Организация работы социального педагога по управлению социализацией детей "группы риска"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: организация продуктивной работы социального педагога по управлению процессом социализации детей группы риска.
В данной работе выделяется ряд задач, а именно:
1. Детальное изучение сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение».
2. Поэтапное рассмотрение основных характеристик детей группы риска.
3. Изучение эффективной технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
4. Выявление и изучение детей группы риска, обучающихся в МБОУ СОШ №4 г.Лабинска.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы представлений о социально-педагогическом
сопровождении «детей группы риска»................................................................6
1.1 Общие представления о социально-педагогическом сопровождении в научной литературе...............................................................................................6
1.2 Основные характеристики категории дети «группы риска».....................10
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска»....................................................................................................................16
Глава II. Практика социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» на примере средней общеобразовательной школы.
2.1 Выявление и изучение детей, попадающих под категорию «группы риска» в МОБУ СОШ №4 г.Лабинска............................……………………..27
2.2 Структура и задачи организационных социально-педагогических технологий...........................................................................................................35
2.3 Апробирование программы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» «Жизнь бесценна»........................................................40
Заключение..........................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Сушкову.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

2. Работа профилактического характера с непосредственными участниками образовательного процесса.

3. Диагностика семей, попавших в  затруднительное положение и  своевременная помощь им.

4. Выявление неблагополучных семей  и организация работы с ними.

Изучая предоставленную социальным педагогом документацию, можно сделать вывод, что в данном общеобразовательном учреждении уже имеется довольно большой опыт работы с детьми «группы риска».

Данную исследовательскую работу я, основываясь на помощи действующего специалиста, проводила на базе 9 классов (два общеобразовательных класса  и один класс социально-экономического профиля, в общей сложности 68 учеников).

Практическая часть моей работы основывается на поэтапном выявлении и соответствующей работе с категорией детей «группы риска». На первом этапе я использовала две методики, направленные на начальную диагностику группы исследуемых.

«Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» была первым звеном в процессе выявления детей «группы риска». Данная методика представляет собой стандартизированный тест-опросник, который измеряет степень склонности к реализации разнообразных форм отклоняющегося поведения, имеющий в своей основе:

1. установки на социально-желаемые  ответы;

2. склонности к нарушению норм  и правил;

3. склонности к аддиктивному поведению;

4. склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению;

5. склонности к агрессии и  насилию;

6. шкалу волевого контроля эмоциональных  реакций;

7. склонности к делинквентному  поведению;

Испытуемые в процессе выполнения теста-опросника читают предложенные утверждения и оценивают, насколько они соответствуют их нынешнему состоянию, после чего ставят «+» или «-» напротив номера подходящего им утверждения. Результаты обрабатываются в соответствии с ключом.

Вторым звеном в моей работе стало проведение методики по выявлению уровня «Оценки социально-психологической адаптивности». Данная методика является актуальной, поскольку психологические характеристики личности и особенности её поведения напрямую связаны с уровнем социально-психологической адаптивности. Заложенная в основу этого инструмента модель отношений человека с самим собой и с социальным окружением, берёт своё начало из концепции личности как субъекта собственного развития, способного контролировать своё поведение и нести за него ответственность. Так же, адаптивность, выраженная согласованностью требований социальной среды и личностными тенденциями, предполагает личностную активность, наряду с социальной компетентностью, гибкостью и, конечно же, реалистичной оценкой себя и окружающей действительности.

Представленная в работе шкала, содержит 101 суждение, из которых 36 раскрывают суть критериев социально-психологической адаптированности личности, отчасти совпадающей с критериями личной зрелости, представленной умением уважать других и чувством собственного достоинства, пониманием своих проблем и стремлением самостоятельно справиться с ними. Следующие 37 высказываний представляют критерии дезадаптивности, предполагающие негибкость в общении, наличие защитных барьеров, неприятие себя и других. Остальные 28 высказываний нейтральны, а так же, включают в себя «шкалу лжи».

Следующим этапом исследования стало заполнение учащимися анкеты подростка, представленной в приложении №5, рассмотрение вопросов «Опросника» и проведение теста «Наедине с самим собой», описанного в приложении №2. Анализируя данные, полученные в результате проведённых тестов, можно сделать вывод, что 18% детей, участвующих в эксперименте, имеют недостаточный контакт со своими родителями, а ведь это один из факторов, который может привести к девиантному поведению, что в своё время позволит отнести данных учащихся к категории детей «группы риска».

