Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по оз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1.Значениие словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………...................5
1.2.Особенности овладения словарём детьми дошкольного возраста……......................................................................................................................15
1.3. Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………....25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
Глава 2. Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………..…………39
2.2. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами……………….......................................……………………………………….45
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………………………...52

Файлы: 1 файл

диплом кутузовой.docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

 

В процессе наблюдения за деятельностью  педагога в течение дня мы выявили, что словарная работа осуществляется при проведении занятий, в режимных процессах, в процессе чтения художественных произведений, индивидуальной работы, беседы, сюжетно – ролевых игр. Воспитатель обращает внимание детей на новые или трудные слова и закрепляет их при помощи индивидуального и хорового проговаривания. Однако, в основном, словарная работа осуществляется над существительными и глаголами, а прилагательным, обозначающим качества и свойства предметов, внимание не уделяется, хотя необходимость такой работы обусловлена результатами констатирующего эксперимента. Дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов в системе деятельности педагога отсутствуют.

Результаты констатирующего  эксперимента позволили нам сделать  следующие выводы:

- необходимо ввести специальную  словарную работу с детьми  старшего дошкольного возраста, направленную на обогащение речи детей прилагательными, обозначающими качества и свойства предметов;

- формой осуществления  словарной работы должны стать  дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, которые необходимо проводить в системе;

- необходимо создать полноценные  условия для активизации различных  анализаторов детей, что обеспечивает наиболее яркие впечатления, и будет способствовать активизации новых слов.

2.2 Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов

На втором этапе мы подобрали содержание серии дидактических игр, направленных на обогащение речи детей старшего дошкольного возраста прилагательными, обозначающими качества и свойства предметов. Данные игры проводились последовательно, их содержание отвечало следующим дидактическим принципам: доступности содержания, наглядности, активности детей в усвоении и применении знаний, индивидуального подхода к детям. В данную серию вошли такие дидактические игры: «Не ошибись», «Скажи, какой», «Найди точное слово»,  «Кто, что, из чего и чем?», «Из чего делается посуда?», «Из чего сделаны платья и костюмы?», «Путешествие в страну тканей», «Путешествие в страну вещей», «Второе путешествие в страну вещей», «Путешествие за ценными находками», «Отгадай – ка!»

Дидактическая игра «Не ошибись»(приложение 6)

Цель: упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твёрдый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Приёмы:

1.Привлекаю внимание детей  к предметам, окружающих их  в групповой комнате. Провожу  небольшую беседу.

2.Объясняю правила: собирайте  в корзинку предметы одинакового  качества, после рассказывайте о  свойствах предметов. Поиск начинается  и заканчивается по сигналу ведущего.

3.Игровые действия –  дети разбиваются на звенья, ищут  предметы. Выигрывает та команда, которая найдёт больше предметов, одинаковых по материалу. 

4.Подведение итога игры, поощрение детей за активность  и сообразительность.

Оборудование: корзины с наклеенными на них картинами, различные предметы.

Дидактическая игра «Скажи, какой»

Цель: учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

Приёмы:

1.Предлагаю детям поиграть  в игру «Скажи, какой».

2.Художественное слово:  в начале игры читаю стихотворение  М. Щеловановой «Утро».

3.Объясняю правила: слушайте  внимательно стихотворение. 

4.Задаю вопросы:

- О чём говорится в  стихотворении?

- Как сказано про первый  день в стихотворении, какой  он?

- Как сказать другими  словами про этот день?

- Подберите слова, близкие  по смыслу. И т. д.

5.Поощрение детей за  внимательность.

Дидактическая игра «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Приёмы:

1.Предлагаю детям поиграть  в игру «Найди точное слово»

2.Художественное слово:  читаю стихотворение Д. Чиарди  «Прощальная игра»

3.Объясняю правила: я  буду кидать вам мяч и задавать  вопросы, а вы должны быстро  ответить и кинуть мяч обратно.

4.Поощрение детей за  ловкость, внимательность и правильность  ответов.

Оборудование: мяч.

Дидактическая игра «Кто, что, из чего и чем?»(приложение 7)

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о том, что дерево – материал, из которого можно делать разные вещи. Уточнить знания об особенностях дерева как материала. Сообщить детям знания о том, кто делает вещи из дерева и какими инструментами.

Приёмы:

1.Привлекаю внимание детей  к столярным инструментам и  предлагаю поиграть игру  «Кто, что, из чего и чем?»

2.Объясняю правила: внимательно  слушайте, думайте, узнавайте, подавайте  нужные вещи или их изображения  на картинках.

3.Игровые действия –  дети производят умственные и  воображаемые действия в соответствии  с текстом. Практические действия  по отбору орудий труда или  картинок с их изображением.

4.Художественное слово:  при проведении игры использую  книгу А. Шибаева «Лучше дела  не найти»

5.Подведение итога игры, поощрение детей за активность.

Оборудование.  Столярные инструменты: пила, молоток, рубанок, топорик и др. картинки с изображением инструментов, которыми работает столяр.

Дидактическая игра «Из чего делается посуда?»(Приложение 8)

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о том, что одинаковые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материала. Уточнить знания об особенностях глины, фарфора, металла, стекла, пластмассы как материала. Сообщить детям знания о том, как появляется посуда.

Приёмы:

1.Привлекаю внимание детей  к игровому материалу на столе,  предлагаю поиграть в игру «Из чего делается посуда?»

2.Игровые действия –  дети рассматривают предметы  посуды из разных материалов, производят разнообразные действия, помогающие выявить особенности того или иного материала.

3.В ходе игры задаю  вопросы.

4.Поощрение детей за  наблюдательность, активность.

