Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа
Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации. Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, несколько десятилетий назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния информационной среды на развитие младшего школьника………………………………………………5
Информационная среда как фактор развития……………………..5
Особенности воспитания младшего школьника в семье…………10
Пути и способы организации информационной среды родителями младшего школьника…………………………………………………………......19
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………26
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.
Распространенные факторы семейного воспитания:
3. авторитаризм, беззаконность;
6. фанатизм в любых его проявлениях (страсть к напотельству денег и вещей, религиозный, музыкальный, спортивный);
7. безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, противоречивость в применении методов воспитания, физического наказания);
8. противоправное поведение взрослых [4;62-67].
Особую роль играет контролирующая и регулирующая функции родителей. Ведь, если взрослые не ограничивают воздействие окружающих факторов, и в первую очередь – информационных, развитие ребенка может быть искажено негативными влияниями.
1.3. Пути и способы организации информационной среды с родителями младшего школьника
Вопрос ограничения негативного влияния информационной среды на ребенка волнует большинство родителей. В век информационных технологий проблема влияния среды на развитие личности ребенка получила новый – информационный – характер.
Родителей, как правило, чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.
Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием.
Ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику.
В работе с родителями учителю начальной школы следует организовать беседы и собрания просветительского назначения. В ходе таких бесед учитель может давать родителям следующие рекомендации:
Особую проблему представляет перенасыщенность современной информационной среды, доступной детям младшего школьного возраста. Большинство материалов периодической печати, телевизионных программ и интернет -ресурсов не могут быть рекомендованы к просмотру детьми. В связи с этим семья остро нуждается в грамотном и своевременном консультировании по вопросу обеспечения соответствующего информационного пространства для детей. Поэтому учитель начальной школы должен ориентировать в вопросе выбора книг, журналов, телевизионных программ, художественных и мультипликационных фильмов, а также компьютерных игр на развитие учащихся в начальной школе.
Рассмотрим основные информационные источники, рекомендованные для использования с младшими школьниками:
Рассмотрим телевизионные программы для детей.
Дети
очень восприимчивы к телевизионной
картинке. Она все время меняется. Больше
всего малыши любят рекламу. И недаром.
Она коротка, красочна, театральна, музыкальна
и часто повторяется. То, что нужно! Дети
сосредотачиваются и внимательно смотрят
на экран.
Телевидение может служить познавательным
целям. Учить малышей считать и читать.
В телевизионной программе есть множество детский каналов для детей таких как:
К основным информационным источникам, рекомендованным для использования с младшими школьниками, относится и детское радио.
Детское радио – единственная в России радиостанция, вещание которой целиком посвящено детям. Радиостанция впервые вышла в эфир 25 декабря 2007 года в Москве. Запуск уникального социального проекта накануне нового 2008 года, объявлено в России Годом семьи, начался с приветственных слов Д.А. Медведева.
Круглосуточный эфир Детского радио состоит из детских песен, спектаклей, познавательно – развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно – просветительских программ для родителей. Радиостанция учитывает возрастные особенности и распорядок дня слушателей [9].
К средствам массовой информации относятся также газеты, журналы и т.д. Рассмотрим основные периодические издания для детей:
Заключение
Развитие и становление личности ребенка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие младшего школьника в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Современная Россия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс касается и свободы средств массовой информации. Но свобода такого рода не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.
В ходе данного исследования мы рассмотрели понятие «информационная среда», определили ее влияние на развитие младшего школьника, охарактеризовали основные закономерности семейного воспитания. Ребенок не способен компетентно оценить характер информации, поступающей к его органам чувств, в силу ограниченности своего опыта. Взрослые, педагоги и особенно члены семьи, должны контролировать информационные потоки. При взаимодействии с родителями по вопросу организации информационной среды младших школьников учителю важно опираться на знание возрастных особенностей детей и особенностей семейного воспитания. Педагог в ходе индивидуальных и групповых консультаций должен направлять деятельность родителей, ориентировать их в мире информации, давать четкие рекомендации.
Информация о работе Организация информационной среды младшего школьника в семье