Говоря о взаимоотношениях родителей с детьми, нельзя не отметить, что в некоторых случаях, связующим звеном между ними становится классный руководитель, поскольку он наблюдает развитие всех тенденций, как положительных, так и отрицательных, в поведении своих подопечных, а соответственно, лучше других знает своих «трудных» или стоящих на грани учеников. В первую очередь классный руководитель проводит взаимодействие с представителями всех школьных структур, а взяв под своё крыло новый классный коллектив, проводит диагностику, направленную на выяснение:

1. кто из учащихся относится  к «группе риска» по той  или иной причине;

2. кто и когда был поставлен на внутришкольный учёт;

3. какие формы, использованные в  отношении вышезаявленных учащихся, оказались эффективны;

4. посредством знакомства с картами  учащихся выясняет, в каких условиях  проживают данные учащиеся;

Классный руководитель проводит собственное независимое исследование, посредством которого узнаёт особенности коллектива, выявляет роль детей «группы риска» в данном коллективе, а так же заполняет на каждого из них отдельную карту учащегося. Основываясь на собственных исследованиях и ознакомившись с работой классного руководителя, были составлены социальные паспорта классов по образцу из приложения №6. И именно на основании социальных паспортов всех классов социальный педагог уже составляет социальный паспорт школы. Проанализировав его, я оформила полученную информацию в виде таблицы, указав в ней учащихся, требующих особого внимания.

Учащиеся, нуждающиеся в особом внимании.

№ п/п

Дети из семей разного типа

Количество детей

%

1.

Дети из малообеспеченных семей

15

22

2.

Дети из многодетных семей

7

10

3.

Дети пьющих родителей

3

4

4.

Опекаемые дети

4

5

5.

Дети-инвалиды

2

2

6.

Дети, склонные к девиантному поведению

5

7

7.

Дети из семей родителей-инвалидов

7

10


 

Помимо того, что я изучила документацию классного руководителя, я так же побеседовала со школьной медсестрой, которая довела до меня информацию о состоянии здоровья исследуемых детей. И результаты оказались плачевными, поскольку, только 35% исследуемых детей можно отнести к практическим здоровым, остальные же, отмечены такими отклонениями как: нарушение зрения, заболевания опорно-двигательной системы и заболевания соматического характера. Так же я проанализировала протоколы заседаний внутришкольной комиссии, на которых рассматривались вопросы поведения и отклонений в учебном процессе учащихся из классов, задействованных в исследовании. В личной беседе классные руководители, выбранной мною параллели, рассказали, как посещали своих трудных подопечных на дому и проводили диагностику их отношений с родителями. Основываясь на проведённой работе, выделился круг учащихся, которых можно отнести к «группе риска».

 

 

№ п/п

Дети «группы риска»

Причины попадания детей в группу риска

1.

Назар М.

У мальчика сохранены связи с семьёй и школой, но он много времени проводит на улице, так же общается с людьми, которые старше его, не работают  и не учатся. Учащийся был замечен в употреблении спиртных напитков и табачных изделий.

2.

Виталий К.

У мальчика сохранены семейные отношения, но взаимопонимание с родителями отсутствует. Он часто пропускает уроки по неуважительной причине и периодически не выполняет домашние задания. Так же он курит и общается с криминальными «элементами».

3.

Вероника К.

Девочка из опекаемой семьи, попавшая в такую ситуацию вследствие убийства матери на глазах у ребёнка. В данный момент проживает с бабушкой и дедушкой.

4.

Геннадий Х.

Ребёнок из неблагополучной семьи. Мама большую часть времени проводит на заработках, а отец – патологический алкоголик. Вследствие этого круг общения данного ребёнка составляют взрослые неработающие люди, вместе с ними не раз был замечен в состоянии алкогольного опьянения.

5.

Татьяна В.

Девочка из неполной семьи, в данный момент проживает с матерью и бабушкой. Мать постоянно старается устроить свою личную жизнь, приводит в дом мужчин, неадекватно-воспринимающих девочку. Ребёнок очень агрессивен, оскорбляет маму и бабушку, курит и употребляет спиртные напитки.

6.

Алексей Т.

Ребёнок из опекаемой семьи, опекунами являются дедушка и бабушка. Мальчик часто пропускает уроки, отличается слабой успеваемостью в школе, что является следствием постоянного пребывания на улице, была замечена в употреблении наркотических и табачных изделий. Были приводы в милицию, поставлена на учёт.

7.

Валерий М.

Ребёнок из неполной, малоимущей семьи. Очень грубый и необщительный. Курит, пьёт, был замечен в употреблении наркотических веществ, участвовал в краже денег у одноклассника и был поставлен на внутришкольный  учёт.

8.

Нина Ц.

Девочка из семьи-инвалидов и одновременно-малоимущей семьи. Не находит взаимопонимания с родителями, в семье часто происходят скандалы. Пропускает занятия без уважительной причины, имеет низкую успеваемость, конфликтует с одноклассниками.

9.

Михаил М.

