Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:06, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1.Значениие словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………...................5
1.2.Особенности овладения словарём детьми дошкольного возраста……......................................................................................................................15
1.3. Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………....25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
Глава 2. Организация практической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)……………………..…………39
2.2. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами……………….......................................……………………………………….45
Заключение ………………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………………………...52
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.
Обогащение словаря - осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Большую труд-
ность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Эти задачи появляются в средней группе, и важное значение приобретают в старших [6, c.91].
Переход к обобщениям возможен
только тогда, когда ребёнок накопил
достаточный запас конкретных впечатлений
об отдельных предметах и
В старших и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выражённости (кисленький, кисловатый, кисло – сладкий, кислый – кислый, кислующий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями [6, c. 91].
Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно – разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастера на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п. Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.
Закрепление и уточнение словаря – эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении, нуждаются слова трудные для детей:
1. собирательные существительные – белизна, красота и др.,
2. отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железнодорожный и т.д.
3. слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Например, смысл слов первомайский праздник, маленький ребенок, воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника трудящихся.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка-принадлежность для письма, ручка-фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять
в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова,
формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (2) специально подчеркнута требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т.д.). Следовательно, активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д.Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивает быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова» [6, с.91 - 92].
Работа над синонимами (слова, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать наиболее подходящее слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине и свойствам и т.д. (холодный – горячий, толстый – тонкий, утро – вечер).
Устранение нелитературных слов – своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т.д.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Например, мы учим детей, заменять слова, обозначающие естественные отправления.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной [6,c. 93].
Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности:
√ бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
√ природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
√ обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
√ эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный): слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок): образования синонимов (пришли-приплелись, засмеялись- захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении, которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый).
√ лексику, обозначающую время, пространство, количество.
√ в активном словаре детей должны быть и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойства и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях, В.И.Логинова выделила три таких направления:
1. Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
2. Усвоение слов на
основе углубления знаний о
предметах и явлениях
3. Введение слов, обозначающих
элементарные понятия на
А.Н.Леонтьев считает, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [1, c. 93].
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с
богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский считали, что проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому и языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка – это уроки воспитания нравственности, гражданственности. Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры [1, c. 93].
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
1.2. Особенности
овладения словарем детьми
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются устной и письменной речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь – «думанье»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
«Программа воспитания
и обучения в детском саду»[2]
под редакцией М.А.Васильевой, предусматривает
развитие всех компонентов
Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно и не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родно языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей-фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. Речь не является врожденной способностью.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а организм зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Анализаторы – сложные нервные механизмы производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмов высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.