Оборудование: посуда из разного материала, различная по форме и цветовой гамме (посуда из глины, фарфора, металла, стекла, пластмассы)

Дидактическая игра «Из чего сделаны платья и костюмы?»              (Приложение 9)

Цель: способствовать уточнению и закреплению знаний о том, ткань – материал, из которого можно шить разнообразные вещи. Уточнить знания о том, как появляется одежда. Воспитывать интерес к игре.

Приёмы:

1.Сюрпризный момент. Предлагаю  детям отправиться в путешествие  в ситцевую страну.

2.Объясняю правила: слушайте  внимательно рассказ и рассматривайте  картинки, которые висят по стенам. Мы будем проходить по «тропинкам» от одной картине к другой и узнаем, как делается ткань.

3.Игровые действия –  путешествие туда, где растёт  хлопок, затем, где из хлопка  изготавливаются хлопчатобумажные  ткани. Путешествие на фабрику  одежды, где ткань превращается  в платья и костюмы.

4.Подведение итога игры, поощрение детей за внимательность.

Оборудование. Картинки, изображающие:

1.Хлопковые поля, хлопок (цветок с коробочкой хлопка);

2.Большие машины, отвозящие  хлопок на фабрики;

4. Большие машины, очищающие хлопок от семян;

5.Прядильно-ткацкие фабрики;

6.Ткачих, изготавливающих  полотно;

7.Художников, делающих рисунок  на ткани.

Образцы хлопчатобумажных тканей: ситец, бязь. Картинки, изображающие разную одежду из ситца.

Дидактическая игра «Путешествие в страну тканей»(Приложение 10)

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: ситец, шёлк, болонья, бархат, капрон, шифон. Расширять словарный запас детей, обогащая словами - ситец, шёлк, болонья, бархат, капрон, шифон.

Приёмы:

1.Сюрпризный момент –  приход куклы Почемучки, с просьбой  о помощи – найти ткань на  фартук.

2.Объясняю правила: У  каждого на столе лежат кусочки  тканей. Мы положим ткань на салфетку, затем будем капать на ткань воду и посмотрим, если ткань пропускает воду, то салфетка под ней будет мокрая. Значит, такая ткань на фартук не подходит.

3.Игровые действия: дети  проводят эксперимент.

4.Поощрение детей за  выводы, которые они делают, за  аккуратность.

Оборудование: емкости с  водой, кусочки тканей (ситец, шёлк, болонья, бархат, капрон, шифон), салфетки.

Дидактическая игра «Путешествие в страну вещей»(Приложение 11)

Цель: закрепить название вещей, находящихся в групповой комнате. Уточнить знания детей о свойствах предметов. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Приёмы:

1.Сюрпризный момент –  пришло письмо от феи порядка  с просьбой о помощи. Она хочет обставить свой домик мебелью, но не знает какую выбрать.

2.Объясняю правила: мы  с вами должны осмотреть мебель, подумать и сказать какие вещи понадобятся феечке в её волшебном домике и почему. Рассказать об особенностях вещи и правилах обращения с нею.

3.Игровые действия. Осмотр  мебели, сравнение одних видов  мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели, правильные практические действия.

4.Поощряю детей за активность, внимательность.

Оборудование: мебель в групповой комнате.

Дидактическая игра «Второе путешествие в страну вещей»

(приложение 12)

Цель: обратить внимание на то, что в комнате есть не только нужные, но и украшающие вещи. Уточнить знания детей о свойствах предметов. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Приёмы:

1.Сюрпризный момент – приход письма от феи с просьбой помочь украсить домик.

2.Объясняю правила: мы  с вами должны осмотреть вещи, подумать и сказать какие понадобятся  феечке в её волшебном домике  и украсят его. Рассказать об  особенностях вещи и правилах  обращения с нею.

3.Игровые действия. Осмотр  вещей, выявление частей и особенностей  каждой вещи.

4.Поощрение детей за  внимательность и активность.

Оборудование: небольшие вазочки для цветов, вазочки с цветами, стаканчики для карандашей, кисточек, подносики, чашечки, фарфоровые фигурки, декоративные шкатулочки, коробочки, цветные флажки, народные игрушки и др.

Дидактическая игра «Путешествие за ценными находками»

(Приложение13)

Цель: Узнать и назвать в разных по содержанию предметах материал, из которого предметы – игрушки сделаны (дерево, стекло, металл, пластмасса). Назвать предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала. Возбудить у детей интерес и желание узнать, почему человек делает предметы из разного материала.

Приёмы:

1.Сюрпризный момент –  получение билета на путешествие  за ценными находками.

2.Объяснение правил игры: не переходите из одной группы  путешественников в другую. Помнить, что искать и собирать находки можно только из одного материала. Не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать. С находками обращаться осторожно, укладывать красиво. По гудку (условный сигнал) возвращаться из путешествия и, выложив ценные находки на столики, сказать, из какого материала все предметы сделаны.

3.Игровые действия. Доставать  из мешочка предмет, показывать  детям, называть его и материал, из которого он сделан. Получить билет для путешествия за ценными находками. Распределиться (по желанию) на группы путешественников и выбрать материал, из которого будут собирать ценные находки. Путешествие по комнате, поиски и сбор ценных находок. Возвращение из путешествия и показ ценных находок. Нахождение одного обобщающего слова, которым можно назвать разные предметы, сделанные из одного материала (умственные действия).

4.Поощрение детей за  активность и внимательность.

Оборудование.

Предметы – игрушки  из дерева: матрёшка, шарик, коробочка, ложка, подносик, стаканчик;

Предметы – игрушки  из стекла: шарик, птичка, стаканчик, розетка, бутылочка, коробочка для чая, вазочка;

Предметы – игрушки  из металла: колокольчик, машинка, труба, стаканчик, лодочка;

Информация о работе Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по оз