Организация работы социального педагога по управлению социализацией детей "группы риска"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: организация продуктивной работы социального педагога по управлению процессом социализации детей группы риска.
В данной работе выделяется ряд задач, а именно:
1. Детальное изучение сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение».
2. Поэтапное рассмотрение основных характеристик детей группы риска.
3. Изучение эффективной технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска.
4. Выявление и изучение детей группы риска, обучающихся в МБОУ СОШ №4 г.Лабинска.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы представлений о социально-педагогическом
сопровождении «детей группы риска»................................................................6
1.1 Общие представления о социально-педагогическом сопровождении в научной литературе...............................................................................................6
1.2 Основные характеристики категории дети «группы риска».....................10
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска»....................................................................................................................16
Глава II. Практика социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» на примере средней общеобразовательной школы.
2.1 Выявление и изучение детей, попадающих под категорию «группы риска» в МОБУ СОШ №4 г.Лабинска............................……………………..27
2.2 Структура и задачи организационных социально-педагогических технологий...........................................................................................................35
2.3 Апробирование программы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» «Жизнь бесценна»........................................................40
Заключение..........................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Сушкову.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Спецификой системы работы с детьми «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения является привлечение к процессу сопровождения, не только социального педагога, психолога и инспектора по делам несовершеннолетних, но и учителей-предметников, специалистов дополнительного образования, волонтёров старшеклассников и родительской общественности. Из этого следует, что деятельность общеобразовательного учреждения в сфере работы с детьми «группы риска», основывается на совместной работе с КДН и ПДН и плановой работе медицинского сотрудника с учащимися. Смысл данного взаимодействия заключается в технической и практической помощи ребёнку «группы риска».

Проанализировав ситуацию и выявив основные проблемы ребёнка, происходит определение комплекса причин, спровоцировавших рассматриваемую ситуацию. В ходе этого процесса происходит разделение круга причин на группы, на первичные -  которые можно изменить в условиях общеобразовательного учреждения, и вторичные – решаемые посредством привлечения специалистов служб и огранов профилактической системы. В семье же кроется одна из причин попадания детей в «группу риска». Анализируя семейное положение, выявляется неспособность родителей справляться с родительскими обязанностями или же полнейший отказ от них. Поэтому школе приходится исправлять данные отклонения в ходе работы с семьями детей «группы риска».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

                                  Схема работы с проблемной  семьёй.

 

В ходе поискового этапа ставится цель – оказать ребёнку поддержку и помощь в принятии на себя ответственности относительно возникновения и решения проблемы, используя при этом данные диагностического этапа, а так же, помочь выявить связанные с проблемой факторы и обстоятельства, причины, приведшие к затруднениям. В процессе поискового этапа так же предполагается поддержка в определении целей предстоящего выбора, намечаются предварительные выводы и оптимальные способы достижения целей для выхода из проблемы. В этот момент задачей педагога является поддержка любого выбора ребёнка и готовность в любом случае оказать безотлагательную помощь.

Договорный этап основывается на проектировании действий педагога и ребёнка «группы риска», предполагающий разделение ответственности и функций относительно решения проблемы, а так же предполагает под собой налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. Характер проблемы и вызвавшие её причины помогают специалисту подбирать и применять социально-педагогические технологии, которые разрабатываются совместно с подопечными, чтобы добиться наиболее оптимальных вариантов разрешения появляющихся противоречий.

Деятельностный этап иллюстрирует оказания педагогом моральной и психологической поддержки ребёнку, стремление защищать перед сверстниками его права и интересы, работу по выстраиванию оптимальных отношений с родителями и учителями, обеспечение безопасности самостоятельных действий.

Рефлексивный этап  представляет собой процесс обсуждения с ребёнком группы риска продвижения к оптимальному решению проблемы. Особенно важно помочь ребёнку заметить изменения, происходящие в нём самом и в окружающей действительности. Специалисты, осуществляющие данную технологию в рамках общеобразовательных учреждений, считают, что рефлексивный этап стоит выделять, как самостоятельный.

Общеобразовательное учреждение в рамках своей деятельности по оказанию своевременной помощи детям «группы риска», осуществляет две главные задачи:

1. организацию эффективного взаимодействия  специалистов организаций социально-пеагогического характера по решению проблем несовершеннолетних;

2. создание индивидуальных программ  по профилактике правонарушений;

 

 

2.3 Апробирование программы  социально-педагогического сопровождения  детей «группы риска» «Жизнь бесценна»

 

Увеличение количества детей «группы риска» в настоящее время происходит за счёт роста наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма. И именно поэтому, на заключительном этапе деятельности по исследованию проблемы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска»  мы с социальным педагогом СОШ №4 провели апробацию программы «Жизнь бесценна» в отношении учеников старших классов средней школы.

