Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа
Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации. Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, несколько десятилетий назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния информационной среды на развитие младшего школьника………………………………………………5
Информационная среда как фактор развития……………………..5
Особенности воспитания младшего школьника в семье…………10
Пути и способы организации информационной среды родителями младшего школьника…………………………………………………………......19
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………26
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Эльконин Д.Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно - потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.
Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Безусловно наибольшую роль в гармоничном развитии младшего школьника играет семья.
Семейное воспитание – более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка , предпринимаемые старшими членами семьи, которые напрвлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.
Семейные отношения, стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка с самого начала его жизни. Психоаналитики считают, что благодаря семье уже в первые годы жизни у ребенка появляется «жизненный сценарий», определяющий его успехи или неудачи в будущей взрослой жизни. Первое, что определяет особенности семейного воспитания, - его эмоциональная основа, отношение родителей к ребенку. Выделяют три вида отноноешений: истинная, обусловленная любовь и неприятие ребенка.
Безусловная любовь дана ребенку изначально и не зависит от его внешности, способностей, поведения в данный момент. Мать или отец любит ребенка таким, какой он есть. Такая любовь становится прочным фундаментом психологического здоровья и интенсивного детского развития. Но она имеет и минусы: она есть, или ее нет; ребенку не нужно предпринимать никаких усилий для того, чтобы его продолжали любить, не нужно подтверждать или завоевывать любовь. Уж в дошкольном возрасте или младшем школьном возрасте он может начать эксплуатировать это бескорыстное чувство.
При обусловленной любви детей любят только тогда, когда они устраивают родителей – своими качествами и поведением. Родители проявляют свою любовь,если ребенок выполняет их требования и оправдывает их надежды, в моменты школьных успехов, послушания прилежания.
Неприятие ребенка - самый тяжелый вариант для развития личности. Такая любовь может возникнуть еще до рождения ребенка, если он «нежеланный». Может сразу после рождения, если ребенок не того пола. Также такая любовь может проявитьяс и позже, когда у ребенка проявляются черты, раздражающие мать или отца.
Также особенности семейного воспитания определяют отношение родителей ребенка к ребенку, а именно:
Хорошее нравственное воспитание, добрые навыки по части порядка и жизни с другими, общее умственное развитие в связи с развитием внимания, органов внешних чувств и речи – вотчто самое главное в делах подготовки к школе, а не обширные сведения в счете, грамматике, истории. Не надо изнеживать детей, но, конечно, не надо лишать их необходимых условий и удобств хорошего физического развития. Надо стараться давать детям возможную свободу по возрасту ребенка. Не следует стремтиться поставить воспитание ребенка так, чтобы оно было незнакомо со старданием. Последнее есть существенная и неизбежная сторона жизни; к чему же стремиться оградить ребенка от такого страдания ,которое совершенно естественно в его возрасте? Тщательный уход за ребенком должен быть, но страдать ребенок по возможност должен меньше и страдание должно быть знакомо ему рано, с того времени, с которого посылает природа. К детям, даже самым маленьким, следует относиться бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать их права. Родители должны отчетливо сознать свое отношение к детям и выполнять свои обязанности к ним без криков, без угроз, без раздражения и гнева, с каковым спокойствием должны требовать от детей исполнения их обязанностей по отношению к себе. Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гоажданского развития дитяти.
Семья – это естественное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания. В каждой семь должен быть порядок (уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Есть старшие члены – и их интересы имеет в виду семейный порядок; есть младшие члены в семье – и их интересы семейный порядок также неприменно должен иметь в виду и удовлетворять. Семейный порядок есть такой уклад в жизни ,котрый имеет в виду интересы всех членов семьи, совмещает их и удовлетворяет, никого не обижая, не давая одним членам преимуществ во вред и беспокойство друним. И маленьке дети должны знать и понимать, что семейный порядок устанавливается, по-видимому, без их участия и содействия, но на самом деле они учавствовали в его создании, их нужды и интересы предусмотрены и приняты во внимание.
А когда ребенок станет больше, когда установленный порядок окажется для них неудобным в каком-либо отношении, то он может заявить об этом, и разумный семейный порядок изменится в таком напрвлении ,чтобы права и свобода ребенка были уважаемы и восстановлены с сохранением прав и свободы всех членов семьи. В установлении такого правильного порядка и будет заключаться общественная законодательная мудрость семьи. Тогда ребенок поймет ,что такой порядок – не враг, а друг ,верный помощник. Таким образом каждая разумная семья может в должной мере развивать в детях чувство законности и сознание необходимости твердого порядка всюду, в каждом самом маленьком обществе, в каждом самом отдаленном уголке общественной жизни.
Ребенок может много уметь делать, но быть эгоистом, заботиться только об интересах личных или своей семьи, оставаясь равнодушным к интересам общества. Разными могут быть мотивы, побуждающие ребенка трудиться. В одних случаях это может быть удовлетворение личных потреьностей, желание награды, в других – высокое стремление быть полезным людям. Соответственно этому разным будет и воспитательное значение труда. В труде на общую пользу у ребенка воспитывается умение работать в коллективе. Нужно воспитывать у ребенка общественныее интересы в труде, пробуждать у него широкие, гуманные побуждения трудиться. Одним из важнейших условий воспитания является быт семьи, весь ее уклад, стиль жизни. Быт семьи - это отношения между всеми членами семьи, и жилищные условия, и культурный уровень семьи, и семейный бюджет, режим и организация досуга в семье. Воспитание детей является основным долгом семьи. Важное условие нормального воспитания детей – хорошие взаимоотношения в семье. Они создаются на крепких моральных устоях, соответствующих требованиям общества. Если между отцом и матерью существует общность взглядов, единство стремлений, понимание друг друга, взаимная любовь, внимание и уважение, желание помочь в труде, разделить радость и огорчения, то и дети в такой семье, как правило, нормально развиваются, вырастают полноценными людьми.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитанмя. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают его таким, какой он есть. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и дцховным ценностям. Под воспитанием мы понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое специально подготовленными людьми вохдейсьвие на личность ребенка с целью ее развития.
Есть определенная специфика семейного воспитания отличие от воспитания общественного , которая определяет характер семейного воспитания, и его содержание, организационные формы и логику ,содержание.
Специфика выражается в том. Что по природе своей емейное воспитание основано на чувстве. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта грамма чувст благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков ,помощников, защитников, старших друзей.
Однако эта изначальная позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, чрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а также замкнутым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, ребенок развивает в себе черты эгоизма, изнеженности,
Их избалованности зазнайства ,лицемерия. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных старстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях азвитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы и папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки..несмотря на это, все члены семьи садятся за один обеденный стол ,вмесет отдыхают ,ведут домашнее хозяйство и т.д
Еще одной особенностью является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – познавательную, трудовую ,общественную, игровую ,свободного общения. Семейное воспитание прододжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное влияние человек испытывает даже вне дома: в шкколе, на работе, на отдыхе в другом городе.
Информация о работе Организация информационной среды младшего школьника в семье