Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:06, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1.Значениие словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………...................5
1.2.Особенности овладения словарём детьми дошкольного возраста……......................................................................................................................15
1.3. Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………....25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
Глава 2. Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………..…………39
2.2. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами……………….......................................……………………………………….45
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………………………...52
а) обогащение словаря
б) уточнение словаря
в) активизация словаря
г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
3.Содержание словарной
работы в дошкольных
4.Словарная работа имеет
огромное значение для
а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
5.В развитии словаря
детей дошкольного возраста
6.Одним из средств развития
словаря детей дошкольного
Глава 2. Организация практической работы по активизации словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
2.1. Выявление уровня
сформированности словаря
Анализ психолого – педагогической теории позволил нам обосновать значимость педагогического руководства, способствующего активизации словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
Теоретические положения подтверждаются в результате практической работы.
Цель практической работы: раскрыть эффективность педагогического руководства, способствующее активизации словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
Задачи практической работы:
В содержании практической работы нами выделены два этапа.
На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент, с целью определить уровень сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе подобраны дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
Первый этап проводился в МДОУ «Нижнесанарский детский сад». Исследование велось в старшей группе, в эксперименте участвовало 15 детей.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента мы использовали специальные игры: «Что из чего сделано?», «Что легче?», «Почини коврик», «Волшебный ящик», «Назови правильно». Данные игры были использованы для выявления лексического состава речи детей и проводились с детьми по подгруппам.
Дидактическая игра «Что из чего сделано?». (Приложение 1)
Цель: выявить наличие в речи детей существительных, обозначающих название предметов и материалов, из которых они сделаны; прилагательных, обозначающих качества и свойства предметов. Воспитывать интерес к игре.
Приёмы:
1.Привлекаю внимание детей к стоящим на столе предметам и предлагаю поиграть в игру «Что из чего сделано?».
2.Объясняю правила: каждый
должен выбрать понравившейся
ему предмет и рассказать о
нём - как он называется, из
чего они сделан, для чего он
нужен. За каждый правильно
составленный рассказ вы
3.Игровые действия – в ходе игры задаю вопросы, подсказываю слово.
4.Поощряю детей за активность, наблюдательность.
Оборудование: предметы разные по размеру, цвету, форме, фактуре.
Дидактическая игра «Что легче?»(Приложение 2)
Цель: выявить наличие в речи детей прилагательных, обозначающих такое качество предметов как вес (лёгкий, тяжёлый). Развивать умение сравнивать предметы. Воспитывать желание общаться с воспитателем.
Приёмы:
1.Привлекаю внимание детей
к игровому материалу и
2.Объясняю правила: у меня на столе лежат разные предметы, одни из них тяжёлые, другие лёгкие. Мы с вами должны расположить их по порядку – от самого лёгкого, до самого тяжёлого.
3.Игровые действия: дети
поочерёдно берут в руки
4.Вопросы: «Какой предмет,
как вы думаете, самый лёгкий?»
5.Поощряю детей за
Оборудование: предметы с разным весом.
Дидактическая игра «Починим коврик»(Приложение 3)
Цель: выявить наличие в речи детей прилагательных, обозначающих цвет, форму и величину предметов. Развивать произвольное внимание. Воспитывать отзывчивость.
Приёмы:
1.Сюрпризный момент: вношу
волшебную коробочку,
2.Объясняю правила: моя бабушка живёт в деревне, на её чердаке хранилось много красивых ковриков, которые прогрызли мыши. Нужно подобрать заплатки к дыркам на ковриках, но они должны подходить к ним по цвету, форме, величине.
3.Игровые действия: дети
берут «заплатки» и
4.Подведение итога игры,
поощрение ребёнка за
Оборудование: картонные «коврики» семи основных цветов с вырезанными отверстиями; «заплатки» разной формы, величины, цвета.
Дидактическая игра «Волшебный ящик»(Приложение 4)
Цель: выявить наличие в речи существительных, прилагательных, обозначающих форму, величину предметов, а также их качеств и свойств.
Приёмы:
1.Вношу красивый ящик и предлагаю детям поиграть в игру «Волшебный ящик».