Целью программы явилось:

Объединение участников профилактического процесса в целях обеспечения профилактических условий потребления веществ наркотического и психоактивного характера, создания условий полноценного развития ребёнка и его социальной адаптации, профилактики безнадзорности и правонарушений.

Поставленная задача заключалась в организации и осуществлении эффективной профилактики правонарушений, отказа от употребления наркотиков и других запрещённых веществ. Решение данной задачи осуществлялось при помощи психолога, классных руководителей, завуча по воспитательной работе, медицинского сотрудника и, конечно же, социального педагога. В ходе нашей совместной работы была разработана программа по социальной защите, профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся средней общеобразовательной школы №4 г.Лабинска.

 

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственные за проведение

1.

Акция «Собираемся в школу»

Август-сентябрь

Социальный педагог, классные руководители, зав. По воспитательной работе.

2.

Совместная работа со специалистами социальных служб для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся

На протяжении учебного года

Социальный педагог

3.

Оформление документации по учащимся, получающим бесплатное питание и учебники

До 14 сентября

Социальный педагог, зав.по учебно-воспитательной работе

4.

Организация бесплатного питания детям из малоимущих семей

 

Социальный педагог, заведующий школьной столовой

5.

Проверка по обеспечению бесплатными учебниками учащихся из многодетных, опекаемых, неблагополучных семей

До 17 сентября включительно

Социальный педагог, зав. По учебно-воспитательной работе

6.

Сопроводительный контроль выпускников из числа детей «группы риска» и неблагополучных семей

На протяжении года

Социальный педагог, психолог, зав.по учебно-воспитательной работе

7.

Обследование жилищно-бытовых условий учащихся

На протяжении года

Социальный педагог, классные руководители, родительские комитеты

8.

Анализ летней занятости детей из неблагополучных семей и состоящих на внутришкольном учёте

До 20 сентября включительно

Социальный педагог

9.

Проведение родительских собраний с участием инспектора ПДН по «Проблемам социального сиротства»

Конец октября – начало ноября

Директор МБОУ СОШ №4, классные руководители

10.

Социально-педагогическая работа, направленная на адаптацию вновь прибывших учащихся

Сентябрь - ноябрь

Психолог, социальный педагог, классные руководители

11.

Формирование совета профилактики

В течение сентября

Директор МОБУ СОШ, социальный педагог

12.

Заседание Совета Профилактики

1 раз в месяц

Директор МОБУ СОШ, социальный педагог

13.

Выявление неблагополучных детей

На протяжении года

Социальный педагог, классные руководители

14.

Профилактическая работа с детьми и родителями из неблагополучных семей

На протяжении года

Социальный педагог, зав. По воспитательной работе, психолог, инспектор ПДН

15.

Рейды в неблагополучные семьи

По мере необходимости; в течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН

16.

Работа с отстающими в учёбе детьми

На протяжении года

Социальный педагог, психолог, зав. По учебно-воспитательной работе

17.

Месячник по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма с привлечением специалистов

Ноябрь - март

Завуч по воспитательной работе, классные руководители

18.

Конкурс рисунков «Хорошие привычки-плохие привычки»

март

Завуч по воспитательной работе, учитель ИЗО

19.

Конкурс агитбригад «Наш выбор – здоровье»

Середина октября, начало апреля

Завуч по воспитательной работе, классные руководители

20.

Городской конкурс агитбригад «Наш выбор – здоровье»

Середина октября, начало апреля

Завуч по воспитательной работе

21.

Конкурс рисунков «Жизнь бесценна»

октябрь

Завуч по воспитательной работе, учителя начальных классов

22.

Выставка работ «Окна РОСТа  «Мы выбираем жизнь»

октябрь

Учителя русского языка и литературы

23.

Выставка книг «Наркотик – враг всего живого»

На протяжении года

Школьный библиотекарь

24.

Проведение Круглого стола «Твой выбор»

Апрель-май

Завуч по воспитательной работе

25.

Классные часы и беседы о пропаганде здорового образа  жизни

С октября по апрель

Завуч по воспитательной работе, классные руководители

26.

Акция «Милосердие». Посещение учащихся-инвалидов, проходящих обучение на дому

1 раз в учебную четверть

Завуч по воспитательной  работе, социальный педагог

27.

Профилактические беседы с учащимися на правовые темы.

1 раз в учебную четверть

Социальный педагог, завуч по воспитательной работе

28.

Беседы с инспектором ПДН по профилактике правонарушений среди учащихся.

1 раз в месяц

Инспектор ПДН, социальный педагог

29.

Организация досуга и отдыха детей и подростков группы риска в каникулярное время.

На протяжении года

Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители

30.

Организация занятий для подростков по саморегуляции и межличностному общению.

В соответствии с запросом классного руководителя

Психолог, социальный педагог

31.

Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

еженедельно

Социальный педагог, психолог, завуч по воспитательной работе

32.

Работа по улучшению дисциплины, устранение опозданий, диагностика причин отсутствия учащихся на занятиях.

Ежедневно

Социальный педагог, классные руководители

33.

Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, об успеваемости детей, состоящих на внутришкольном контроле.

На протяжении года

Социальный педагог, завуч по учебно-воспитательной работе

34.

Организация работы по выделению бесплатных путёвок в ГОЛ детям из малообеспеченных и неблагополучных семей на время каникул.

На протяжении года

Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители

35.

Вовлечение детей группы риска в проведение школьных праздников, вечеров.

На протяжении года

Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители

36.

Профориентационное тестирование будущих выпускников.

Апрель-май

Психолог, классные руководители

37.

Организация летнего отдыха и трудовой практики детей различных категорий по интересам.

Конец апреля – начало мая

Социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классные руководители

38.

Выступления на родительских собраниях, рассказывающих об обязанностях родителей в отношении своих детей.

По школьному графику

Социальный педагог, инспектор ПДН

39.

Правовое обучение учащихся "Я и закон".

Ежемесячно

Социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители, учителя обществознания

40.

Книжная выставка о государственном праве и кодексах Российской Федерации

Середина декабря

Школьный библиотекарь

41.

Просмотр видеофильмов: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"; "Наркоманы о вреде наркотиков"

Апрель

Социальный педагог, классные руководители

42.

Международный день борьбы со "СПИДОМ"

1 декабря

Социальный педагог, классные руководители

43.

Профилактические семинары для учащихся в диагностическом центре «Лаба».

На протяжении года

Завуч по воспитательной работе, классный руководитель

44.

Проведении операции «Никотин».

Еженедельно

Социальный педагог, классные руководители

45.

Анкетирование учащихся для выявления курильщиков.

В конце каждой учебной четверти

Социальный педагог, классные руководители

46.

Беседы с учащимися о вреде табакокурения.

На протяжении года

Социальный педагог, врач-онколог

47.

Показ видеофильмов о вреде курения.

На протяжении года

Социальный педагог, классные руководители

48.

Ознакомление учащихся с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией о правах человека.

На протяжении года

Социальный педагог, учитель обществознания

49.

Проведение "Недели права".

Первые декады декабря и марта.

Классные руководители, учителя обществознания


 

 

Совместная работа школьного коллектива с учащимися, а так же их родителями в рамках социально-правовой программы «Жизнь бесценна» показала положительные результаты по направлениям:

1. В сфере безнадзорности и  правонарушений повысились правовые  знания учащихся и их родителей, а так же снизилось количество  правонарушений среди подростков;

2. В отношении наркотических и других пагубных зависимостей у детей и их родителей успешно сформировались знания о последствиях употребления данных веществ и выработались навыки отказа от них;

3. В отношении табакокурения  были проведены образовательно-профилактические  работы по отказу от курения, вследствие чего снизилось количество табакозависимых среди учащихся данного учреждения, осуществилась программ помощи учащимся по организации свободного времени;

4. В сфере права и ответственности  были сформированы основы правовых знаний учащихся и их родителей, повысился уровень ответственности родителей за воспитание своих детей, сформировалась активная жизненная позиция;

5. В сфере милосердия и человеколюбия  была проведена профилактика  агрессии среди учеников по  отношению к представителям других национальностей, сформированы толерантные качества, позволяющие снизить уровень правонарушений, выработано терпимое отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

6. По решению проблемы о здоровом  образе жизни была проведена профилактика отклонений физического и эмоционального характера в здоровье учащихся, осуществлялось развитие творческого потенциала детей, имеющих возможность создания защиты от потока вредной информации, создание планов мероприятий по систематической пропаганде ЗОЖ и формированию активной жизненной позиции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

     В процессе исследовательской деятельности выяснилось, что эффективной основой комплексного сопровождения детей группы риска является именно системно-ориентационный подход.

