Организация внутришкольного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка плана внутришкольного контроля, отражающего требования ФГОС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте..……... 6
1.1. Контроль как функция менеджмента……………………………. 6
1.2. Подходы к организации внутришкольного контроля в современном образовательном учреждении…………………
12
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений в организации внутришкольного контроля…………………………………………………………
21
Выводы по главе 1……...…………………………………………….. 27
Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования (на примере опыта МКОУ «РОЗОВСКАЯ СОШ» Омского района Омской области) 29
2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении ФГОС начального общего образования в МКОУ «Розовская СОШ»………………………………
29
2.2. Характеристика структуры и содержания внутришкольного контроля…………………………………………………………………….
32

Выводы по главе 2 …………………………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………. 45
Список литературы ……………………………………………………..…47

Файлы: 1 файл

Гнускова Мр ВКР.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Результаты  внутришкольного контроля оформляются  в виде аналитической справки, справки  о результатах внутришкольного  контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе.

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится  до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

Педагогические  работники после ознакомления с  результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под  итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность  о результатах внутришкольного контроля.

По итогам внутришкольного  контроля в зависимости от его  формы, целей и задач, а также  с учётом реального положения  дел:

  • проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
  • сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
  • результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

Директор школы  по результатам внутришкольного  контроля принимает следующие решения:

  • об издании соответствующего приказа;
  • об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом
  • о проведении повторного контроля с привлечением определённых специалистов (экспертов);
  • о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
  • о поощрении работников;
  • иные решения в пределах своей компетенции.

О результатах  проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

Выводы по параграфу:

Таким образом, существуют различные подходы к организации внутришкольного контроля. Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.

Выборочность  и точность действия функции регулирования  всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного  контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений внутришкольного контроля.

Федеральные государственные  образовательные стандарты общего образования задают новые ориентиры развития системы образования[47]. Ключевым критерием для оценки образовательного процесса и всех его составляющих является качество образовательного процесса.

Вводя понятие "качество" как ключевой критерий для оценки образовательного процесса и всех его  составляющих, мы обязуемся:

  • включить в перечень объектов ВШК все результаты, ресурсы, условия, которые, согласно государственным документам (ФГОС, Закон "Об образовании" и др.), определяют присутствие этих объектов в образовательной программе школы;
  • измерять в процессе ВШК не просто уровень или динамику процессов, но "степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть".

И первая, и вторая позиции  отражают необходимость изменений  в ныне существующем ВШК и указывают  их направления (таблица 1).

Таблица 1

Традиционные и инновационные  ориентации ВШК.

Традиционные  ориентации ВШК

Новы ориентации ВШК

Доминирующая роль администрации, учитель лишь объект контроля

Учитель – партнер  в ВШК; развитие взаимоконтроля и  самоконтроля. Контроль как инструмент самооценки.

Проверка исполнения, оценка дисциплины, регламентация в  мелочах, контроль в основном концентрируется  на отдельных частных вопросах работы. Нацеленность контроля на конечные результаты выражена слабо.

Контроль по результатам  направлен на достижение ОУ поставленных целей развития. Развитие педагогической диагностики сопровождается развитием теории педагогичного анализа, взаимосвязи с функциями планирования и организации.

Жесткий регламентирующий административный контроль, не носящий  стимулирующего характера. Результаты контроля «закрыты».

Усиление демократической  функции контроля. Перенос контроля с процесса на конечный результат. Единый командный подход к организации  контроля в ОУ.


 

Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные  в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.

Подавляющее большинство  учителей воспринимает процедуры ВШК  как оценку деятельности одного человека другим (а зачастую и просто как  оценку одного человека другим). Тогда как грамотно спроектированный ВШК ни что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходит накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.

Для реализации требований государственных документов в системе  ВШК должен выполняться принцип критериального оценивания с его понятной для любого субъекта логикой: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения (уровневые дескрипторы).

Выявлены ресурсы ВШК  в решении описанных выше проблем:

  • недостатки во внедрении инноваций требуют выстраивания ВШК научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностно-деятельностного подходов;
  • рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости требует введения в систему ВШК мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;
  • отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, снижающее валидность оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя, требует пересмотра и совершенствования в ВШК систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов к оценке уровня учебного успеха ученика и уровня профессиональной компетентности учителя;
  • управленческая несостоятельность администраторов и чиновников может быть частично скорректирована проектированием четкой системы ВШК, выстроенной с позиции системно-деятельностного подхода, прозрачной для каждого субъекта образовательного процесса, обеспеченной грамотным инструментарием, оптимизирующим работу с потоками информации по принципу "распределенной ответственности";
  • недостаточный уровень компетентности педагогов и школьных управленцев в обеспечении субъектной позиции ученика требует в первую очередь мотивации учителей на реализацию субъект-субъектных отношений в образовательной системе "учитель – ученик". Практика показывает, что введение в систему ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования.

