Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:01, дипломная работа
Целью работы является разработка плана внутришкольного контроля, отражающего требования ФГОС.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте..……... 6
1.1. Контроль как функция менеджмента……………………………. 6
1.2. Подходы к организации внутришкольного контроля в современном образовательном учреждении…………………
12
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений в организации внутришкольного контроля…………………………………………………………
21
Выводы по главе 1……...…………………………………………….. 27
Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования (на примере опыта МКОУ «РОЗОВСКАЯ СОШ» Омского района Омской области) 29
2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении ФГОС начального общего образования в МКОУ «Розовская СОШ»………………………………
29
2.2. Характеристика структуры и содержания внутришкольного контроля…………………………………………………………………….
32
Выводы по главе 2 …………………………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………. 45
Список литературы ……………………………………………………..…47
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Организация внутришкольного контроля
в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта
Выпускная квалификационная работа
Работа допущена к защите «___»___________ 2012 г.
Работа защищена «___»___________ 2012 г. с оценкой «________»
Председатель ГАК ______________________ Члены комиссии 1. ____________________ 2. ____________________ 3. ____________________ 4. ____________________ |
Исполнитель: Гнускова Марина Ришатовна, Слушатель профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент в образовании»
Научный руководитель: Бурдельная Юлия Анатольевна, заведующий кафедрой управления и экономики БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. |
Омск, 2012
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте..……... |
6 |
|
6 |
|
12 |
|
21 |
Выводы по главе 1……...…………………………………………….. |
27 |
Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования (на примере опыта МКОУ «РОЗОВСКАЯ СОШ» Омского района Омской области) |
29 |
2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении ФГОС начального общего образования в МКОУ «Розовская СОШ»……………………………… |
29 |
2.2. Характеристика структуры и содержания
внутришкольного контроля………………………………………………………… |
32 |
Выводы по главе 2 …………………………………………………….44 |
|
Заключение …………………………………………………………………. 45 |
|
Список литературы ……………………………………………………..…47 |
|
Приложение…………………………………………………… |
Введение.
Федеральные государственные
образовательные стандарты
Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя школы, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
Если регулирование поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря осуществлению которого можно осуществлять анализ деятельности ОУ, добиваясь его качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической деятельности в роли основного поставщика нужной и необходимой информации. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
В связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО ) в образовательном учреждении необходимо модернизировать систему внутришкольного контроля. Появление новых объектов ВШК помогут оперативно реагировать на возникающие трудности и контролировать результативность реализации основной образовательной программы начального общего образования в достижении планируемых результатов. Для обеспечения эффективности реализации требований ФГОС, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований, как к результатам, так и к процессу их получения.
Правильно спланированный ВШК должен стать особой управляющей системой, а не инструментом оценки деятельности одного человека другим.
Наиболее оптимальной в современных условиях будет организация ВШК по принципу критериального оценивания. Для этого каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.
Актуальность указанных проблем, их недостаточная изученность в условиях введения новых нормативных документов, назревшая необходимость оценки теоретической и практической значимости данного вида управленческой деятельности обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – организация внутришкольного контроля
Предмет исследования – организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования
Целью работы является разработка плана внутришкольного контроля, отражающего требования ФГОС.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: МКОУ «Розовская СОШ» Омского района Омской области.
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте.
В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.
Во-первых, контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Во-вторых, контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Выделяют две основные функции контроля – предупреждение возникновения кризисных ситуаций и поддержание успеха.
Первая из этих функций
призвана выявить проблемы и дать
возможность скорректировать
Вторая из названных функций состоит в активной поддержке того, что является успешным в работе организации. Эта функция призвана определить, какие направления деятельности организации в наибольшей мере способствуют достижению ее целей.
Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют её направление деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.
Цель контроля – предотвращение ошибок.
Необходимость контроля вызывается несколькими обстоятельствами:
а) на выполнении управленческих решений сказывается изменение внешней среды организации. Это изменение может сделать вполне реальные в момент их принятия планы недостижимыми в процессе их реализации в силу изменения законов, технологий, социальных ценностей, условий конкуренции и т.д. Для того, чтобы иметь возможность отреагировать должным образом на эти изменения и их влияние на работу организации, необходим контроль ее деятельности;
б) функционирование самой организации, ее структура меняется и в ходе выполнения управленческого решения может выясниться, что эта структура или другие внутренние переменные организации перестали соответствовать задачам достижения ее целей. Это выясняется в процессе контроля;
в) решения выполняют люди, которые не могут быть с абсолютной точностью запрограммированы на определенные действия. Их деятельность также нуждается в контроле.
Ю.А. Конаржевский
считает, что внутришкольный контроль
выполняет важнейшую
А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе [49].
Демократические
начала в управлении школой, пути их
совершенствования
С позиций современного менеджмента и управления по конечным результатам, человеческими ресурсами рассматриваются проблемы внутришкольного контроля в работах А.Е. Капто, В.Л. Лазарева, А.В. Лоренсова, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева , П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой и др.
П.И. Третьяков
рассматривает внутришкольный контроль
как совместный вид деятельности
руководителей школы с
Мы придерживаемся трактовки, что внутришкольный контроль – это:
1. оказание методической
помощи педагогам с целью
2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
3. управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации (учреждения, предприятия).
В системе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам принимаются управленческие решения.
Организация внутришкольного контроля - один из самых сложных видов деятельности руководителя школы, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
В школоведческой литературе (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: