Организация внутришкольного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка плана внутришкольного контроля, отражающего требования ФГОС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в менеджменте..……... 6
1.1. Контроль как функция менеджмента……………………………. 6
1.2. Подходы к организации внутришкольного контроля в современном образовательном учреждении…………………
12
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа изменений в организации внутришкольного контроля…………………………………………………………
21
Выводы по главе 1……...…………………………………………….. 27
Глава 2. Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС начального общего образования (на примере опыта МКОУ «РОЗОВСКАЯ СОШ» Омского района Омской области) 29
2.1. Особенности организации образовательного процесса при введении ФГОС начального общего образования в МКОУ «Розовская СОШ»………………………………
29
2.2. Характеристика структуры и содержания внутришкольного контроля…………………………………………………………………….
32

Выводы по главе 2 …………………………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………. 45
Список литературы ……………………………………………………..…47

Файлы: 1 файл

Гнускова Мр ВКР.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Качество и динамика обученности – это показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:

  • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки (мониторинг специалистов Комитета по образованию, аккредитация);
  • уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
  • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.

Данные показатели определяются у обучающихся контролируемых классов на начало, конец учебного года и по итогам четвертей. Для фиксирования участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах различных уровней в школе используется метод «Портфолио». У каждого обучающегося имеется портфолио ученика, в каждом классном коллективе – портфолио класса, ведется портфолио учителей.

Практика показала, что наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в школе, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:

  • в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;
  • в системе "методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;
  • в системе "ЗУВР – МО – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон актуального и ближайшего развития ученика.

Подтверждение обученности  по результатам внешней, независимой  оценки происходит в течение года в соответствии с планом работы Комитета по образованию.

Второй раздел ВШК "ВШК  качества процесса", спроектированный на основе ресурсного и системно -деятельностного подходов, а также с учетом принципов критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы 1 класса и учебного плана 2-11 классов, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий. В ФГОС цели этого раздела ВШК определены как "…обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения".

Первый раздел ВШК  качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности" выстроен в соответствии со следующей  структурой этого:

  • качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе определяется 2 раза в год в 1-11 классах;
  • качество планирования и организации уроков по предмету:

- в сентябре-октябре  – уроки в 1 и 5 классах с  целью определения адаптации  к школьным условиям и обучению на второй ступени,

- в октябре и мае  – уроки математики и русского языка в 5-9 классах,

- в декабре – уроки  географии, 6 класс,  обществознание, 6 класс, физики, 7 класс, химии, 8 класс,  с целью определения методики  преподавания новых предметов,

- в течение года  – уроки истории, обществознания, биологии, географии, химии, физики, английского языка; 

  • качество деятельности учителей в рамках ОЭР по теме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся» в 1-11 классах – два раза в год;
  • качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) в 1 классе два раза в год;
  • качество деятельности по обучению и развитию обучающихся 1-11 классов на основе использования ИКТ – два раза в год;
  • качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся 1-11 классов – в начале, конце учебного года и по итогам четвертей;
  • качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе для обучающихся 1-11 классов – в начале, конце учебного года и по итогам четвертей;
  • качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. для обучающихся 1-11 классов – в начале, конце учебного года и по итогам четвертей;
  • качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ для обучающихся 1-11 классов – в начале, конце учебного года и по итогам четвертей;
  • качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы для обучающихся 1-8 классов – в начале, конце учебного года и по итогам четвертей;
  • качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности в 1 классе  как ресурса реализации требований к "портрету выпускника" – в начале, конце учебного года и по итогам четвертей.

В разделе "качество воспитательной работы" отслеживаются три составляющие:

  • содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) классных руководителей 1-11 классов -  в начале, конце учебного года и по итогам четвертей;
  • качество реализации программы воспитательной работы - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество работы с родителями - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия.

Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы.

Очень эффективно в формате  ВШК "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, не только реализующий интегративную  функцию ВШК, но и обеспечивающий отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе следующие  направления ВШК:

  • динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество деятельности МО - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество реализации программы педагогического эксперимента - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество деятельности социально-психологической службы - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия.

Раздел ВШК "Контроль качества управления" (приложение 1) включает следующие  показатели качества управления:

  • качество образовательной программы для 1 класса – в начале и конце учебного года;
  • оптимальность состава и структуры ВШК – в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.) - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации (тетради, дневники, журналы, личные дела) всеми участниками образовательного процесса) - в начале, конце учебного года и по итогам каждой четверти;
  • качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы) - в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия;
  • качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты) - ежемесячно;
  • компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения) -  в начале, конце учебного года и по итогам I полугодия.

План ВШК предусматривает отслеживание здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для  администрации цели и необходимые ресурсы для изменения качества образовательной среды.

Каждый из показателей  ВШК определяется несколько раз  в течение учебного года с целью  определения  динамики и постановки задач на следующий период работы.

При этом выявляется:

  • В какой мере удалось достичь желаемых результатов?
  • Какие другие результаты, не совпадающие с первоначально поставленными целями, получены?
  • Какова цена достижения этих результатов?
  • Какие ресурсы не были использованы и почему?
  • Какое время было использовано для достижения полученных результатов?
  • Можно ли было получить желаемые результаты за то время, которое было реально использовано?
  • В какой мере выбранные дидактические и методические ресурсы обеспечили достижение желаемых результатов?
  • Была ли необходимость и возможность использовать иные дидактические и методические ресурсы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Вывод по параграфу:

В связи с тем, что  будет осуществлен поэтапный  переход на ФГОС, структура ВШК соответствует требованиям ФГОС и состоит из трех разделов:  ВШК качества результатов, ВШК качества процесса, ВШК качества управления. 

Для реализации требований государственных документов в системе ВШК должен выполняться принцип критериального оценивания с его понятной для любого субъекта логикой: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

     Вывод по параграфу:

В связи с тем, что  будет осуществлен поэтапный  переход на стандарты второго  поколения, структура ВШК соответствует  требованиям ФГОС и состоит из трех разделов:  ВШК качества результатов, ВШК качества процесса, ВШК качества управления. 

Для реализации требований государственных документов в системе ВШК должен выполняться принцип критериального оценивания с его понятной для любого субъекта логикой: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 2.

  1. Результативность ВШК в школе повысится, если в основе его организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.
  2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.
  3. Развитию демократических принципов управления будет способствовать привлечение органов школьного самоуправления к разработке локальной правовой базы управления школой и контролю над их соблюдением.
  4. Эффективность контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.
  5. Для реализации требований государственных документов в системе ВШК должен выполняться принцип критериального оценивания с его понятной для любого субъекта логикой: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым  звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия.

Для обеспечения эффективности  реализации инноваций такого масштаба, как введение ФГОС, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований, как к результатам, так и к процессу их получения.

Современными школьными  управленческими командами ВШК  осмысливается, а, следовательно, и  реализуется как ресурс, обеспечивающий только контрольную функцию управления. Но такой ВШК не может соответствовать требованиям, предъявляемым сегодня к инструментарию введения и реализации потенциала таких инноваций, как ФГОС. Для обеспечения эффективности реализации ФГОС необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.

Для реализации требований государственных документов в системе ВШК должен выполняться  принцип критериального оценивания, при этом каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

Информация о работе Организация внутришкольного контроля