Организация внутришкольного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка плана внутришкольного контроля, отражающего требования ФГОС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте..……... 6
1.1. Контроль как функция менеджмента……………………………. 6
1.2. Подходы к организации внутришкольного контроля в современном образовательном учреждении…………………
12
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений в организации внутришкольного контроля…………………………………………………………
21
Выводы по главе 1……...…………………………………………….. 27
Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования (на примере опыта МКОУ «РОЗОВСКАЯ СОШ» Омского района Омской области) 29
2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении ФГОС начального общего образования в МКОУ «Розовская СОШ»………………………………
29
2.2. Характеристика структуры и содержания внутришкольного контроля…………………………………………………………………….
32

Выводы по главе 2 …………………………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………. 45
Список литературы ……………………………………………………..…47

Файлы: 1 файл

Гнускова Мр ВКР.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (на примере опыта МКОУ «Розовская СОШ»).

2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении федерального государственного образовательного стандарта в МКОУ «Розовская СОШ».

В 2012-2013 учебном году в школе обучаются 1-11 классы. 1-е и 2-е классы обучаются на основе основной образовательной программы начального общего образования «Школа России»; 3 - 11 классы - БУП 2004 года. В школе обучается в настоящее время 228 учащихся. Занятия в школе осуществляются в одну смену. В школе имеются  структурное подразделение: МКОУ «Нивская  НОШ». Администрация  школы представлена директором школы, заместителем директора по УВР, заместителем директора по ВР. В школе имеется библиотекарь, заместитель директора по хозяйственной части, социальный педагог, старшая вожатая.

В школе работают 24 педагога. Высшее образование имеют 20 человек (83,3%). Первая категория -  18 чел. (75%), вторая – 6 чел. (25 %). Курсовую подготовку имеют все 24 чел. (100%) учителей. Курсовую подготовку по реализации ФГОС прошли все учителя начального звена. (100%).

14 из 24 учителей - 58.3 % имеют стаж 20 и более лет. Педколлектив слаженный, дружный.

Имеются следующие кабинеты: 2 кабинета русского языка, 2  кабинета математики, кабинет химии,  биологии, иностранного языка, истории, обществознания, технологии, ОБЖ, физики, информатики, кабинеты начальных классов, спортивный зал.  Есть центр информационных технологий, библиотека, кабинет детского объединения «Планета добровольцев, столовая. В кабинетах информатики, 1-3 классов имеются компьютеры и проекторы. В МКОУ «Розовская СОШ» на подвозе имеются учащиеся из деревень Розовского сельского поселения: д. Нива.

 Подвоз учащихся на занятия в школу осуществляет школьный автобус в два рейса. Педагоги школы активно осваивают и используют в образовательном процессе современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технологию проблемного обучения, технологию критического мышления, метод проектов, методы активного обучения и воспитания, различные средства и формы обучения. 

На протяжении 2-х лет  коллектив школы работает по теме «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании». 

В условиях поэтапного перехода на ФГОС план внутришкольного контроля разработан в соответствии с подходом Н.Л. Галеевой («Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов» / Справочник заместителя директора школ № 9 2011 года) [9], при котором ВШК представлен тремя разделами: ВШК качества результатов, ВШК качества процесса, ВШК качества управления.

Внутришкольный  контроль осуществляет директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, руководители методических объединений, используется взаимоконтроль.

Используются  следующие формы контроля: входной, предупредительный, текущий, промежуточный, итоговый; по способу организации контроля над объектами: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий; обзорный; комплексно-обобщающий.

В процессе внутришкольного  контроля используются такие методы, как наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, метод изучения школьной документации,  анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок.

Результаты  внутришкольного контроля оформляются  в виде аналитической справки, справки  о результатах внутришкольного контроля.

Итоговый материал содержит констатацию фактов, выводы и предложения. Информация о результатах  доводится до работников школы и в зависимости от результатов, планируется дальнейшая работа.