    Анализируя полученные данные, становится возможным выделение факторов, которые способствуют формированию собственно девиантного поведению у подростков. К ним относятся:

1. Условия жизни и воспитания в семье, имеющие статус неблагоприятных.

2. Неприятие школьным коллективом.

3. Педагогическая запущенность.

4. Отсутствие успехов в учебной  деятельности.

5. Отсутствие занятости в свободное  время.

6. Склонность одного из родителей к девиантному поведению.

7. Скандалы и ссоры, происходящие  в присутствии детей.

8. Незаинтересованность в жизни  ребёнка и эмоциональная холодность  со стороны родителей.

9.  Постоянные конфликтные ситуации  в семье.

10. Полное отсутствие планов  на дальнейшую жизнь и профессиональных предпочтений.

11. Неимение навыков поведения, характеризуемого, как социально  приемлемое.

     Говоря о системно-ориентационном подходе, его важнейшим  положением выделяем опору на внутренний потенциал развития субъекта, на право совершения им самостоятельного выбора и несения ответственности за него. Исходя из этого, становится ясно, что предпосылкой осуществления права свободного выбора, является необходимость научить человека выбирать, разбираться в проблемной ситуации, вырабатывать логический план её решения.

     На основе исследования проблемы данной работы, можно сделать вывод, что ребёнок группы риска нуждается не только  в направленной помощи, изменяющей социально-опасную или трудную жизненную ситуацию, но и на комплексную минимизацию психологических, социальных и педагогических трудностей с их поэтапным освоением и разрешением. Показателями эффективности работы социального педагога в средней школе являются продуктивное сотрудничество со специалистами школы и организациями межведомственного характера, занимающимися проблемами детства.

    Основополагающими результатами комплексной деятельности по социальному сопровождению детей группы риска являются:

1. Отсутствие учащихся, пропускающих занятие по неуважительной причине.

2. Отсутствие учащихся, состоящих на учёте в КНД.

3. Продолжение выпускниками из  неблагополучных семей дальнейшего  обучения в ВУЗах.

4. Увеличение количества детей-инвалидов, получающих полное среднее и  высшее образование.

5. Своевременное преступление к  занятиям детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей.

6. Уменьшение количества учащихся  употребляющих табачную и алкогольную  продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Библиографический список

  1. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П. Белинская,  Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.

  1. Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. / С.А. Беличева - М.: 1998. № 2. С.76-89.
  2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 1994.480 с.
  3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2004. - 160 с.
  4. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. А Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 440 с.
  5. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с.
  6. Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя // Газман О.С., Иванов А.В. - М.: 2001. - 260 с.
  7. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 224 с.
  8. Гуров, В.Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми. Воспитание школьников. / В.Н. Гуров, Н. Шинкаренко. - М.: 1994. №2 - С.45-47
  9. Даль, В.И. Толовый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 1991.4 том. С.272
  10. Дубровина, И. В Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина, Э.А. Минкова. - М.: 1995. - С.76
  11. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. - СПб., 1998. - 209 с.
  12. Кибирев, А. А Сеньчукова, И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. - Хабаровск, 2004. - 170 с.
  13. Кибирев, А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. - Новосибирск 2003. С.38-43.
  14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. - М.: 2005. - 390 с.
  15. Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. / Л.Н. Куликова. - Хабаровск, 2005.
  16. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2007. С.35-38 (Высшее профессиональное образование).
  17. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005 - 269 с.
  18. Мещеряков, Б.И. Зинченко, В.П. - СПб.: Прайм - Еврознак, М. Олма - Пресс, 2003.672 с. - (Психологическая энциклопедия).
  19. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 200 с.
  20. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. "Соц. Педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.
  21. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
  22. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
  23. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С.127-129
  24. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред.Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998.245 с.
  25. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. - СПб.: 2004. №3. С.32-35.
  26. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000 - 432 с.: ил. - (Серия "Учеб. нового века")
  27. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога. / А.А. Реан. - СПб-Прайм-Еврознак, - М.: 2006. - 225 [1] с.
  28. Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2005. - 156 с. - (Среднее профессиональное образование).
  29. Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте // Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. - М., 1995. - 210 с.
  30. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. - М.: Гном и Д. 2000. - 64 с.
  31. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  32. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: 2005. - 254 с.
  33. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  34. Яссман, Л.В. Основы детской психопатологии: Учеб.-методич. пособ. для психологов. факультетов пед. вузов. - М.: Олимп, Инфра-М, 1999 - 256 с.

Информация о работе Организация работы социального педагога по управлению социализацией детей "группы риска"