Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 15:31, курсовая работа
Целью данного исследования является: организация продуктивной работы социального педагога по управлению процессом социализации детей группы риска.
В данной работе выделяется ряд задач, а именно:
1. Детальное изучение сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение».
2. Поэтапное рассмотрение основных характеристик детей группы риска.
3. Изучение эффективной технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
4. Выявление и изучение детей группы риска, обучающихся в МБОУ СОШ №4 г.Лабинска.
Введение.................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы представлений о социально-педагогическом
сопровождении «детей группы риска»................................................................6
1.1 Общие представления о социально-педагогическом сопровождении в научной литературе...............................................................................................6
1.2 Основные характеристики категории дети «группы риска».....................10
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска»....................................................................................................................16
Глава II. Практика социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» на примере средней общеобразовательной школы.
2.1 Выявление и изучение детей, попадающих под категорию «группы риска» в МОБУ СОШ №4 г.Лабинска............................……………………..27
2.2 Структура и задачи организационных социально-педагогических технологий...........................................................................................................35
2.3 Апробирование программы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» «Жизнь бесценна»........................................................40
Заключение..........................................................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Армавирская Государственная Педагогическая Академия
Психолого-педагогический факультет
кафедра социальной, специальной педагогики и психологии
Курсовая работа
Организация работы социального педагога по управлению социализацией детей "группы риска"
Работу выполнила:
студентка 2 курса ВП-ПСП
Драгомир В.И.
Научный руководитель:
К.п.н.,доцент Сушков А.В.
Армавир,2013
1.2 Основные характеристики категории дети «группы риска».....................10
1.3 Технологии социально-педагогического
сопровождения детей «группы риска»........................
Глава II. Практика социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» на примере средней общеобразовательной школы.
2.1 Выявление и
изучение детей, попадающих под категорию «группы
риска» в МОБУ СОШ №4 г.Лабинска....................
2.2 Структура и задачи организационных
социально-педагогических технологий....................
2.3 Апробирование программы
социально-педагогического сопровождения
детей «группы риска» «Жизнь бесценна».....................
Заключение....................
Библиографический список........................
Приложение....................
На сегодняшний день современная Россия отличается высоким уровнем проблем в социальной политике государства, что в свою очередь размывает границы ответственности между семьёй и обществом относительно полноценного становления и эффективного воспитания детей, а так же, является основным фактором развития детского неблагополучия в стране.
Примеры ответственного воспитания детей родителями становятся редкостью, так как данное бремя всё чаще перекладывается на школу, а это в своё время ярко иллюстрирует неспособность государственных органов решать проблемы детства, несостоятельность общества в воздействии на семью в деле воспитания, а так же полнейшую бездейственность механизмов социально-педагогической и материальной поддержки семьи. Размышляя о данных проблемах, можно сделать закономерный вывод, что именно они являются факторами, сужающими и минимизирующими возможности социального воспитания общей массы детей, а в особенности детей группы риска.
В настоящее время
в научной и практической
Педагог-практик, работая с ребёнком группы социального риска, отдаёт предпочтение не только знанию общих закономерностей девиантологии, но и возможности выявления системообразующих факторов риска отдельно взятого ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализирует причины его неблагополучия и уже на основе этого выстраивает индивидуальные программы профилактики.
Сказанное выше иллюстрирует значимость и актуальность проблемы социализации детей группы риска, а так же выбор темы курсовой работы.
Объект данного исследования: детальное рассмотрение процесса социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
Предмет данного исследования: организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
Целью данного исследования является: организация продуктивной работы социального педагога по управлению процессом социализации детей группы риска.
В данной работе выделяется ряд задач, а именно:
1. Детальное изучение сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение».
2. Поэтапное рассмотрение
3. Изучение эффективной технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
4. Выявление и изучение детей группы риска, обучающихся в МБОУ СОШ №4 г.Лабинска.
5. Применение организационных социально-педагогических технологий в сопровождении детей группы риска.
6. Апробирование программы «
Основными методами при исследовании данной проблемы являются: всестороннее тестирование, наблюдение, анкетирование, беседа, детальное изучение школьной документации, анализ и обобщение полученных в процессе диагностики результатов.
Базой для проведения практической части вышезаявленного исследования выбрана МБОУ СОШ №4 г.Лабинска.
Информационными источниками при написании данной работы послужили : учебная литература базового уровня, теоретические труды учёных в области рассматриваемой проблемы, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, справочная литература, статьи и обзоры, публикуемые в специализированных и периодических изданиях.
Данная работа имеет традиционную структуру, включающую в себя введение, основную часть, представленную двумя главами, заключение, библиографический список, приложение.
