Организация информационной среды младшего школьника в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации. Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, несколько десятилетий назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния информационной среды на развитие младшего школьника………………………………………………5
Информационная среда как фактор развития……………………..5
Особенности воспитания младшего школьника в семье…………10
Пути и способы организации информационной среды родителями младшего школьника…………………………………………………………......19
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

КР Андреева Н.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.

Распространенные факторы семейного воспитания:

  1. неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток вещей, приоритет материального блаагополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;
  2. бездуховность родителей ,отсутствие стремления духовного развития ребенка;

3.  авторитаризм, беззаконность;

  1. безнравстенность, наличие тона отношений в семье;
  2. отсутствие нормального психологического климата в семье;

6. фанатизм в любых его проявлениях (страсть к напотельству денег и вещей, религиозный, музыкальный, спортивный);

7. безграмотность  в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, противоречивость в применении методов воспитания, физического наказания);

8.   противоправное поведение взрослых [4;62-67].

Особую роль играет контролирующая и регулирующая функции родителей. Ведь, если взрослые не ограничивают воздействие окружающих факторов, и в первую очередь – информационных, развитие ребенка может быть искажено негативными влияниями.

 

 

 

 

 

 

1.3. Пути и способы организации информационной среды с родителями младшего школьника

 

Вопрос ограничения  негативного влияния информационной среды на ребенка волнует большинство родителей. В век информационных технологий проблема влияния среды на развитие личности ребенка получила новый – информационный – характер.

Родителей, как правило, чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием.

Ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику.

В работе с родителями учителю начальной школы следует организовать беседы и собрания просветительского назначения. В ходе таких бесед учитель может давать родителям следующие рекомендации:

  1. Внимательно отслеживать время, которое ребенок проводит за телевизором и компьютером;
  2. Интересоваться содержанием телевизионных передач, печатных изданий, электронных ресурсов и компьютерных игр, которыми интересуется ребенок;
  3. Помните: без ущерба для здоровья младшие  школьники могут работать за компьютером не более 30 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 15-20 минут, причем 3 раза в неделю, через день;
  4. Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления;
  5. После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения [1].

Особую проблему представляет перенасыщенность современной информационной среды, доступной детям младшего школьного возраста. Большинство материалов периодической печати, телевизионных программ и интернет -ресурсов не могут быть рекомендованы к просмотру детьми. В связи с этим семья остро нуждается в грамотном и своевременном консультировании по вопросу обеспечения соответствующего информационного пространства для детей. Поэтому учитель начальной школы должен ориентировать в вопросе выбора книг, журналов, телевизионных программ, художественных и мультипликационных фильмов, а также  компьютерных игр на развитие учащихся в начальной школе.

Рассмотрим основные информационные источники, рекомендованные для использования с младшими школьниками:

  1. Компьютерные программы для младшего школьника;
  2. Телевизионные программы для детей;
  3. Радио-передачи;
  4. Периодические издания для детей;
  5. Книги.

Рассмотрим компьютерные программы и игры для младшего школьника, которые можно порекомендовать родителям для их детей.

  • Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка – это обучающая детская игра: "Азбука-малышка с тетушкой Совой и домовенком               анимационная образовательная компьютерная   игра для детей младшего возраста, с помощью которой ребенок сможет познакомиться c буквами русского алфавита и выучить их. Игра может быть использована с дошкольниками и первоклассниками.

  • Мир животных Детская обучающая игра. В этой игре, полной загадок и мини-игр, ребенок познакомится с различными животными (более 30 видов). Расширяет содержание материала по окружающему миру.

  • Уроки детского творчества - Детская обучающая игра. Ребенок в ходе игры знакомится с нотками и научится сочинять музыку. Вместе с домовятами отгадывает загадки и играет с рифмами, сочиняет стихи.

  •  Английский язык для детей. Учим слова - Обучающая программа для детей. Эта яркая и веселая игровая программа будет интересна не только детям любого возраста, но и их родителям. На занятиях ребенок запомнит более 200 английских слов, научится их произносить.

  • Веселые уроки. 1 класс - Три диска в одном сборнике. Компьютерная программа (2011). Обучающий сборник для младших школьников, дополняющий школьную программу. Каждую минуту у детей возникает множество вопросов об окружающем мире. Их любознательность вполне естественна, ведь они постоянно открывают для себя что-то новое.

  •  Веселые уроки. 2 класс - Три диска в одном сборнике. Компьютерная программа (2011). Обучающий сборник для младших школьников, дополняющий школьную программу. Вторая часть сборника поможет ребятам узнать все самое интересное об окружающем мире, который куда больше, чем кажется на первый взгляд.

 

  •  Веселые уроки. 3 класс - Три диска в одном сборнике. Обучающий сборник для младших школьников, дополняющий школьную программу. С новой частью замечательного сборника ребят ожидает сюрприз - интерактивное путешествие по зоопарку.

