Организация информационной среды младшего школьника в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации. Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, несколько десятилетий назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния информационной среды на развитие младшего школьника………………………………………………5
Информационная среда как фактор развития……………………..5
Особенности воспитания младшего школьника в семье…………10
Пути и способы организации информационной среды родителями младшего школьника…………………………………………………………......19
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

КР Андреева Н.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Департамент образования города Москвы

ГОУ Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Тема: Организация информационной среды  младшего школьника в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Андреева Наталия Александровна, студентка IV курса, группы 241 У, специальность 050709 « Преподавание в начальных классах»

 

 

Научный руководитель:

Константинова Ирина Александровна, преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния информационной среды на развитие младшего школьника………………………………………………5

    1. Информационная среда как фактор развития……………………..5
    2. Особенности воспитания младшего школьника в семье…………10
    3. Пути и способы организации информационной среды родителями младшего школьника…………………………………………………………......19

Заключение………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации. Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, несколько десятилетий назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли. Также важно, что именно эти новые СМИ оказывают особенно большое влияние на развитие и становление личности ребенка в развитых странах, странах, где материальный доход не является препятствием для приобщения ребенка к техническим новинкам. С другой стороны – детей всегда интересовали последние достижения в области СМИ как средства развлечения и как средства получения информации. 

Изучая эти данные, мы понимаем, что организация информационной среды младшего школьника в семье актуальна в наши дни, так как достаточно наладить контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию и создающий препятствие для получения ими материалов, которые могут нанести непоправимый вред развивающейся личности подростка, с другой – организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности. При этом современным родителям трудно сориентироваться во всем многообразии предлагаемых информационным пространством ресурсов. Поэтому проблема педагогического консультирования семьи по вопросу организации информационной среды ребенка чрезвычайно актуальна в наши дни. В связи с этим тема нашего исследования: «Организация информационной среды  младшего школьника в семье».

Область исследования: педагогика

Объект исследования: воздействие информационной среды на младшего школьника

Предмет исследования: организация информационной среды младшего школьника в условиях среды

Цель исследования: определить условия организации родителями информационной среды, воздействующая на развитие младшего школьника

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятию «информационная среда»;
  2. Рассмотреть особенности младшего школьника в семье;
  3. Определить условия и способы организации информационной среды в условиях среды.

В ходе работы были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез и обобщение.

Данное исследование носит теоретический характер и предполагает дальнейшее продолжение в рамках выпускной квалификационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения влияния информационной среды на развитие младшего школьника в семье

 

    1. Информационная среда как фактор развития

 

Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества. Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. И здесь важно, чтобы его социальная роль не вступала в противоречия с обществом, не вносила в общество деструктивные элементы, элементы разрушения. Также важно отметить, что это не значит, что от личностей требуется полное соответствие какому-то идеальному образцу – развитие как известно не в единообразии, а как раз в различиях, в единстве и борьбе противоположностей.

Таким образом, от воспитания ребенка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе. Немаловажное влияние на этот процесс оказывает информационная среда, окружающая ребенка.

Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. 

Под  информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах.

Практика современного российского образования обозначила главные проблемные зоны периода перехода к информационному обществу. Для столичного образования эти проблемы еще более значимы, поскольку ситуация мегаполиса, столицы, информационного центра оказывает прямое влияние на процесс обучения и воспитания. Период перехода к информационному обществу предъявляет к будущему гражданину особые требования. Именно сейчас происходит формирование не только интеллектуальной элиты страны, но и закладывается основа образования и социализации тех социальных групп, которые определят наше будущее. 

Основные «болевые точки» процесса перехода к информационному обществу – адаптация подрастающего поколения к современной социокультурной среде, формирование толерантности мышления,  необходимость непредвзятого и вместе с тем критичного подхода к проблемам, умение осваивать новые технологии и обрабатывать огромные массивы информации, не теряя целостного взгляда на мир. 