Глава I. Теоретические основы представлений о социально-педагогическом сопровождении детей «группы риска»
1.1 Общие представления
о социально-педагогическом
Во все времена прослеживалась чёткая взаимосвязь между процессом развития человека и общества, поскольку степень реализации каждого отдельного человека оставляет свой отпечаток на благосостоянии всего общества. Именно поэтому одной из важнейших задач является создание условий для человека, дающих возможность осуществления его жизненного плана, реализации заложенного потенциала и направления энергии на плодотворное преобразование общественной среды.
В практике образования, исследователи чаще всего рассматривают сопровождение, как совокупность трёх компонентов, представленную процессом, методом и системой профессиональной деятельности специалиста.
Раскрывая содержание понятия «сопровождение» как процесса, мы представляем его совокупностью последовательных действий, которые направлены на эффективную реализацию ребёнком обучения и воспитания.
Сопровождение, как метод, представляет собой практический характер осуществления сопровождения, направленный на обеспечение и создание условий для принятия решений оптимальных в ситуациях школьного взаимодействия.
Рассматривая сопровождение, как систему профессиональной деятельности школьных консилиумов, мы видим, что это ни что иное, как объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. В данной ситуации сопровождение представлено, как система или даже, особая культура поддержки естественного развития детей, направленная на помощь в решении задач воспитания, обучения и социализации.
Проблема сопровождения в рамках социальной педагогики исследуется в работах таких выдающихся учёных, как В.Н.Шинкаренко, В.Г.Бочарова, В.Н.Гурова, Е.И.Казакова.
С точки зрения Беляева Л.А. сопровождение – «выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности».
Л.М.Шипицина говорит, что сопровождение «предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» и нацелено на регулирование ситуаций школьного взаимодействия, для улучшения успешности обучения. Данная авторская точка зрения подразумевает ребёнка, как субъекта развития, но при этом, обязательным считает наличие сопровождающего, который отстаивает права и гарантии ребёнка, а так же, несёт за него персональную ответственность.
Нередко возникают ситуации, когда ребёнок, находящийся в стадии возрастного кризиса не имеет достаточных внутренних и внешних ресурсов для самостоятельно преодоления препятствий и вследствие этого испытывает необходимость в квалифицированной помощи человека, способного оказать ему всеобъемлющую поддержку и защитить его права. В данном контексте сопровождение имеет многофункциональный характер, в определённый промежуток времени, обеспечивая целостное развитие личности. Ярким примером этого может послужить сопровождение ребёнка-сироты, так как ему помогают не только решать возникающие проблемы, повышать шансы на успех в жизни, но и обеспечивают процессы его развития в комплексе.
Сопровождение комплексного характера включает в себя правовую защиту, педагогическую поддержку, социальное воспитание и обучение навыкам социальной компетентности, социальную помощь и предполагает следующие виды социально-педагогической помощи:
1. сочетание правового, социального
и психолого-педагогического
2. согласованность подходов и
командность действий
3. решение актуальных проблем развития ребёнка и всестороннее предупреждение повторного возникновения данных явлений;
4. помощь ребёнку по решению
проблем в образовательном
5. выявление и решение проблем социального развития при помощи индивидуального и дифференцированного подходов;
Современная система образования нуждается в модернизации, что подразумевает под собой создание условий для самореализации и развития ребёнка, гарантии его социализации и благополучного будущего, и этот же смысл вкладывает в себя понятие сопровождения.
По мнению Е.А.Козыревой сопровождение – «система профессиональной деятельности социального педагога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуации».
Рассматривая сопровождение с другой позиции, можно определить его как комплексный метод, построенный на единстве четырёх функций:
1. диагностика возникшей
2. нахождение путей возможного решения проблемы;
3. выработка и принятие плана решения проблемы;
4. реализация плана решения;
Для успешной социальной адаптации, выбора оптимальных решений в проблемных ситуациях, жизненного и профессионального самоопределения необходимо педагогическое сопровождение. И его ведущей целью мы называем организацию взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебных заведений и социальной среды.
Одной из основных черт социального сопровождения является то, что оно осуществляется с точки зрения успешной адаптации подростка к условиям современного общества, включение его в жизнедеятельность общества. Педагог, в первую очередь, оказывает помощь ребёнку в плане овладения общечеловеческими ценностями, формирование социальных качеств, передачи системы знаний, обретении социокультурного опыта.
Социально-педагогическое сопровождение можно интерпретировать как комплекс мероприятий просветительского, диагностического, коррекционного типа, которые направлены на реализацию условий работы социального педагога по социализации детей в условиях семьи и школы.
На современном этапе вычленяются основные направления деятельности социального педагога, подразумевающие под собой оказание помощи по следующим проблемам: