Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 15:31, курсовая работа
Целью данного исследования является: организация продуктивной работы социального педагога по управлению процессом социализации детей группы риска.
В данной работе выделяется ряд задач, а именно:
1. Детальное изучение сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение».
2. Поэтапное рассмотрение основных характеристик детей группы риска.
3. Изучение эффективной технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
4. Выявление и изучение детей группы риска, обучающихся в МБОУ СОШ №4 г.Лабинска.
Введение.................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы представлений о социально-педагогическом
сопровождении «детей группы риска»................................................................6
1.1 Общие представления о социально-педагогическом сопровождении в научной литературе...............................................................................................6
1.2 Основные характеристики категории дети «группы риска».....................10
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска»....................................................................................................................16
Глава II. Практика социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» на примере средней общеобразовательной школы.
2.1 Выявление и изучение детей, попадающих под категорию «группы риска» в МОБУ СОШ №4 г.Лабинска............................……………………..27
2.2 Структура и задачи организационных социально-педагогических технологий...........................................................................................................35
2.3 Апробирование программы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» «Жизнь бесценна»........................................................40
Заключение..........................................................................
Спецификой системы работы с детьми «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения является привлечение к процессу сопровождения, не только социального педагога, психолога и инспектора по делам несовершеннолетних, но и учителей-предметников, специалистов дополнительного образования, волонтёров старшеклассников и родительской общественности. Из этого следует, что деятельность общеобразовательного учреждения в сфере работы с детьми «группы риска», основывается на совместной работе с КДН и ПДН и плановой работе медицинского сотрудника с учащимися. Смысл данного взаимодействия заключается в технической и практической помощи ребёнку «группы риска».
Проанализировав ситуацию и выявив основные проблемы ребёнка, происходит определение комплекса причин, спровоцировавших рассматриваемую ситуацию. В ходе этого процесса происходит разделение круга причин на группы, на первичные - которые можно изменить в условиях общеобразовательного учреждения, и вторичные – решаемые посредством привлечения специалистов служб и огранов профилактической системы. В семье же кроется одна из причин попадания детей в «группу риска». Анализируя семейное положение, выявляется неспособность родителей справляться с родительскими обязанностями или же полнейший отказ от них. Поэтому школе приходится исправлять данные отклонения в ходе работы с семьями детей «группы риска».
В ходе поискового этапа ставится цель – оказать ребёнку поддержку и помощь в принятии на себя ответственности относительно возникновения и решения проблемы, используя при этом данные диагностического этапа, а так же, помочь выявить связанные с проблемой факторы и обстоятельства, причины, приведшие к затруднениям. В процессе поискового этапа так же предполагается поддержка в определении целей предстоящего выбора, намечаются предварительные выводы и оптимальные способы достижения целей для выхода из проблемы. В этот момент задачей педагога является поддержка любого выбора ребёнка и готовность в любом случае оказать безотлагательную помощь.
Договорный этап основывается на проектировании действий педагога и ребёнка «группы риска», предполагающий разделение ответственности и функций относительно решения проблемы, а так же предполагает под собой налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. Характер проблемы и вызвавшие её причины помогают специалисту подбирать и применять социально-педагогические технологии, которые разрабатываются совместно с подопечными, чтобы добиться наиболее оптимальных вариантов разрешения появляющихся противоречий.
Деятельностный этап иллюстрирует оказания педагогом моральной и психологической поддержки ребёнку, стремление защищать перед сверстниками его права и интересы, работу по выстраиванию оптимальных отношений с родителями и учителями, обеспечение безопасности самостоятельных действий.
Рефлексивный этап представляет собой процесс обсуждения с ребёнком группы риска продвижения к оптимальному решению проблемы. Особенно важно помочь ребёнку заметить изменения, происходящие в нём самом и в окружающей действительности. Специалисты, осуществляющие данную технологию в рамках общеобразовательных учреждений, считают, что рефлексивный этап стоит выделять, как самостоятельный.
Общеобразовательное учреждение в рамках своей деятельности по оказанию своевременной помощи детям «группы риска», осуществляет две главные задачи:
1. организацию эффективного
2. создание индивидуальных
2.3 Апробирование программы
социально-педагогического
Увеличение количества детей «группы риска» в настоящее время происходит за счёт роста наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма. И именно поэтому, на заключительном этапе деятельности по исследованию проблемы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» мы с социальным педагогом СОШ №4 провели апробацию программы «Жизнь бесценна» в отношении учеников старших классов средней школы.
Целью программы явилось:
Объединение участников профилактического процесса в целях обеспечения профилактических условий потребления веществ наркотического и психоактивного характера, создания условий полноценного развития ребёнка и его социальной адаптации, профилактики безнадзорности и правонарушений.
Поставленная задача заключалась в организации и осуществлении эффективной профилактики правонарушений, отказа от употребления наркотиков и других запрещённых веществ. Решение данной задачи осуществлялось при помощи психолога, классных руководителей, завуча по воспитательной работе, медицинского сотрудника и, конечно же, социального педагога. В ходе нашей совместной работы была разработана программа по социальной защите, профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся средней общеобразовательной школы №4 г.Лабинска.
№ |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственные за проведение |
1. |
Акция «Собираемся в школу» |
Август-сентябрь |
Социальный педагог, классные руководители, зав. По воспитательной работе. |
2. |
Совместная работа со специалистами социальных служб для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся |
На протяжении учебного года |
Социальный педагог |
3. |
Оформление документации по учащимся, получающим бесплатное питание и учебники |
До 14 сентября |
Социальный педагог, зав.по учебно-воспитательной работе |
4. |
Организация бесплатного питания детям из малоимущих семей |
Социальный педагог, заведующий школьной столовой | |
5. |
Проверка по обеспечению бесплатными учебниками учащихся из многодетных, опекаемых, неблагополучных семей |
До 17 сентября включительно |
Социальный педагог, зав. По учебно-воспитательной работе |
6. |
Сопроводительный контроль выпускников из числа детей «группы риска» и неблагополучных семей |
На протяжении года |
Социальный педагог, психолог, зав.по учебно-воспитательной работе |
7. |
Обследование жилищно-бытовых условий учащихся |
На протяжении года |
Социальный педагог, классные руководители, родительские комитеты |
8. |
Анализ летней занятости детей из неблагополучных семей и состоящих на внутришкольном учёте |
До 20 сентября включительно |
Социальный педагог |
9. |
Проведение родительских собраний с участием инспектора ПДН по «Проблемам социального сиротства» |
Конец октября – начало ноября |
Директор МБОУ СОШ №4, классные руководители |
10. |
Социально-педагогическая работа, направленная на адаптацию вновь прибывших учащихся |
Сентябрь - ноябрь |
Психолог, социальный педагог, классные руководители |
11. |
Формирование совета профилактики |
В течение сентября |
Директор МОБУ СОШ, социальный педагог |
12. |
Заседание Совета Профилактики |
1 раз в месяц |
Директор МОБУ СОШ, социальный педагог |
13. |
Выявление неблагополучных детей |
На протяжении года |
Социальный педагог, классные руководители |
14. |
Профилактическая работа с детьми и родителями из неблагополучных семей |
На протяжении года |
Социальный педагог, зав. По воспитательной работе, психолог, инспектор ПДН |
15. |
Рейды в неблагополучные семьи |
По мере необходимости; в течение года |
Социальный педагог, инспектор ПДН |
16. |
Работа с отстающими в учёбе детьми |
На протяжении года |
Социальный педагог, психолог, зав. По учебно-воспитательной работе |
17. |
Месячник по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма с привлечением специалистов |
Ноябрь - март |
Завуч по воспитательной работе, классные руководители |
18. |
Конкурс рисунков «Хорошие привычки-плохие привычки» |
март |
Завуч по воспитательной работе, учитель ИЗО |
19. |
Конкурс агитбригад «Наш выбор – здоровье» |
Середина октября, начало апреля |
Завуч по воспитательной работе, классные руководители |
20. |
Городской конкурс агитбригад «Наш выбор – здоровье» |
Середина октября, начало апреля |
Завуч по воспитательной работе |
21. |
Конкурс рисунков «Жизнь бесценна» |
октябрь |
Завуч по воспитательной работе, учителя начальных классов |
22. |
Выставка работ «Окна РОСТа «Мы выбираем жизнь» |
октябрь |
Учителя русского языка и литературы |
23. |
Выставка книг «Наркотик – враг всего живого» |
На протяжении года |
Школьный библиотекарь |
24. |
Проведение Круглого стола «Твой выбор» |
Апрель-май |
Завуч по воспитательной работе |
25. |
Классные часы и беседы о пропаганде здорового образа жизни |
С октября по апрель |
Завуч по воспитательной работе, классные руководители |
26. |
Акция «Милосердие». Посещение учащихся-инвалидов, проходящих обучение на дому |
1 раз в учебную четверть |
Завуч по воспитательной работе, социальный педагог |
27. |
Профилактические беседы с учащимися на правовые темы. |
1 раз в учебную четверть |
Социальный педагог, завуч по воспитательной работе |
28. |
Беседы с инспектором ПДН по профилактике правонарушений среди учащихся. |
1 раз в месяц |
Инспектор ПДН, социальный педагог |
29. |
Организация досуга и отдыха детей и подростков группы риска в каникулярное время. |
На протяжении года |
Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители |
30. |
Организация занятий для подростков по саморегуляции и межличностному общению. |
В соответствии с запросом классного руководителя |
Психолог, социальный педагог |
31. |
Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. |
еженедельно |
Социальный педагог, психолог, завуч по воспитательной работе |
32. |
Работа по улучшению дисциплины, устранение опозданий, диагностика причин отсутствия учащихся на занятиях. |
Ежедневно |
Социальный педагог, классные руководители |
33. |
Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, об успеваемости детей, состоящих на внутришкольном контроле. |
На протяжении года |
Социальный педагог, завуч по учебно-воспитательной работе |
34. |
Организация работы по выделению бесплатных путёвок в ГОЛ детям из малообеспеченных и неблагополучных семей на время каникул. |
На протяжении года |
Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители |
35. |
Вовлечение детей группы риска в проведение школьных праздников, вечеров. |
На протяжении года |
Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители |
36. |
Профориентационное тестирование будущих выпускников. |
Апрель-май |
Психолог, классные руководители |
37. |
Организация летнего отдыха и трудовой практики детей различных категорий по интересам. |
Конец апреля – начало мая |
Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители |
38. |
Выступления на родительских собраниях, рассказывающих об обязанностях родителей в отношении своих детей. |
По школьному графику |
Социальный педагог, инспектор ПДН |
39. |
Правовое обучение учащихся "Я и закон". |
Ежемесячно |
Социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители, учителя обществознания |
40. |
Книжная выставка о государственном праве и кодексах Российской Федерации |
Середина декабря |
Школьный библиотекарь |
41. |
Просмотр видеофильмов: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"; "Наркоманы о вреде наркотиков" |
Апрель |
Социальный педагог, классные руководители |
42. |
Международный день борьбы со "СПИДОМ" |
1 декабря |
Социальный педагог, классные руководители |
43. |
Профилактические семинары для учащихся в диагностическом центре «Лаба». |
На протяжении года |
Завуч по воспитательной работе, классный руководитель |
44. |
Проведении операции «Никотин». |
Еженедельно |
Социальный педагог, классные руководители |
45. |
Анкетирование учащихся для выявления курильщиков. |
В конце каждой учебной четверти |
Социальный педагог, классные руководители |
46. |
Беседы с учащимися о вреде табакокурения. |
На протяжении года |
Социальный педагог, врач-онколог |
47. |
Показ видеофильмов о вреде курения. |
На протяжении года |
Социальный педагог, классные руководители |
48. |
Ознакомление учащихся с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией о правах человека. |
На протяжении года |
Социальный педагог, учитель обществознания |
49. |
Проведение "Недели права". |
Первые декады декабря и марта. |
Классные руководители, учителя обществознания |
Совместная работа школьного коллектива с учащимися, а так же их родителями в рамках социально-правовой программы «Жизнь бесценна» показала положительные результаты по направлениям:
1. В сфере безнадзорности и
правонарушений повысились
2. В отношении наркотических и других пагубных зависимостей у детей и их родителей успешно сформировались знания о последствиях употребления данных веществ и выработались навыки отказа от них;
3. В отношении табакокурения
были проведены образовательно-
4. В сфере права и
5. В сфере милосердия и
6. По решению проблемы о
В процессе исследовательской деятельности выяснилось, что эффективной основой комплексного сопровождения детей группы риска является именно системно-ориентационный подход.
Анализируя полученные данные, становится возможным выделение факторов, которые способствуют формированию собственно девиантного поведению у подростков. К ним относятся:
1. Условия жизни и воспитания в семье, имеющие статус неблагоприятных.
2. Неприятие школьным
3. Педагогическая запущенность.
4. Отсутствие успехов в учебной деятельности.
5. Отсутствие занятости в
6. Склонность одного из родителей к девиантному поведению.
7. Скандалы и ссоры, происходящие в присутствии детей.
8. Незаинтересованность в жизни
ребёнка и эмоциональная
9. Постоянные конфликтные
10. Полное отсутствие планов на дальнейшую жизнь и профессиональных предпочтений.
11. Неимение навыков поведения, характеризуемого, как социально приемлемое.
Говоря о системно-ориентационном подходе, его важнейшим положением выделяем опору на внутренний потенциал развития субъекта, на право совершения им самостоятельного выбора и несения ответственности за него. Исходя из этого, становится ясно, что предпосылкой осуществления права свободного выбора, является необходимость научить человека выбирать, разбираться в проблемной ситуации, вырабатывать логический план её решения.
На основе исследования проблемы данной работы, можно сделать вывод, что ребёнок группы риска нуждается не только в направленной помощи, изменяющей социально-опасную или трудную жизненную ситуацию, но и на комплексную минимизацию психологических, социальных и педагогических трудностей с их поэтапным освоением и разрешением. Показателями эффективности работы социального педагога в средней школе являются продуктивное сотрудничество со специалистами школы и организациями межведомственного характера, занимающимися проблемами детства.
Основополагающими результатами комплексной деятельности по социальному сопровождению детей группы риска являются:
1. Отсутствие учащихся, пропускающих занятие по неуважительной причине.
2. Отсутствие учащихся, состоящих на учёте в КНД.
3. Продолжение выпускниками из
неблагополучных семей
4. Увеличение количества детей-
5. Своевременное преступление к занятиям детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей.
6. Уменьшение количества
Библиографический список
1. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.