Новая техника требует интенсивного освоения ее возможностей и осознания перспектив развития образовательной среды, разработки и апробации модели образовательной среды нового типа на принципах целостности и саморазвития, где основными задачами становятся: 

Совершенствование материально-технической базы, активизация использования новых информационных технологий;

  • Создание на базе образовательного учреждения медиатеки и информационно-консультативного центра для учащихся и учителей;
  • Создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиасреды образовательного учреждения;
  • Формирование методической системы консультирования учителя и обратной связи для проверки эффективности модели образовательной среды нового типа.

 

 Также отмечается рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков, который оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей,  воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. С целью оградить детей и подростков от влияния так называемой «параллельной школы» – телевизионной рекламы,  СМИ, Интернета на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений [6].

К информационной среде относят: компьютер, интернет, средства массовой информации. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов информационной среды.

  1. Компьютер (англ. Computer, лат. Computare – считать, вычеслять) – электронная вычислительная машина (чаще употребляется по отношению к персональным ЭВМ), используемая для решения сложных математических задач с большим объемом вычислений, основанная на использовании электронных приборов и устройств для обработки разнообразной информации.

В последней четверти XIX столетия компьютеры стали основой создания новых информационных технологий, которые находят применение в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и создают большие и разнообразные возможности для социализации своих пользователей (в частности, коммуникативные, познавательные и игровые).

  1. Интернет – это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. Он предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая – нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации, вероятно, одно из самых привлекательных свойств Интернет-ресурсов. Они не контролируются правительством или кем – либо. В то же  время бесконтрольность доступа к электронным ресурсам таит в себе серьезные потенциальные опасности для развития ребенка. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, сексизм и т.д. Это особенно опасно для еще неокрепшего сознания детей [5; 118 -121].
  2. Сре́дство ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе [3].

К СМИ относятся:

  • Печатные издания (пресса): газеты, журналы
  • Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

Особую роль в воздействии на сознание человека играет реклама.

Реклама (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [7].

Современная Россия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс касается и свободы средств массовой информации. Но, свобода такого рода не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Средства массовой информации являются наиболее эффективным и универсальным каналом изучения и одновременно формирования общественного мнения, а также воспитания членов общества.

Из окружающей среды в мозг человека через его органы чувств поступают потоки информации различного содержания. Все, что человек видит, слышит, осязает, ощущает, обоняет, а также информация, не доступная органам чувств, (сверхслабый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, гравитационное поле и т. д.) воздействует на него. Поэтому особое значение имеет содержание окружающей человека информации. Ребенок не способен компетентно оценить характер информации, поступающей к его органам чувств, в силу ограниченности своего опыта. Взрослые, педагоги и особенно члены семьи, должны контролировать информационные потоки. При взаимодействии с родителями по вопросу организации информационной среды младших школьников учителю важно опираться на знание возрастных особенностей детей и особенностей семейного воспитания. Рассмотрим эти вопросы в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности воспитания младшего школьника в семье

 

Начало младшего школьного возраста знаменуется моментом поступления в школу. В настоящее время границы данного периода установлены от 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения [2;3]. Младшего школьника характеризует безграничное доверие к взрослому, подчинение и подражание им. Полностью признавая авторитет взрослого, дети безоговорочно принимают его оценки. Характеризуя себя как личность, ребенок повторяет лишь то, что говорит о нем взрослый. Дети этого возраста восприимчивы и впечатлительны. Все новое вызывает незамедлительную реакцию; повышенная реактивность, готовность проявляется на уроках в том, как дети быстро поднимают руку, не прослушав до конца вопрос. Очень сильна направленность на внешний мир. Факты, события, детали производят сильное впечатление на детей. Также сильна потребность в игровой деятельности, в движениях; потребность во внешних впечатлениях, позже она преобразуется в познавательную потребность. Большую роль в формирования личности младшего школьника играют сверстники (9-10 лет). В этом возрасте ребенок остро переживает замечание в присутствии одноклассников.

Информация о работе Организация информационной среды младшего школьника в семье