучаете иностранный  язык?

a) для поступления  в ВУЗ - 1/5%) для общего развития - 12/63%) заставляют родители - 0/0%) положено  по программе - 4/21%) нравится - 3/15%

4. Изучаете  ли Вы иностранный язык самостоятельно?

a) да - 5/26%) нет  - 14/74%

5. Что  является источником знаний по  иностранному языку?

a) учитель - 13/68%) учебник, дополнительный материал - 5/26%) телевидение, видео, аудио  - 1/5%) компьютер - 4/6%) репетитор - 2/10%

. Если Вам не понятен материал на уроке иностранного языка, то Вы

a) всегда говорите  учителю - 8/42%) иногда говорите  учителю - 8/42%) говорите, если спросит  - 4/21%) не говорите - 1/5%

7. Если  бы на уроках иностранного  языка учитель проводил занятие в виде ролевой игры, было бы Вам интересней посещать занятия?

a) да - 13/68%) нет  - 2/11%) затрудняюсь ответить - 4/21%

8. Легче  ли запоминается материал на  уроке иностранного языка, когда  урок проходит в виде ролевой  игры?

a) да - 9/47%

b) нет - 1/5%

c) затрудняюсь ответить - 9/47%

. Нравится  ли Вам коллективная работа  на уроке иностранного языка?

a) да - 17/89%) нет  - 2/11%) затрудняюсь ответить - 0/0%

10. Нравится  ли Вам урок иностранного языка  в виде дискуссии?

a) да - 11/58%) нет  - 3/16%) затрудняюсь ответить - 5/26%

11. Принимаете  ли Вы активное участие на  уроке иностранного языка в  дискуссии?

a) всегда - 5/26%) когда  знаю материал - 11/58%) предпочитаю  наблюдать за другими - 3/16%

12. Легче  ли усваивается материал во  время дискуссии?

a) да - 8/42%) нет - 3/16%) затрудняюсь ответить - 8/42%

13. Что  нужно сделать, чтобы Вы посещали  занятия по иностранному языку  с интересом?

a) проводить  уроки в виде ролевой игры - 0/0%) изменить программу - 0/0%) всё  зависит от учителя - 5/26%) всё  зависит от моего желания - 7/36%) организовать коллективную работу - 2/10%) больше творческих работ, проектов, рефератов - 4/21%

g) проводить урок в виде дискуссии - 2/10%

h) использовать дополнительный материал помимо учебника - 4/21%

14. Нравится  ли Вам на уроке иностранного языка разрабатывать проекты?

a) да - 16/84%

b) нет - 1/5%

c) затрудняюсь ответить - 2/11%

15. Принимаете  ли Вы активное участие в  защите проекта?

a) всегда - 10/52%) когда знаю материал - 9/47%) предпочитаю  наблюдать за другими - 1/1%

16. Что бы Вы хотели предложить учителю иностранного языка, чтобы уроки проходили интересно?

- давать больше  заданий по разработке проектов;

увеличить количество занятий в виде ролевой игры;

давать больше коллективной работы;

давать больше творческой работы;

увеличить количество уроков иностранного языка.

 

Приложение 2

 

Уроки учителя английского языка, проведенные в 10х классах МОУ СОШ №56

 

Урок 1

1. Тема, цели  и задачи 

2. Содержание  урока

Тема: “If Only People Took Care Of The Environment!” Практическая цель: 1) развитие и совершенствование лексико-грамматического материала по теме «Забота об окружающей среде»; 2) развитие речевых умений и навыков. Сопутствующая задача: формирование произносительных и орфографических навыков. Воспитательная цель: повышение познавательного интереса к изучению иностранного языка. 

1. Организационный момент Good morning, pupils. I’m glad to see you! Sit down please. Who’s absent today? What is the date today? What is the weather today? Thank you. Let’s start working. Today we’re going to speak about air pollution, water pollution, trash and other environment problems. Your home assignment was learning of the words. Let’s check them.  2. Речевая зарядка. Teacher: Give me equivalents to the following - “stinky”. Pupil: Bad smell. T.: You are right. “Acid rain”. P.: A chemical. T.: “To dump”. P.: To throw down, unload. T.: “Sulfate”. P.: Sulfate mixed with clouds. T.: “To figure out”. P.: To learn how. T.: “Wastes”. P.: Trash. T.: Very good! Thank you! 3. Работа с текстом. Now, open your books at the page 328 and answer the questions: - What causes air pollution? - What does acid rain harm? - Where do some companies dump their chemical wastes? - What kinds of energy are renewable? - What is an energy “leak”? - Why do farmers spray chemicals on crops? - Where does about 1/3 of the trash in the United States come from? - Why do you think recycling programs are important? Now let’s work in groups. Divided into groups and discuss my question - “What do you think you should do to protect the environment?” And then one will express opinion of your group. Well, that’s right. Now let’s do the exercise 2. “Say, is it True or False?” 1. Many U.S. cities have dirty air. 2. Most of the states in America don’t have laws against air pollution. 3. Scientists are looking for ways to make factories and cars run cleaner. 4. Sulfates come out of coal-burning factories only in America. 5. Nobody cares about acid rain. 6. All of the lakes and rivers in America are polluted. 7. Energy is renewable.  O’K. Today I’m satisfied with your work. Your marks are…Your homework is to read and translate the text at the page 329.  Good luck and good bye!

Информация о работе Опыт работы по развитию познавательного интереса у старших школьников в условиях применения инновационных технологий