Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по оз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1.Значениие словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………...................5
1.2.Особенности овладения словарём детьми дошкольного возраста……......................................................................................................................15
1.3. Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………....25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
Глава 2. Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………..…………39
2.2. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами……………….......................................……………………………………….45
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………………………...52

Файлы: 1 файл

диплом кутузовой.docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

Предметы – игрушки  из пластмассы: погремушка, птичка, лодочка, свисток, шарик.

Дидактическая игра «Отгадай – ка!»

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет

Приёмы:

1.Предлагаю детям поиграть  в игру «Отгадай – ка!»

2.Объясняю правила: рассказывать  о предмете надо так. Чтобы  остальные дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.

3.Игровые действия –  водящему дают камушек. Он рассказывает  о предмете. Если дети угадывают  – камушек переходит к угадавшему. Если нет – загадывает новый предмет, либо называет предмет.

4.Поощрение детей за  внимательность и сообразительность.

Таким образом, мы считаем, что  подобранные нами дидактические  игры способствовали повышению общего уровня сформированности словаря детей, а также уровня наличия прилагательных, обозначающих качества и свойства предметов в частности.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате анализа проведённого нами исследования мы решили все поставленные задачи. Так, в процессе изучения и  анализа психолого - педагогической и методической литературы мы выявили сущность словарной работы и её основные направления. Такими направлениями выступают: обогащение словаря, его уточнение и закрепление, а также активизация. Также, мы изучили особенности развития словаря в дошкольном возрасте и выяснили, что словарь детей развивается постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста, причём это наиболее благоприятный период для его формирования. Не менее важным является то, что словарь детей формируется только под чётким и систематическим руководством взрослых. Поэтому важным вопросом, который мы изучили в первой главе нашего исследования, является вопрос, касающийся методике проведения словарных дидактических игр с детьми дошкольного возраста.

Изучая проблему в её практическом аспекте, мы пришли к выводу, что  в старшем дошкольном возрасте необходимо обязательно осуществлять специальную словарную работу с детьми, так как иначе те «пробелы», которые имеются в данной стороне речи детей, будут мешать их полноценному общению с окружающими в будущем, а также успешному обучению в школе. В процессе практической работы мы доказали эффективность проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов для активизации словаря детей, таким образом нами была достигнута цель работы.

В перспективе мы видим  дальнейшую разработку проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста, в направлении поиска новых, наиболее эффективных средств на более высоком уровне теоретического и практического обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997. – 400 с.
  2. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1998. – 345 с.
  3. Алексеева В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 560 с.
  4. Андрохова Н. А., Шевердина Н. А. Уроки развития в начальной школе: метод и практика преподавания. – Ростов – на – Дону, 2003. – 65 с.
  5. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. – М., 2004. – 34 с.
  6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  7. Валаткявичене Р. Развитие элементарных лингвистических представлений у старших дошкольников  // Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – С. 12 – 18.
  8. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1944. – 234 с.
  9. Венгер Л. А. Из чего состоят слова // Дошкольное воспитание. – 1993. - №2. – С. 25 – 26.
  10. Выготский Л. С. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1990. – 300 с.
  11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М.: Просвещение, 1975. – 144 с.
  12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  13. Илларионова Ю. Г. Загадка учит логически мыслить // Дошкольное воспитание. – 1974. - №4. – С. 15 – 16.
  14. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1974. - №4. – С. 15 – 16.
  15. Лаврентьева А. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 243 с.
  16. Лаврентьева А. , Ушакова О. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание. – 2006. - №8. – С. 3 – 9.
  17. Любина Г. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития // Ребёнок в детском саду. – 2004. - №2. – С. 17 – 18.
  18. Лямина Г. М. Развитие речи вне занятий у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1984. - №11. – С. 11 – 15.
  19. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С. 105 – 113.
  20. Новикова А. М. Загадка как средство развития речи детей // Дошкольное воспитание. – 1977. - №4. – С. 18 – 21.
  21. Новые ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 1992. - №5. – С. 12 – 16.
  22. Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду М.: Просвещение, 1996. – 176 с.
  23. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  24. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  25. Струнина Е. Лексическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 66 с.
  26. Тихеева Е. И. Развитие детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 76 с.
  27. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 1993. – 45 с.
  28. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 38 с.
  29. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Педагогика, 1994. – 54 с.
  30. Ушакова О. С. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. -  №4. – С. 5 – 8.
  31. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1997. – 239 с.
  32. Швайко Н. П. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1983. – 34 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по оз