Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по оз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1.Значениие словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………...................5
1.2.Особенности овладения словарём детьми дошкольного возраста……......................................................................................................................15
1.3. Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………....25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
Глава 2. Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………..…………39
2.2. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами……………….......................................……………………………………….45
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………………………...52

Файлы: 1 файл

диплом кутузовой.docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение   …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты  проблемы формирования словаря детей  дошкольного возраста 

1.1.Значениие словарной  работы для всестороннего развития  детей дошкольного возраста…………………………………………………………...................5 

1.2.Особенности овладения  словарём детьми дошкольного  возраста……......................................................................................................................15

1.3. Методика проведения  дидактических игр с целью  формирования словаря детей дошкольного  возраста…………………………………………………....25

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36

Глава 2. Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов

2.1. Выявление уровня сформированности  словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………..…………39

2.2. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами……………….......................................……………………………………….45

Заключение ………………………………………………………………………51

Список использованной литературы…………………………………………...52

Приложение ………………………………………………………………….......54

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На всех этапах исторического  развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие  богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития.

На современном этапе  исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

Проблемой формирования словаря  детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М.М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор  эффективных, целесообразных методов  и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей. Исходя из выше изложенных теоретических положений, мы сформировали цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования  выступают дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов  как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

.

Для реализации поставленной цели определили решение следующих задач:

  1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность словарной работы и её основные направления.
  2. Раскрыть особенности усвоения словаря детьми в старшем дошкольном возрасте.
  3. Наметить основные пути формирования представлений о качествах и свойствах предметов.
  4. Организовать практическую работу по активизации словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Теоретические  основы проблемы формирования словаря  детей дошкольного возраста

  1. 1 Значение словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста

  В современной методике словарная работа рассматривается как  целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка[1, c.15] .

  Развитие словаря  понимается как длительный процесс  количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых  значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

  Слово обеспечивает  содержание общения. Свободная  устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

  Для того чтобы  раскрыть сущность и значение  словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

  Язык, как средство  общения – это, прежде всего  язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

  Главной особенностью  слова является единство лексического  и грамматического значений. Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение: в нём можно выделить предметную отнесённость, т. е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нём выражается. Например, слово стол указывает на определённый предмет – стол, но вместе с тем выделяет

 

существенный признак  предмета – наличие настила от корня стил., постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида [1, с.90].

  Следует различать  значение и смысл слова. Смысл – это содержание слова в речи, в определённом контексте. Слово в речи, может приобретать различные смысловые и эмоционально – экспрессивные оттенки, в зависимости от своего сочетания с другими. Например, значение слова «тяжёлый» в предложениях: Тяжёлый груз. Особенно тяжёлые испытания выпали на нашу долю в начале войны – С. Смирнов. За ним повсюду Всадник Медный тяжёлой поступью скакал – А. С. Пушкин. Склонила тяжёлую голову рожь – Я. Дягутите. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

    Слова в языке  существуют не изолированно друг  от друга. Они входят в единую  лексическую систему. Каждая лексическая  единица этой системы связанна  различными отношениями с другими  единицами. Как по назначению, так и по форме (синонимические, анатомические связи, тематические и лексико-семантические группы).

    Ребёнок только  тогда может освоить значение  слова, когда оно будет употребляться  в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование  словаря должно проходить в  тесной взаимосвязи с развитием  связной речи детей.

   Словарная работа  в детском саду – это планомерное  расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему [6,c. 89].

  Процесс усвоения  детьми значений слов, их семантики  был изучен Л. С. Выготским,  установившим, что ребёнок по  мере своего развития переходит  от случайных, несущественных  признаков, к существенным. С изменением  возраста изменяются полнота  и правильность отражения им  в своей речи 

фактов, признаков или  связей существующих в действительности [6, с. 89].                Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, 

качеств. Появление словесно – логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный  словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи [6, c. 89].

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они  сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях [6, c. 90].

Первый аспект заключается  в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной [1, c. 92].

 

 

Второй аспект заключается  в усвоении слова как единицы  лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие

их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной и уточнены в последующие  годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком  слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  2. Уточнение словаря, т. е. словарно- стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных  детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

 

  1. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, слово-

сочетания;

    Усваиваемые детьми  слова делятся на две категории:  пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово  должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Информация о работе Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по оз