2.Объясняю правила: каждый
по очереди должен через
3.Организация игровых действий – в ходе игры задаю детям наводящие вопросы,: какой величины предмет? Какой формы? Какой он на ощупь?
4.Поощряю детей за
Оборудование: ящик, наполненный предметами и игрушками.
Дидактическая игра «Назови правильно»(Приложение 5)
Цель: выявить наличие в речи детей существительных, прилагательных, обозначающих форму, величину предметов, а также их качеств и свойств.
Приёмы:
1.Предлагаю детям поиграть в игру «Назови правильно».
2.Обясняю правила: на столе стоит много предметов и игрушек. Каждый должен выбрать наиболее понравившийся и рассказать о нём: назвать, описать цвет, форму, величину, из чего он сделан, и т. д.
3.Организую игровые действия,
в ходе которых использую
4.в конце игры поощряю
наиболее активных и
Оборудование: предметы и игрушки из разных материалов.
Оценка уровней
→наличие в речи существительных;
→наличие в речи прилагательных, обозначающих цвет предметов;
→ наличие в речи прилагательных, обозначающих форму предметов;
→ наличие в речи прилагательных, обозначающих качества предметов;
→ наличие в речи прилагательных, обозначающих свойства предметов.
Анализ результатов, полученных в процессе проведения игр, позволил определить следующие количественные показатели уровней сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста: 3(20%) ребёнка высокий уровень, 5 (33%)детей средний уровень, 7 (47%)детей низкий уровень. Данные исследования были занесены в таблицу 1 и в диаграмму 1.
Таблица 1.
Диагностика
уровня сформированности
№ |
Имя ребёнка |
Название предмета |
цвет |
форма |
величина |
качества |
свойства |
уровень |
1. |
Диана |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
низкий |
2. |
Самат |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
низкий |
3. |
Владимир |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
низкий |
4. |
Василина |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
низкий |
5. |
Арина |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
низкий |
6. |
Ольга |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
низкий |
7. |
Александр |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
низкий |
8. |
Максим |
+ |
+ |
+- |
+ |
+- |
+ |
средний |
9. |
Сергей |
+ |
+ |
+ |
+- |
+ |
+- |
средний |
10. |
Светлана |
+ |
+ |
+- |
+- |
+ |
+- |
средний |
11. |
Анна |
+ |
+ |
+ |
+- |
+- |
+ |
средний |
12. |
Василий |
+ |
+ |
+- |
+ |
+- |
+ |
средний |
13. |
Евгений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
14. |
Надежда |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
15. |
Артём |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Примечание : условным знаком «+» мы отмечали наличие слов в активном словаре; знаком «+ - » - наличие слов в пассивном словаре, активное использование затруднено; знаком « - » отсутствие слова.
Диаграмма 1. Уровень сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Ряд 1 – низкий уровень
Ряд 2 – средний уровень
Ряд 3 – высокий уровень
При определении уровней сформированности словаря детей мы опирались на следующие уровневые характеристики:
Высокий уровень – в речи детей присутствуют все части речи: существительные, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину предметов, их качества и свойства (все эти лексические единицы составляют активный словарь детей).
Средний уровень – в речи детей присутствуют все части речи: существительные, прилагательные, обозначающие цвет. Активное использование детьми формы, величины предметов, их качества и свойства несколько затруднено и вызвано уточняющими вопросами.
Низкий уровень – в речи детей присутствуют существительные, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину предметов. Прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов в речи детей отсутствуют и их использование затруднено и при помощи педагога.
Второй серией констатирующего эксперимента стало специальное наблюдение за деятельностью педагога в течение месяца. Наблюдение осуществлялось по заранее определённым параметрам, отражённым в таблице 2:
Протокол наблюдения за деятельность педагога (констатирующий эксперимент)
Количество детей, охваченных наблюдением |
Утро |
занятия |
вечер |
Наличие занятий по ознакомлению с качествами и свойствами. |
1.Владимир 2.Ольга 3.Самат 4.Сергей 5.Александр 6.Евгений |
Режимные процессы, индивидуальная работа, беседа. |
Обучение рассказыванию по картине, пересказу, музыкальное занятие, математика, аппликация, рисование. |
Чтение художественных произведений, наблюдения, сюжетно – ролевые игры. |
Отсутствуют. |