Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:01, дипломная работа
Целью работы является разработка плана внутришкольного контроля, отражающего требования ФГОС.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте..……... 6
1.1. Контроль как функция менеджмента……………………………. 6
1.2. Подходы к организации внутришкольного контроля в современном образовательном учреждении…………………
12
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений в организации внутришкольного контроля…………………………………………………………
21
Выводы по главе 1……...…………………………………………….. 27
Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования (на примере опыта МКОУ «РОЗОВСКАЯ СОШ» Омского района Омской области) 29
2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении ФГОС начального общего образования в МКОУ «Розовская СОШ»………………………………
29
2.2. Характеристика структуры и содержания внутришкольного контроля…………………………………………………………………….
32
Выводы по главе 2 …………………………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………. 45
Список литературы ……………………………………………………..…47
Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.
Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учётом реального положения дел:
Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:
О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
Выводы по параграфу:
Таким образом, существуют различные подходы к организации внутришкольного контроля. Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.
Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений внутришкольного контроля.
Федеральные государственные
образовательные стандарты обще
Вводя понятие "качество" как ключевой критерий для оценки образовательного процесса и всех его составляющих, мы обязуемся:
И первая, и вторая позиции отражают необходимость изменений в ныне существующем ВШК и указывают их направления (таблица 1).
Таблица 1
Традиционные и инновационные ориентации ВШК.
Традиционные ориентации ВШК |
Новы ориентации ВШК |
Доминирующая роль администрации, учитель лишь объект контроля |
Учитель – партнер в ВШК; развитие взаимоконтроля и самоконтроля. Контроль как инструмент самооценки. |
Проверка исполнения, оценка дисциплины, регламентация в мелочах, контроль в основном концентрируется на отдельных частных вопросах работы. Нацеленность контроля на конечные результаты выражена слабо. |
Контроль по результатам направлен на достижение ОУ поставленных целей развития. Развитие педагогической диагностики сопровождается развитием теории педагогичного анализа, взаимосвязи с функциями планирования и организации. |
Жесткий регламентирующий административный контроль, не носящий стимулирующего характера. Результаты контроля «закрыты». |
Усиление демократической функции контроля. Перенос контроля с процесса на конечный результат. Единый командный подход к организации контроля в ОУ. |
Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.
Подавляющее большинство учителей воспринимает процедуры ВШК как оценку деятельности одного человека другим (а зачастую и просто как оценку одного человека другим). Тогда как грамотно спроектированный ВШК ни что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходит накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.
Для реализации требований
государственных документов в системе
ВШК должен выполняться принцип критериаль
Выявлены ресурсы ВШК в решении описанных выше проблем:
Может ли ВШК стать инструментом при решении этих проблем? Да, если в нем будут четко прописаны критерии, показатели и уровневые дескрипторы оценки каждого образовательного результата.
Отношение педагогов школ к критериальному оцениванию качества их собственной деятельности выявляет причины, способные дискредитировать саму идею оплаты за качество работы по НСОТ.
Для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.
Таким образом, необходимость пересмотра внутришкольного контроля определяется тем, что:
- в системе образования формируются рыночные отношения, возникающие при появлении возможности выбора образовательных услуг. В этой ситуации спрос на конкретные образовательные услуги определяется двумя основными параметрами данных услуг – их качеством и «ценой», под которой имеются в виду затраты человеческих и временных ресурсов. Поэтому важна оценка затрат не только учащихся, но и учителей. Если не оптимизировать эти затраты, то школьная администрация рискует остаться и без детей, и без учителей. Таким образом, контроль за учебным процессом сейчас не может быть сведен к проверке качества учебных занятий. Он включает в себя проверку всех условий, в которых осуществляется учебный процесс.
- в школе осуществляется постепенное введение федерального государственного образовательного стандарта, который «представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ОУ, имеющими государственную аккредитацию… Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся». Кроме того, именно ФГОС «должен быть положен в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы с учетом особенностей развития региона РФ, ОУ, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы; сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях...»1. Именно эти требования определяют значение данного документа как законодательного акта, определяющего новые объекты в инвариантной части ВШК.
- появление для родителей возможности предъявления заказа ОУ и выбора услуг в сфере образования, обуславливают их стремление участвовать в контроле за тем, как школа выполняет свои обязательства перед ними. Таким образом, в современных условиях ВШК предполагает контроль за деятельностью администрации и не сводится только лишь к деятельности администрации.
- меняются представления о результатах школьного образования (личностных, метапредметных, предметных). В этом случае объектом внутришкольного контроля становится деятельность не только отдельных учителей, но и самой школьной администрации по координации деятельности учителей. ВШК выступает в данной ситуации как инструмент самооценки. Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, введения в ВШК мониторинга личностного развития обучающихся, уровня развития универсальных учебных действий – УУД.
Также надо учитывать право учителей на свободу методического творчества. Ориентация на жесткий контроль за соблюдением учителями многочисленных предписаний по планированию и организации учебного процесса дискредитировала себя уже в советской школе. В связи с этим делаются попытки перенести акцент с контроля за ходом образовательного процесса на контроль за его результатами и за деятельностью учителей по повышению своей квалификации (на основании стандарта профессиональной деятельности), которая и определяет в решающей мере качество учебных занятий.
Выводы по параграфу:
Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт является основой изменений внутришкольного контроля.
ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат в том случае, если:
- в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
- в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах;
- сама система управления станет объектом управления.
Выводы к главе 1.