Ребёнок из неполной семьи, проживает с отцом. Мать бросила их и, забрав младшую сестру, ушла к другому мужчине. Мальчик постоянно пребывает в состоянии депрессии, считает себя никому ненужным, следствием чего являются вспышки неконтролируемой ярости, во время которых он может оскорблять окружающих, осуществлять порчу имущества. Большую часть свободного времени проводит на улице.


10.

Александр А.

Ребёнок-инвалид, получивший увечье вследствие автомобильной аварии. Винит в случившемся родителей, что является основой для возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях. Практически не находит контакта с одноклассниками. Абстрагируется от жизни школьного коллектива. Грубит старшим, оскорбляет сверстников.




 

 

На учащихся из данного перечня были заполнены карты личности школьника «группы риска» по форме, представленной в приложении №3.

Основываясь на проведённом исследовании можно сказать, что зачастую причиной, по которой дети попадают в «группу риска» становятся обстоятельства жизни, такие как: поведение асоциального характера, убийство одного из родителей на глаз ребёнка, лечение одного или обоих родителей от алкоголизма или наркомании, жестокое обращение с детьми в форме побоев или отказе в выполнении биологических потребностей, факты создания притонов на территории проживания ребёнка, психические заболевания, неоднократные побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Детально анализируя проведённое исследование по выявлению детей «группы риска» в общеобразовательной школе, я пришла к выводу, что невозможно выделить самую главную причину, которая послужила фактором риска, поскольку, зачастую, совокупность многих неблагоприятных условий и приводит к формированию значительных отклонений не только в поведении, но и в личностном развитии.

 

2.2 Структура и задачи  организационных социально-педагогических  технологий

 

В процессе своей работы я пользовалась алгоритмом процедур типовой технологии социально-педагогического сопровождения, представленным в теоретической части курсовой работы.

По сути,  комплексное сопровождение, представляющее собой вторичную профилактику, направленную на изменение условий среды и развития ребёнка, который оказался в трудной жизненной ситуации, часто осуществляется в совокупности с профилактическими действиями по устранению безнадзорности и правонарушений.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность специалиста в рамках общеобразовательного учреждения, мы видим, что она представлена определёнными этапами, такими как:

1. этап диагностического характера;

2.  этап поискового характера;

3. этап договорного характера;

4.  этап деятельностного характера;

5. этап рефлексивного характера;

В условиях общеобразовательного учреждения каждый из этапов предполагает определённый алгоритм деятельности, осуществляемый педагогической командой.

При изучении детей «группы риска», в первую очередь, применяется диагностический этап вышезаявленной технологии, предполагающий фиксацию факта нарушения, его всесторонний анализ , конечно же, выявление факторов риска через призму основной проблематики ребёнка. Для этих целей в школе на протяжении долгого времени существует социально-психологический консилиум. Консилиум представляет собой действующее на постоянной основе, объединённое общими целями собрание специалистов, которые реализуют стратегии профилактики ребёнка в образовательном учреждении. Деятельность консилиума, прежде всего, ориентирована на работу с детьми, которые имеют неадекватное требованиям школы поведение или же определённую предрасположенность к противоправным действиям.

Задачи, решаемые консилиумом:

1. Нахождение путей социально-психологического  сопровождения в отношении конкретного  ребёнка;

2. Определение оптимального социального  и образовательного маршрута  и выработка согласованных решений по его осуществлению;

3. Оценивание социально-психологического  состояния ребёнка, контроль его  динамики, корректирование ранее  намеченной программы;

4. Решение вопросов относительно  изменения образовательного маршрута  при приближении конца обучения;

Чаще всего, консилиум проводят один-два раза в месяц, внепланово их собирают лишь по экстренному запросу специалиста или педагога. Задачами внепланового СПК являются: принятие срочных мер на основе вновь выявившихся обстоятельств и вынужденные изменения в технологии сопровождения ребёнка.

 

 

Схема взаимодействия ребёнка со специалистами в ходе профессионально-педагогического сопровождения.

 

На предварительном этапе  сопровождения специалисты консилиума обследуют ребёнка. Именно психологом и социальным педагогом проводиться первичное обследование. Психологом осуществляется сбор психологических сведений о ребёнке, а социальным педагогом собираются данные о семье и окружении ребёнка «группы риска». На основе их анализа определяется, кто ещё из специалистов должен участвовать в первичном обследовании школьника.

Реализуя профилактическую программу СПК, формируется такой состав специалистов, при котором каждый её член обладает определёнными полномочиями  решении вопросов, относительно оказания помощи ребёнку и его семье. Так же, в рамках общеобразовательного учреждения, используется диагностика по выявлению слабых звеньев в профилактической работе, и вносятся предложения в вышестоящие инстанции относительно целесообразности подключения к решению проблем ребёнка специалистов системы профилактики.

Информация о работе Организация работы социального педагога по управлению социализацией детей "группы риска"