Может ли ВШК стать  инструментом при решении этих проблем? Да, если в нем будут четко прописаны  критерии, показатели и уровневые  дескрипторы оценки каждого образовательного результата.

Отношение педагогов школ к критериальному оцениванию качества их собственной деятельности выявляет причины, способные дискредитировать саму идею оплаты за качество работы по НСОТ.

Для обеспечения эффективности  реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.

Таким образом, необходимость  пересмотра внутришкольного контроля определяется тем, что:

- в системе образования формируются рыночные отношения, возникающие  при появлении возможности выбора образовательных услуг. В этой ситуации спрос на конкретные образовательные услуги определяется двумя основными параметрами данных услуг – их качеством и «ценой», под которой имеются в виду затраты человеческих и временных ресурсов. Поэтому важна оценка затрат не только учащихся, но и учителей. Если не оптимизировать эти затраты, то школьная администрация рискует остаться и без детей, и без учителей. Таким образом, контроль за учебным процессом сейчас не может быть сведен к проверке качества учебных занятий. Он включает в себя проверку всех условий, в которых осуществляется учебный процесс.

- в школе осуществляется постепенное введение федерального государственного образовательного стандарта, который «представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ОУ, имеющими государственную аккредитацию… Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени образования, включая  образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся». Кроме того, именно ФГОС «должен быть положен в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы с учетом особенностей развития региона РФ, ОУ, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы; сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях...»1. Именно эти требования определяют значение данного документа как законодательного акта, определяющего новые объекты в  инвариантной части ВШК.

- появление для родителей возможности предъявления заказа ОУ и выбора услуг в сфере образования, обуславливают их стремление участвовать в контроле за тем, как школа выполняет свои обязательства перед ними. Таким образом, в современных условиях ВШК предполагает контроль за деятельностью администрации  и не сводится только лишь к деятельности администрации.

- меняются представления о результатах школьного образования (личностных, метапредметных, предметных). В этом случае объектом внутришкольного контроля становится деятельность не только отдельных учителей, но и самой школьной администрации по координации деятельности учителей.  ВШК выступает в данной ситуации  как инструмент  самооценки. Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, введения в ВШК мониторинга личностного развития обучающихся, уровня развития универсальных учебных действий – УУД.

 Также  надо учитывать право учителей на свободу методического творчества. Ориентация на жесткий контроль за соблюдением учителями многочисленных предписаний по планированию и организации учебного процесса дискредитировала себя уже в советской школе. В связи с этим делаются попытки перенести акцент с контроля за ходом образовательного процесса на контроль за его результатами и за деятельностью учителей по повышению своей квалификации (на основании стандарта профессиональной деятельности), которая и определяет в решающей мере качество учебных занятий.

Выводы по параграфу:

Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт является основой изменений внутришкольного контроля.

ВШК будет действенным  инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной  на результат в том случае, если:

- в составе объектов  ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);

- в ВШК будут включены  все условия, названные в стандартах;

- сама система управления станет объектом управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к  главе 1.

  1. Контроль как функция менеджмента — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, представляющий собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
  2. Основные аспекты контроля как функции менеджмента – предупреждение возникновения кризисных ситуаций и поддержание успеха.
  3. Внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
  4. Внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря которому можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения.
  5. Администрация школы, планируя ВШК, исходит из существующих проблем. Целесообразным считаем контроль, цели которого вытекают из целей деятельности школы, средства - из принципов деятельности и контроля, а результат - из целей контроля. Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д. Важным условием эффективности ВШК является информированность всех участников образовательного процесса о его содержании (планирование), сроках, результатах и планируемых решениях.
  6. Современными школьными управленческими командами ВШК осмысливается, а, следовательно, и реализуется как ресурс, обеспечивающий только контрольную функцию управления вне зависимости от видов школ, уровня материально-технических ресурсов, уровня компетентности членов педагогического коллектива. Но такой ВШК не может соответствовать требованиям, предъявляемым сегодня к инструментарию введения и реализации потенциала таких инноваций, как ФГОС. Для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.

Информация о работе Организация внутришкольного контроля