  •  Окружающий мир - Детская обучающая игра. Из чего сделаны облака, как растут горы, откуда берется электричество, какие сокровища хранятся в подземныых пещерах, как чистят воздух деревья? – в занимательной форме данное электронное пособие ответит на многие интересующие младшего школьника вопросы [11].

Рассмотрим  телевизионные программы  для детей.

Дети очень  восприимчивы к телевизионной картинке. Она все время меняется. Больше всего малыши любят рекламу. И недаром. Она коротка, красочна, театральна, музыкальна и часто повторяется. То, что нужно! Дети сосредотачиваются и внимательно смотрят на экран. 
Телевидение может служить познавательным целям. Учить малышей считать и читать.

В телевизионной программе есть множество детский каналов для детей таких как:

  • Мультфильмы -  на этом канале показывают только добрые и веселые мультфильмы, которые не страшно показать своим детям;
  • Карусель - лучшие мультфильмы и сериалы мира, реалити-шоу, спортивные игры, интеллектуальные викторины, новости литературы, музыки, театра, а также специально произведенные программы;
  • Улыбка ребенка -  концепция канала заключается в нравственном воспитании ребенка; красивые и добрые мультфильмы;
  • Школьник ТВ (Знание) – образовательные передачи для школьников;
  • Пять с плюсом - парады детских песен и танцев, игры для малышей, викторины для телезрителей [8].

К основным информационным источникам, рекомендованным для использования с младшими школьниками, относится и детское радио.

Детское радио – единственная в России радиостанция, вещание которой целиком посвящено детям. Радиостанция впервые вышла в эфир 25 декабря 2007 года в Москве. Запуск уникального социального проекта накануне нового 2008 года, объявлено в России Годом семьи, начался с приветственных слов Д.А. Медведева.

    Круглосуточный эфир Детского  радио состоит из детских песен, спектаклей, познавательно – развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно – просветительских программ для родителей. Радиостанция учитывает возрастные особенности и распорядок дня слушателей [9].

К средствам массовой информации относятся также газеты, журналы и т.д. Рассмотрим основные периодические издания для детей:

  • «Мурзилка» - литературно-художественный журнал, предназначающийся для детей младшего школьного возраста. Первый номер этого журнала увидел свет 1 мая 1924 года. Журнал «Мурзилка» занесен в книгу рекордов Гиннеса как издание для детей с самым длительным сроком существования. В «Мурзилке» печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи, статьи для детей [10].
  • «Клепа» – детский журнал, красочный познавательный альманах для любознательных детей (6—12 лет) и дальновидных родителей. Поможет ребенку освоить учебную программу и успешно влиться в школьный коллектив. Развивает творческие способности и навыки общения.
  • «Настя и Никита» — новый издательский проект православного журнала «Фома», предлагающий младшим школьникам произведения современных талантливых авторов.
  • «Тошка и компания» - весёлый и любознательный щенок Тошка станет верным другом для всех любителей животных. На страницах журнала он расскажет о диких животных, о породах кошек, собак и лошадей, о секретах воспитания и ухода за самыми разными домашними любимцам [12].

Проблемы детского чтения, а точнее, нечтения, волнуют сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и многих родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «старую добрую книгу». Можно предлагать детям читать русские народные сказки о животных, волшебстве, бытовые сказки, потешки, пословицы, поговорки; аудио и видео сказки.  Родители, как правило, имеют ограниченные представления о круге детского чтения, поэтому целесообразно предлагать им списки рекомендованной литературы (см. Приложение 1), устраивать книжные выставки.

Таким образом, можно констатировать, что в современном информационном пространстве существует достаточно много качественных, воспитательно-ориентированных источников информации. Главное  - умение родителей и педагогов грамотно выбрать из всего многообразия те информационные ресурсы, которые имеют высокий нравственный и художественный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие и становление личности ребенка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие младшего школьника в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Современная Россия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс касается и свободы средств массовой информации. Но свобода такого рода не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.

В ходе данного исследования мы рассмотрели понятие «информационная среда», определили ее влияние на развитие младшего школьника, охарактеризовали основные закономерности семейного воспитания. Ребенок не способен компетентно оценить характер информации, поступающей к его органам чувств, в силу ограниченности своего опыта. Взрослые, педагоги и особенно члены семьи, должны контролировать информационные потоки. При взаимодействии с родителями по вопросу организации информационной среды младших школьников учителю важно опираться на знание возрастных особенностей детей и особенностей семейного воспитания. Педагог в ходе индивидуальных и групповых консультаций должен направлять деятельность родителей, ориентировать их в мире информации, давать четкие рекомендации.

Информация о работе Организация информационной среды младшего школьника в семье