Выводы по параграфу: учителями первых классов МКОУ «Розовская  СОШ» для реализации ООП  НОО сделан выбор учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Выбор определён на основе следующих предпосылок: работа над  созданием комплекса проводилась параллельно с разработкой ФГОС НОО, требования которого нашли своё теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Школа России». УМК создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Также авторы УМК – известные учёные-педагоги, методисты, разработчики нового стандарта (В.П. Канакина, Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, М.И. Моро, В.Г.Дорофеев и др.). Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. УМК «Школа России» прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО. В дополнение к учебному плану для начальной школы включается для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Программа организации внеклассной деятельности состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие  направления деятельности:  спортивно-оздоровительное направление, духовно-нравственное направление, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организацию  образовательной деятельности обучающихся педагоги строят на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. В МКОУ «Розовская СОШ» разработан и действует план  ВШК. В процессе внутришкольного контроля используются различные формы и методы контроля. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика структуры и содержания внутришкольного контроля.

ВШК  строится в соответствии с требованиями ФГОС. Чтобы ВШК был средосообразным, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством. Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК:

"7. Стандарт должен  быть положен в основу деятельности: руководителей образовательных  учреждений, их заместителей, отвечающих  в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…" [47].

         ФГОС                                    ВШК




 








 




 

Рисунок 3.Структура ВШК.

На рисунке представлена структура ВШК, в которой качество управления входит в раздел "качество процесса" наряду с качеством других ресурсов – организационных (уроки, события, экскурсии и др.), кадровых (компетентность учителей, методистов, специалистов), материальных (учебные кабинеты и т. п.). Именно эти ресурсы и условия прописаны в ФГОС как носители качества реализации основной образовательной программы.

Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.

Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий – УУД).

При этом ВШК, обеспечивает согласованность в пространстве и времени функционирования и  развития всех образовательных и  инновационных процессов:

  • если во всех тематических контрольных работах по всем предметам будут присутствовать разделы, проверяющие уровень сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий на предметном материале, то учитель обязательно в процессе работы над темой будет отрабатывать данные умения и навыки, а если окажется, что у учителя недостаточно собственных знаний и умений для такой работы, возникнет необходимость реализации новых программ развития для учителя;
  • если в уровневых дескрипторах каждого критерия качества будут прописаны валеологические требования (в мониторинге уроков, экскурсий, кабинетов, компетентности учителя и т. д.), то будут реализованы требования к здоровьесберегающей среде и при выявлении проблемных зон, будут внедряться новые способы их решения.

Зачастую вся информация, собираемая в школе, оказывается  разрозненной, логически не связанной. Получается не система контроля качества, а механическая сумма данных. Это не дает возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности процессов, а, следовательно, грамотно выстроить корректирующие действия.

Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев.

При этом стандарт образования  рассматривается как основа для  выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:

  • требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
  • требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
  • требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

При проектировании ВШК  реализуется следующий алгоритм:

  • диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
  • определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
  • для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
  • определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
  • определяются сроки каждой процедуры ВШК;
  • определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы);
  • определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов, где они будут рассмотрены (управление по результатам ВШК).

На основании полученной информации проектируется подробный  регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода  и по принципу "распределенной ответственности".

В приложении 1 представлен план ВШК на 2011-2012 учебный год, разработанный в соответствии с приведенным выше алгоритмом на основе рабочей структуры ВШК Галеевой Н.Л., который реализуется в МКОУ «Розовская СОШ». В 2012-2013 учебном году 1-е классы обучаются на основе основной образовательной программы начального общего образования; 2-11классы - БУП 2004 года.

Был разработан план ВШК, в котором отражены требования ко всем этим документам. В связи с тем, что будет осуществлен поэтапный переход на ФГОС, структура ВШК соответствует требованиям стандарта и состоит из трех разделов:  ВШК качества результатов, ВШК качества процесса, ВШК качества управления.  В приложении 1 представлен план ВШК и первый  раздел ВШК: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в 1 классе и уровне реализации требований к результатам освоения программ по предметам, соответствующим учебным планам 2-11 классов.

Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.

Для оценки личностных образовательных  результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, стали три показателя:

  • уровень социализированности и уровень воспитанности;
  • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
  • уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

В целях отслеживания динамики оценка данных результатов  происходит во всех классах в начале и конце учебного года.

Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, оцениваются по четырем позициям в ВШК:

  • уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);
  • уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
  • уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);
  • уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

Метапредметные образовательные  результаты оцениваются у обучающихся 1 класса два раза в год для  определения динамики. У обучающихся 2-8 класса в начале года проверяется техника чтения с целью определения состояния дел и планирования работы с обучающимися в данном направлении на учебный год.

Информация о работе Организация внутришкольного контроля